Все о тюнинге авто

Сколько налогов платит газпром государству. Сми об ржд

rusanalit : Огромное спасибо всем, кто исправлял и корректировал мой текст про "Газпром". Газпром дотирует Россию? Ничего подобного! В итоге я написал его практически заново.

Отказался, например, от 2005 года и пересчитал все в 2008. Вышло очень интересно. Например оказалось, что

Уплатив в 2008 году 685 млрд. рублей налогов, "Газпром" получил от бюджета дотаций - за счет заниженных вывозной пошлины и НДПИ - на 650 млрд. рублей .

Т.е. по сути "Газпром" вообще не платит налогов! Интересно, опубликует ли его "Слон".

так как жж русаналита удалён, полную статью выкладываю ниже

ГАЗПРОМ ДОТИРУЕТ РОССИЮ? НЕТ - РОССИЯ ДОТИРУЕТ «ГАЗПРОМ»! «

Совокупная экспортная мощность газопроводной системы через которую возможно прокачивать на экспорт газ «Газпрома» (без Казахстана, Армении и Грузии) составляет:

1. Украинское направление:

143,5 млрд. кубов - чистый возможный экспорт (формально он больше, до 179 млрд. кубов - но для этого надо вложить существенные средства в модернизацию ГТС Украины).

2. Белорусское направление:

35 млрд. кубов - чистый возможный экспорт (вкл. «Ямал-Европа»)

3. Турецкое направление («Голубой поток»):

16 млрд. кубов - чистый возможный экспорт

4. Латвийское направление:

2 млрд. кубов - чистый возможный экспорт

5. Финское направление

7 млрд. кубов - чистый возможный экспорт

Итого, совокупно по всем пяти направлениям чистого возможного экспорта за пределы б. СССР (в европейском и турецком направлениях): 203,5 млрд. кубов .

В 2008 году транзит российского газа через территорию Украины составил 119,6 млрд. кубов. Через Беларусь - 51,4 млрд. кубов. По «Голубому потоку» - 10 млрд. кубов. В Латвию - 0,7 млрд. кубов. В Финляндию - 4,9 млрд. кубов.

Итого: 186,6 млрд. кубов . При пропускной мощности в 203,5 млрд. кубов.

Вывод № 1: свободных экспортных мощностей у «Газпрома» в 2008 году было на 17 млрд. кубов газа (округлим в пользу «Газпрома»).

Именно столько в 2008 году «Газпром» мог поставить на экспорт дополнительно, сняв их с внутреннего российского рынка, куда он поставил в том году 287 млрд. кубов газа. И тут первая обманка от «Газпрома» - он то повышает цены на все 287 млрд. кубов газа (точнее, с учетом того, что население и ЖКХ потребляют 27% газа - на 209 млрд. кубов), идущих на рынок России - забывая, что на деле может экспортировать не более 9% этого обьема. На большее не хватает транспортных мощностей.

Совокупное потребление газа Европой (вкл. Турцию) в 2008 году составило 550,6 млрд. кубов. Теперь представим, что «Газпром» задался целью продать на этом рынке те самые снятые с внутрироссийского рынка 17,8 млрд. кубов газа. Считаем: 17 млрд. кубов газа составляют 3,1% совокупного европейского потребления газа. Продать их на этом вполне обеспеченном газом рынке можно только заместив своим газом чей-то чужой, который оттуда уходить вовсе не желает. Как вытолкнуть чужой газ с европейского рынка? Только понижая цены на свой газ - т.е. через демпинг. Но и другие продавцы газа, желая удержать за собой рынок, будут демпинговать. С другой стороны - что такое для европейского рынка 3,1%? А вот смотрим и видим: Катару, чтобы протолкнуть в 2009 году на европейский рынок 30 млрд. кубов газа (Катар поставляет сжиженный природный газ, но мы пересчитали его в эквивалент просто природного) пришлось продавать их более чем вдвое ниже газпромовской цены, в среднем по 130-150 долларов за 1000 кубов.

Момент нежелания Европы увеличивать зависимость от поставок газа из России можно опустить - думается, получив значительную скидку по цене, она пережила бы рост доли российского газа впотреблении с 32% до 35%.

Но будем считать, что «Газпрому» удалось бы продать в Европе эти 17 млрд. кубов газа без всяких скидок. Т.е. по 308 долларов за 1000 кубов (расчет приведен ниже). Таким образом, он бы выручил от продажи этого дополнительного объема 5,2 млрд. долларов . И это и есть - но только в первом приближении - размер дотации «Газпрома» российской экономике.

Почему в первом приближении? А потому что у «Газпрома» есть есть еще одна не то чтобы тайна, но факт, который он предпочитает не афишировать - налоговые дотации со стороны бюджета, в первую очередь за счет заниженной (против нефтяного аналога) ставки НДПИ и заниженных вывозных пошлин. Посчитаем?

ВЫВОЗНАЯ ПОШЛИНА

Поскольку экспортная цена на газ формируется по формуле, базирующейся на цене на нефть примерно 9-месячной давности, то большая часть среднегодовой экспортной цены газа в 2008 году сформирована ценой на нефть прошлого, 2007 года. Потому в своем расчете мы будем рассматривать цену на газ 2008 года и цену на нефть 2007 года.

При среднегодовой цене на нефть сорта Urals в 69,3 доллара за баррель (2007г.), цена тонны экспортированной нефти этого базового для российского экспорта сорта в 2007 году составила 505 долларов.

Доля таможенной пошлины в ней (расчитано по формуле Минфина)
29,2+(7,3*(69,3-25))*65%= 239,5 долларов.

Согласно собственным данным «Газпрома», объем продаж газа в страны Европы в 2008 г. составила 184,4 млрд куб. м газа. Выручка от реализации газа в страны Европы в 2008 г. составила 1430,5 млрд руб. Таким образом, 1000 кубов газа продавалось Газпромом в 2008 году в Европу по цене в 7770 рублей. Среднегодовой курс рубля в 2008 году составил около 25 рублей за доллар. Таким образом, стоимость 1000 кубов газа составила 308 долларов. Или 61% от стоимости тонны нефти в 2007 году .

По логике вывозная пошлина на 1000 кубов газа должна составлять те же 61% от вывозной пошлины на нефть или 146 долларов долларов ($239,5*61%).

Согласно Приказа ГТК РФ от 11 декабря 2003 г. N 1431 (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2003 N 507) с 1 января 2004 года применяется ставка вывозной таможенной пошлины на газ природный в газообразном состоянии, вывозимый с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в размере 30 процентов от таможенной стоимости,

Таким образом, при среднегодовой цене на экспортируемый в Европу газ в 308 долларов за 1000 кубов ставка вывозной пошлины составляет 92,4 доллара. Как мы высчитали выше «равновесная» с нефтью ставка экспортной пошлины на газ должна составлять 146 долларов. Т.е. дотация со стороны бюджета РФ в пользу «Газпрома» при экспорте тем в 2008 году в страны дальнего зарубежья 184,4 млрд. кубов газа составила: 184,4млрд./1000*(146-92)=9,9 млрд. долларов .

НДПИ.

В 2007 году в России добыто 492 млн. тонн нефти (и газового конденсата). Поступления от НДПИ на нефть составили в том же году 1,017 трлн. руб. Таким образом, средневзвешенная ставка НДПИ составила 2067 рублей за тонну нефти.

61% от 2067 рублей составляет 1261 руб - именно такой НДПИ с 1000 кубов экспортированного в дальнее зарубежье газа должен был заплатить Газпром при равном налогообложении с нефтяной отраслью. В реальности же ставка НДПИ составила 147 рублей.

Т.е. дотация со стороны бюджета РФ в пользу «Газпрома» при экспорте тем в 2008 году в страны дальнего зарубежья 184,4 млрд. кубов газа составила: 184,4млрд./1000*(2061-147)=353 млрд. руб. или 16,1 млрд. долларов

Вывод: совокупная дотация в пользу «Газпрома» со стороны бюджета РФ за счет заниженных вывозных пошлин и заниженного НДПИ составила 26 млрд. долларов.

Чистая прибыль "Газпрома" в 2008 году составила 771,38 миллиарда рублей или около 31 млрд. долларов. Таким образом, прибыль «Газпрома» до обложения налогом на прибыль составила 1,014 трлн. рублей. Из которых 650 млрд. руб. ($26млрд.*25руб.) - это дотация со стороны бюджета РФ. Таким образом «грязная» прибыль «Газпрома» в 2008 году на 65% сформирована за счет дотации со стороны бюджета РФ.

Запомните это - если бы «Газпром» платил вывозные пошлины и НДПИ на равных с нефтяниками условиях, то его прибыль была бы в 3 раза меньше, а доходы бюджета РФ - на 650 млрд. рублей больше.

Теперь вспомним, что «Газпром» в идеальном для него случае мог бы экспортировать по свободным газопроводным мощностям 17 млрд. кубов газа на сумму в 5,1 млрд. долларов. Из них вывозная пошлина составила бы 30% или 1,5 млрд. долларов. Т.е. от продажи этого объема «Газпром» выручил бы 3,6 млрд. долл., (с которых «по уму» надо бы еще снять расходы на транзит). При этом он вовсе не подарил эти 17 млрд. кубов,а продал их на внутрироссийском рынке по цене в 1652,8 рубля за 1000 кубов (за вычетом НДС и акциза). Или по 66 долларов, выручив таким образом «чистых» $66*17,8млрд./1000=1,1 млрд. долларов.

Т.е. отказавшись от экспорта в пользу российского рынка «Газпром» недополучил $3,6млрд.-$1,1млрд.=$2,5м лрд. долларов.

Но как мы помним, налогов он недоплатил аж на $26 млрд. долларов! Т.е. в 10 раз больше!

Вывод: в 2008 году чистая дотацию бюджета РФ в пользу «Газпрома» составила 23,5 млрд. долларов.

Так что, как мы с вами видим - не «Газпром» дотирует российскую экономику, а все с точностью «до наоборот» - бюджет России на огромную сумму дотирует «Газпром». Но при этом «Газпром» собирается поднять цены в России в разы, аргументируя это тем, что он «дотирует» поставки на внутренний рынок. Т.е. он хочет не только получать огромные дотации из бюджета страны, но и еще получать с России дополнительные огромные деньги - как минимум 418 млрд. рублей в год (расчет ниже).

В 2008 г. Газпром заплатил налогов- 685,8 млрд руб. Бюджет РФ дотировал «Газпром» в 2008 году по вывозной пошлине и НДПИ на 650 млрд. руб. ($26млрд.*25руб.).

Как мы видим из таблицы внизу, в 2008 году цены газ в СНГ и Балтии были на 2000 рублей выше внутрироссийских. С учетом того, что поставка «Газпрома» агентам экономики (т.е. за вычетом потребления газа населением) составила в этом году 209 млрд. кубов газа, «Газпром» считает, что его потери составили 418 млрд. рублей и именно этим аргументирует повышение цен на газ для России в разы. 418 млрд. руб. - это 14 миллиардов долларов по текушему курсу. Именно столько «Газпром» желает выручать ежегодно дополнительно с экономики России за счет повышения цены на газ. И то в том случае, если базой для подьема цен будут цены стран СНГ и Балтии, которые в два с лишним раза ниже цен для дальнего зарубежья.

Средняя цена реализации газа (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин) , руб. за 1 000 куб. м. :

Направление/Год

2007

2008

Россия

1301,1

1652,8

Дальнее
зарубежье

5181,9

7757

СНГ и Балтия

2672,9

3693,9

Но - как бы там ни было, имеет ли «Газпром» возможность продать все поставляемые в Россию 209 млрд. кубов газа на экспорт или нет, продаст он их по ценам долгосрочных контрактов или по значительно более низким - «Газпром» имеет полное право заявить:

если российские предприятия смогут покупать газ по выросшим в разы «равнодоходным» ценам, значит все правильно - ибо это рыночные цены.

Имеет полное право? Как бы не так. Потому что это будет покупка «с пистолетом у виска» - в условиях практически полной монополии «Газпрома» потребители не имеют свободы выбора, отсутствует главная составляющая - конкуренция среди поставщиков. Для того чтобы цена поставки газа на внутренний рынок России была действительно рыночной, свой газ потребителю должны предлагать несколько конкурирующих за деньги потребителя поставщиков.Нет конкуренции - нет рыночной цены.

Давайте поймем - с повышением цен на поставляемый на внутрироссийский рынок газ, «Газпром» теряет единственное обоснование своего сохранения как единой компании, как монополии . Если, конечно, вы считаете, что интересы российской экономики выше интересов отдельно взятой компании. Ведь экспорт газа может - как, скажем, то делает «Росвооружение» в сфере экспорта оружия - осуществлять единый госпосредник - чтобы избежать ситуации в которой добываемый несколькими российскими компаниями газ будет конкурировать на европейском рынке сам с собой.

Так что если «Газпром» желает повысить цены для России до «равновесных» с Европой - то «Газпром» должен быть разделен на несколько (не больше трех, чтоб не терять эффекта масштаба) частей, «труба» выведена в отдельную госкомпанию «Трансгаз» (по аналогии с «Транснефтью»), а экспорт газа должен осуществлять единый госпосредник. А главное - «Газпром» (точнее - компании на которые он будет разделен) должны в полном объеме платить налоги в российский бюджет, отказавшись от дотирования по вывозной пошлине и НДПИ.


ПС. И последнее - сам только что заметил.
Итак,
- как видно из таблички, разница в цене поставленного на российский рынок и рынок стран Балтии и СНГ газа составляет 3693,9-1652,8=2041,1 рубль на 1000 кубов газа
- 23,5 млрд. долларов дотации бюджета РФ "Газпрому" в 2008 году по среднегодовому курсу в 25 рублей за доллар это 587,5 млрд. рублей
- на российский рынок в 2008 году "Газпром" поставил 287 млрд. кубов газа
Расчет: 287млрд./1000*2041,1=585,8 млрд. руб .

Т.е. на рынок России в 2008 году - с учетом дотации со стороны бюджета РФ - "Газпром" поставлял газ ровно по той же цене, по какой он это делал и странам Балтии и СНГ.

А то, что расчет сошелся практически "рубль в рубль" говорит о том, что существует договоренность между "Газпромом" и властями России по тому, что реальная цена поставляемого на российский рынок газа должна быть равна поставкам на рынок стран Балтии и СНГ.


Примечание. Все данные - кроме собственных расчетов автора - взяты с сайта "Газпрома":
http://www.gazpromquestio ns.ru/index.php?id=34 (внешние рынки)
http://www.gazpromquestio ns.ru/index.php?id=35 (российский рынок)
+
http://www.eegas.com/fsu_ r.htm (система экспортных газопроводов)

Компания спорит с ФНС из-за 300 млн рублей

«Газпром» закончил III квартал года с убытком в 9,2 млрд рублей (по РСБУ). Интересно, что, несмотря на столь плачевные финансовые результаты, топ-менеджеры получили неплохое вознаграждение - 2,1 млрд рублей.

Убытки также не помешали «Газпрому» готовиться к 25-летнему юбилею - на него потратят 100 млн рублей. Деньги пойдут на организацию «показа спектаклей, концертов и иных зрелищных программ», а также на питание в Государственном Кремлёвском дворце. Возможно, как и пять лет назад, поздравлять «Газпром» приедут Стинг, Андреа Бочелли, группа «Моральный кодекс», Диана Арбенина и другие звёзды.

Впрочем, не надо обвинять компанию Алексея Миллера в транжирстве. Компания умеет экономить, особенно когда речь заходит о налогах. Сейчас «Газпром» судится с Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2. Речь идёт о сумме в 300 млн рублей. Это 203 млн налогов, которые «Газпром», по версии ФНС, не заплатил, остальное - пени и штрафы.

Как следует из судебных документов, всё дело в двух трубопроводах, расположенных в Сибири. «Газпром» решил, что они магистральные, а ФНС с этим не согласилась. Дело в том, что у магистральных газопроводов были налоговые льготы. В 2012 году они вовсе не облагались налогом, а в 2013 году ставка для них была пониженная.

Суд долго изучал, какие в России бывают трубопроводы: описание труб и нормативных нюансов занимает 64 страницы. И итоге дело выиграл «Газпром» (в августе 2017 года).

ФНС подала апелляцию, заседание назначено на 21 декабря. Это дело указано в числе наиболее важных в отчёте «Газпрома» за III квартал.

Доля государства в уставном капитале «Газпрома» (с учётом косвенного владения») составляет 50%. И когда корпорация судится с ФНС, получается, что государство судится с самим собой.

«Газпром» считает, что Налоговый кодекс - это как роман, который можно толковать по-разному. Стоило ли Анне Карениной уходить от мужа? Стоило ли платить налоги? Это вопросы, на которые трудно найти ответ.

Компания так и пишет в отчётах: «Российское налоговое, валютное и таможенное законодательство допускает различные толкования и подвержено частым изменениям. Налоговые органы могут занять более жёсткую позицию при интерпретации законодательства и проверке налоговых расчётов».

Практика показывает: прописать в законе досконально все вариации действительно невозможно, несмотря на то что у нас Налоговый кодекс написан очень подробно, - сказал директор юридической компании «Налоговая помощь» Илья Мокрышев.

По его словам, дела о магистральных трубопроводах были у многих российских компаний.

И большинство из них свои дела проиграли, в отличие от «Газпрома», - отметил он.

По словам юриста, эта «ситуация достаточно спорная».

Зачастую налоговый орган пересматривает ситуацию задним числом, - сказал юрист. - То есть когда налогоплательщик подаёт первоначально декларацию, налоговый орган при камеральной проверке не предъявляет претензии. Зато он предъявляет претензии, уже когда проводит выездную проверку, - через 3–4 года.

Из-за такой неопределённости компании и пишут в своих отчётах о «различных толкованиях» Налогового кодекса.

Так они могут уведомить акционеров: несмотря на то что они тщательно ведут налоговый и бухгалтерский учёт, это не гарантирует отсутствия претензий по результатам налогового контроля, - пояснил юрист.

Как рассказал налоговый юрист Сергей Шаповалов, за и против компаний-гигантов борются лучшие налоговые юристы.

Для «Газпрома» не проблема нанять себе самых лучших специалистов. Поэтому ФНС создала специализированную инспекцию, где работают юристы, которые тоже очень хорошо разбираются в таких специфических спорах.

Кстати, только юридическая фирма «Вегас-лекс» в этом году заключила контракты со структурами «Газпрома» более чем на 40 млн рублей.

Между налоговой и госкорпорацией идёт борьба на равных. Самая слабая сторона здесь - это судья.

Спор специфический и требует много узкоспециализированных знаний, которых у судьи нет, - сказал юрист. - Судья хочет вынести законное решение, но если он будет сомневаться, то очень вероятно, что он может поставить во главу угла бюджетный интерес.

Наше «национальное достояние» (как сам себя называет «Газпром») не пропадёт - на налогах компания пытается экономить всё время. В сентябре сообщалось, что «Газпром» добивается налоговых исключений. Он попросил разморозить для одного из своих проектов институт консолидированной группы налогоплательщиков (КГН).

Этот механизм появился в 2012 году. Компании, которые входят в группу, объединяют прибыли и убытки. Общий налог снижается благодаря включению в группу убыточных предприятий. В 2015 году был установлен мораторий на создание новых КГН.

Размер дивидендов, которые идут в бюджет, компания также не спешит увеличивать.

В 2015 году компания приняла дивидендную политику, которая позволяет ей платить в виде дивидендов 17,5–35% чистой прибыли. При этом в правительстве уже несколько лет хотят повысить дивиденды для госкомпаний до 50% (по МСФО).

В 2018 году объём инвестиций составит 1 триллион 280 миллиардов, а в 2019-м - 1 триллион 400 миллиардов… - говорил в конце ноября председатель правления компании Алексей Миллер на встрече с президентом. - Это поставка газа в Китай по «восточному» маршруту, газопровод «Сила Сибири», обустройство Чаяндинского месторождения, строительство Амурского газоперерабатывающего завода, ввод в конце 2019 года газопровода «Турецкий поток» и создание газотранспортных мощностей в «северном коридоре», на северо-западе России для вывода газа с Ямала для потребителей в Российской Федерации и для поставок на экспорт по «Северному потоку».

Как всё время говорят представители «Газпрома», если платить больше государству, не хватит денег на все эти масштабные стройки (ну и на корпоративы с премиями, но это не произносится). А 25 лет - это ведь такой возраст, когда «газануть и помчаться туда, где мечты сбываются» (лозунг «Газпрома»), и можно ещё под песню Стинга.

Как следует из последнего годового отчёта «Газпрома», в 2016 году он заплатил налоги на сумму 1,2 трлн рублей. В виде дивидендов государству досталось 95 млрд рублей. Выручка компании за 2016 год составила 3,9 трлн рублей.

Светлана Башарова

“Роснефть” отказывается платить в бюджет дивиденды по установленной правительством норме – половина чистой прибыли по Международной системе финансовой отчетности. Аргумент  – “мы не госкомпания”. Формально контрольный пакет акций “Роснефти” не принадлежит россиянскому правительству, а контролируется некоей прослойкой под названием “Роснефтегаз”, совет директоров которой возглавляет все тот же глава “Роснефти” Сечин. То есть когда надо получать поддержку из бюджета и преференции “Роснефть” - это госкомпания, а когда платить дивиденды – уже таки нет.

В последний раз за 2015 год “Роснефть” заплатила своим акционерам дивиденды из расчета примерно 1 доллар за баррель добытого нефтяного эквивалента. Частные нефтяные компании РФ традиционно платили своим акционерам 2–3 доллара за баррель. Международные – еще больше: ExxonMobil – 8 долларов за баррель за 2015 год. Если бы “Роснефть” платила рыночные дивиденды хотя бы на уровне частных россиянских нефтедобытчиков, то на нынешний госпакет 50% плюс одна акция государство ежегодно получало бы почти 150 млрд рублей, на пакет в прошлогоднем объеме, до продажи консорциуму Glencore и Катарского инвестфонда – почти 200 млрд.

Если бы “Газпром” платил дивиденды похожего уровня, получилось бы не менее 220 млрд рублей в год. То есть почти полтриллиона только от двух крупнейших госкомпаний. Это более 10% общего объема годовых поступлений в Пенсионный фонд, меж тем как сегодня платежи “Роснефти” и “Газпрома” в этот фонд не превышают 3% - основная нагрузка по содержанию пенсионной системы взвалена на малые и средние предприятия.

Однако даже фактически выплачиваемые дивиденды далеко не в полном объеме попадают в бюджет. Уже упомянутый “Роснефтегаз”, владеющий помимо госпакета “Роснефти” еще и 11% акций “Газпрома”, перечислил в прошлом году в бюджет всего 30 млрд рублей дивидендов. Остальные доходы от акций госкомпаний этот посредник аккумулирует на своих счетах много лет, получая процентный доход от размещения этих денег в банках.

Отчетность компании-прослойки, возглавляемой путинским подельником давно перестали публиковать, но по независимым оценкам на счетах “Роснефтегаза” может находиться более 600 млрд рублей. Из этих средств “Роснефтегаз” доплатил государству за “приватизацию” 19,5% акций “Роснефти” в конце прошлого года, когда денег Glencore и Катарского инвестфонда не хватило до утвержденной правительством суммы поступлений от сделки. То есть в качестве “доходов от приватизации” учли средства, которые и так давно уже должны были оказаться в бюджете, если бы не существовало понятно зачем нужного “посредника” по аккумулированию государственных дивидендов под названием “Роснефтегаз”.

Помимо этого, качество менеджмента самой “Роснефти” вполне соответствует моральному облику управляющего этой структурой чекиста. Чего стоит одно лишь падение чистой прибыли вдвое по итогам 2016 года – оно не может быть объяснено снижением цен на нефть, так как выручка снизилась всего на 3%. Чистая прибыль “Роснефти” составила всего 2,8 млрд долларов за год. Exxon, добывающий на 20% меньше нефти и газа, приносит почти столько же чистой прибыли за квартал.

Неожиданное и резкое падение чистой прибыли лишило государство перспективы получить в этом году от “Роснефти” значительные дивиденды даже до того, как Сечин потребовал еще и разрешить ему не перечислять в бюджет положенные 50% от чистой прибыли по МСФО. На этом фоне “Роснефть” выпрашивает у государства то крупные налоговые льготы, например, в правительстве обсуждается поддержанное Минэнерго предложение предоставить компании 50% льготу по налогу на добычу полезных ископаемых для Самотлорского месторождения, где “Роснефть” добывает примерно десятую часть своей нефти. С “Газпромом” ситуация не лучше: компания платит в бюджет немногим более триллиона рублей налогов в год, в то время как нефтяная индустрия – более 5 триллионов.

Очевидно, что россиянские нефтегазовые гиганты являются частными лавочками Путина и его приятелей. Статус “государственных” они носят лишь для обоснования разнообразных льгот. Хотя именно у них можно было найти недостающие деньги и для Пенсионного фонда, и для снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Только, разумеется, ничего этого не произойдет. Минфин уже затеял игру по повышению НДС, кремлевские олигархи продолжат купаться в нефтедолларах, а недостающие доходы бюджета будут взысканы, по традиции, с нищего населения.

В отличие от крупных компаний, у граждан и малого бизнеса нет возможности повлиять на правительство. Поэтому в кризис они получили рост налогов вместо фискальных послаблений.

Налоговые маневры: пока на словах

В последние недели вновь получила развитие дискуссия о повышении НДФЛ. Правительство обсуждает возможность увеличения ставки подоходного налога с 13% до 15% и введения необлагаемого минимума, заявил в конце марта, вскоре после президентских выборов, вице-премьер Аркадий Дворкович. Решение по этому вопросу пока не принято: против дифференциации НДФЛ не единожды выступал министр финансов Антон Силуанов, полагающий, что это повысит риски ухода от его уплаты. О сложностях администрирования подоходного налога в случае отказа от унифицированной ставки говорит и премьер Дмитрий Медведев, в ходе недавнего отчета о работе правительства в Госдуме напомнивший, что в 1990-е годы прогрессивная шкала приводила к росту теневого сектора.

Предложение повысить НДФЛ возникло как альтернатива налоговому маневру 22/22, в рамках которого были бы до 22% повышен НДС и понижена совокупная ставка страховых взносов (с нынешних 18% и 30% соответственно). Однако такой маневр с неизбежностью отразился бы на ценах и инфляции, которую лишь в прошлом году впервые с момента перехода к рынку удалось снизить до уровня развитых стран (2,5%). А потому такая идея была на время отложена. Под вопросом пока находится и налоговый маневр в нефтяной отрасли: Минфин хочет уже с 2019 года резко повысить НДПИ в обмен на обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, тем самым расширив базу для налогообложения - налог на добычу платят все участники отрасли, вне зависимости от объемов экспорта. Однако против выступают нефтяные компании, у которых из-за маневра снизится рентабельность нефтепереработки: в России цена нефти рассчитывается по экспортному нетбэку, а потому снижение пошлин приведет к удорожанию сырья для НПЗ.

Льготы для «национальных достояний»

Извлечь дополнительные бюджетные доходы можно было бы за счет повышения дивидендных отчислений государственных компаний. Однако вместо 50% чистой прибыли по МСФО, на которых настаивает Минфин, «Газпром» в прошлом году направил на дивиденды лишь 20% (190,3 млрд рублей из 951,6 млрд), а «Роснефть» - 35% (63,4 млрд рублейз 181 млрд). При этом нефтегазовые мейджоры раз за разом добиваются от правительства налоговых льгот для инвестиционных проектов.

Так, «Газпром» до 2035 года освобожден от налога на имущество с объектов газопровода «Сила Сибири», базой для которого послужит Чаяндинское месторождение Якутии - в первые 15 лет добычи компания не будет уплачивать с него НДПИ. В свою очередь, «Роснефть» получила льготу по НДПИ для Самотлорского месторождения, из-за чего в ближайшие десять лет, по оценке Минфина, бюджет будет ежегодно недополучать 35 млрд рублей. Фискальные послабления установлены и для проекта «Новатэка» «Ямал СПГ», в первые 12 лет реализации которого будут действовать нулевые ставки налога на имущества и НДПИ для газа с Южно-Тамбейского месторождения, а также сниженная ставка налога на прибыль - 13,5% вместо 18%. Сюда же относятся и нулевые пошлины на экспорт сжиженного газа, которыми пользуются все участники отрасли.

Помимо налоговых льгот, крупные компании получают прямые государственные субсидии. Например, в 2014-2015 годах правительство согласилось предоставить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 1,75 млрд долларов Сибуру» и 150 млрд рублей «Новатэку» на проекты «Запсибнефтехим» и «Ямал СПГ» соответственно. Строительство «Запсибнефтехима» в том числе ведется за счет средств «Внешэкономбанка» (ВЭБа), на счетах которого к концу прошлого года было размещено 575,3 млрд рублей из ФНБ. Средства фонда также были использованы для покупки привилегированных акций ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка на общую сумму 279 млрд рублей.

Как следствие, к сегодняшнему дню ФНБ ликвиден лишь чуть более чем наполовину: из 3,773 трлн рублей правительству доступны 2,235 трлн, согласно оценке экономиста Кирилла Тремасова.

Богатые компании платят меньше, бедные граждане - больше

На фоне льгот и субсидий для крупного бизнеса особенно заметен рост налогов для граждан, а также для мелких и средних предпринимателей - как на региональном уровне, так и на федеральном. В 2015 году налог на имущество стал рассчитываться по кадастровой стоимости, а не по инвентаризации, как это было ранее. Тогда же был введен торговый сбор и плата с грузовиков массой свыше 12 тонн (система «Платон»), а с нынешнего года в Крыму, Краснодарском, Алтайском и Ставропольском краях действует курортный сбор.

С 1 января 2018 года освобождение от НДС не действует для сельхозпроизводителей, уплачивающих единый сельхозналог (ЕСХН) и имеющих годовой доход свыше 100 млн рублей - к 2022 году за счет ежегодного снижения на 10 млн рублей эта планка опустится до 60 млн.

Растут и неналоговые выплаты: например, в Москве с 2014 года территория платной парковки действует не только внутри Бульварного кольца, но и внутри Третьего транспортного.

При этом федеральное правительство, помимо повышения НДФЛ, обсуждает способы увеличения доли самозанятых, исправно уплачивающих налоги, - для этого, возможно, будет создано мобильное приложение, через которое блогеры и репетиторы будут напрямую взаимодействовать с Федеральной налоговой службой (ФНС). В докризисный период это могло бы стать одним из решений на пути вывода самозанятых из «тени», однако в кризис логичнее было бы продлить для них налоговые каникулы, срок действия которых истекает в нынешнем году.

Оправданной была бы и полная отмена налогов на совокупный доход, которые установлены для малого бизнеса (ЕСНХ, налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения и др.): в 2016 году, по данным Федерального казначейства, на их долю пришлось лишь 0,8% доходов консолидированного бюджета - 23,3 млрд рублей из 28,2 трлн.

Однако этих мер нет в повестке правительства, которое, наоборот, повышает налоговую нагрузку вопреки мораторию, объявленному в 2014 году. Слабым утешением служит тот факт, что рост налогов был характерен и для кризисов недавнего российского прошлого. Так, в 1992 году правительство Гайдара установило НДС со ставкой 28%, а также прогрессивный НДФЛ с диапазоном от 12% до 40% в зависимости от величины дохода налогоплательщика. В свою очередь, в кризисном 1998 году был внедрен налог с продаж вопреки сопротивлению Думы, которая первоначально это предложение отвергла. Тяжелый бюджетный кризис 1990-х доказал ошибочность этих решений: выйти из него удалось только в первой половине 2000-х, когда правительство унифицировало НДФЛ (13%), снизило НДС (сначала до 20%, а потом до 18%) и отменило налог с продаж.

Однако в годы реформ это были во многом вынужденные ошибки: в 1992 году в Европе не было стран, где бы действовал плоский подоходный налог, который в то время выглядел экзотикой. Первой на его внедрение пошла Эстония, сделавшая это в 1994 году. Прогрессивная шкала тогда была чем-то само собой разумеющимся, а высокий НДС должен был позволить мобилизовать бюджетные доходы и снизить бюджетный дефицит, который в 1991 году, по оценке Всемирного банка, достиг 30,9% ВВП.

В 1998 году обязательства по повышению налогов российское правительство брало перед МВФ, чтобы претендовать на получение помощи, которая помогла бы уйти от дефолта: тот же налог с продаж был одобрен Думой в июле 1998-го, всего за несколько дней до того, как МВФ согласился предоставить России транш на 4,8 млрд долларов.

Нынешний же рост налогов связан с тем, что у граждан нет каналов влияния на правительство - в отличие от крупных компаний, которые напрямую лоббируют для себя льготы и прямые субсидии. Вот почему корпоративные налоги сегодня зачастую снижаются, тогда как налоги для физлиц и малого бизнеса, наоборот, растут. Это в том числе привело к спаду реальных доходов, которые по итогам прошлого года снизились четвертый год подряд (на 1,7%, согласно данным Росстата). Однако столь длительное падение пока не заставило правительство изменить конфигурацию налоговой политики. И это, пожалуй, еще бо льшая проблема, чем рост налогов сам по себе.

«Роснефть» стабильно и масштабно пополняет казну государства. Фото Reuters

50 компаний России обеспечивают до половины налоговых поступлений консолидированного бюджета, а топливно-энергетический комплекс (ТЭК) по-прежнему остается основным его донором. Об этом вчера сообщил РБК, который провел исследование «Крупнейшие налогоплательщики России».

Доля 50 крупнейших налогоплательщиков в налоговых доходах консолидированного бюджета в 2016 году, по данным издания, составила около 47%. Девять компаний нефтегазового сектора перечислили в бюджет в виде налогов около 3,9 трлн руб. без учета социальных отчислений и НДФЛ. В топ-10 рейтинга вошли семь компаний ТЭКа. Абсолютным лидером стала «Роснефть» (1,36 трлн руб.), на втором месте «Газпром» (1,17 трлн руб.), замыкает тройку со значительным отставанием ЛУКОЙЛ (564 млрд руб.).

При этом, отмечают авторы рейтинга, «Роснефть» удерживает первенство среди налогоплательщиков уже четыре года. В целом же нефтегазовые компании доминирует среди тех, кто наполняет бюджет страны. То есть, по сути, именно нефтегазовый сектор обеспечивает почти треть государственной казны. Состязаться с ним в объеме налоговых платежей по силам лишь монополиям в лице Сбербанка, РЖД и Росатома, которые, впрочем, значительно отстают.

Понятно, что лидеры нефтегазового сектора - это «Роснефть» и «Газпром». При этом, заметим, налоговая нагрузка на «Роснефть» в 2016 году составила 27,3%, а на «Газпром» – только 19,1%. Примечательно, что «Роснефть» заплатила в бюджет в 2016 году не только налоги в размере 1,36 трлн руб., но еще и дивиденды на половину капитала.

«То есть реально государство от «Роснефти» получает больше, чем подсчитали в РБК, – полагает директор аналитического департамента компании «Альпари», кандидат экономических наук, один из ведущих российских аналитиков финансовых рынков Александр Разуваев. – Здесь есть некоторая несправедливость: «Роснефть» и «Газпром» – компании сопоставимые, но «Газпром» все-таки платит в бюджет меньше. Ну у «Газпрома» всегда было достаточно серьезное лобби – и соответственно у него более мягкий налоговый режим, чем у нефтяников. Да, в холдинг «Газпром» входит и компания «Газпромнефть», но все же ее вес не столь велик».

По мнению эксперта, «идеально было бы снизить налоговую нагрузку на нефтяной сектор и взимать больше через дивиденды. Потому что у нефтяников всегда стоит выбор: либо налоги, либо инвестиционные программы. Ну «Роснефть» все же, как мы видим, со всем этим справляется – у нее все хорошо».

Кстати, о необходимости снижения налогов в нефтяном секторе еще год назад говорил и глава «Роснефти» Игорь Сечин: «Снижать надо налоги. Нам НДПИ подняли в два раза, экспортные пошлины обещали снизить – не снизили, а цены упали при этом. Надо просто объективно относиться к этим процессам ко всем и не допускать провалов в инвестиционных процессах. Если начнутся интервалы по инвестициям, к сожалению, это может привести потом к тяжелым последствиям, к необходимости восстанавливать добычу, восстанавливать переработку».

«Да, «Роснефть» платит больше налогов, чем «Газпром», хотя цифра должна быть в целом сопоставимой, – полагает, в свою очередь, аналитик по нефтегазовой отрасли австрийского банка Raiffeisen Андрей Полищук. – Первая причина этого в том, что налоговая нагрузка на нефть выше, чем налоговая нагрузка на газ. Тот факт, что «Роснефть» оказалась уже не первый год крупнейшим налогоплательщиком в стране, компанией, от которой больше всего налоговых поступлений в бюджет, является достаточно ожидаемым. Потому что «Роснефть» – это крупнейшая нефтяная компания в стране».

«Большая часть бюджета формируется за счет нефтегазовых доходов, – напоминает эксперт. – И, думаю, это положение дел сохранится еще на годы, а главными налогоплательщиками так и останутся «Роснефть» и «Газпром». Тем более что «Роснефть» планирует расширить свое присутствие на рынке, в том числе на газовом рынке, и рассчитывает на получение экспорта. А где экспорт – там и цена выше, и надо платить экспортную пошлину. Так что налоговые поступления в бюджет от «Роснефти» могут в будущем еще вырасти».

Генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в беседе с «НГ» отметил качество и прозрачность проведенного исследования, подчеркнув: «Крупнейшей по выручке компанией в России является все-таки «Газпром», через который проходит больше всего денег. Но платит он в бюджет меньше, чем «Роснефть». Потому что не хочет платить».

По мнению эксперта, из представленного списка нужно выделить три предприятия, которые можно условно назвать «государственниками» (то есть такими, которые от налогов не бегают). Это предприятия, у которых налоговая нагрузка выше 25%, то есть «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». «Все остальные так или иначе от налогов бегают – кто больше, кто меньше, – отметил собеседник «НГ». – Например, у «Газпрома» налоговая нагрузка сейчас 19%, у ЛУКОЙЛа – около 12%. Это существенно ниже, чем у компаний, которые платят налоги полностью. Какие используются здесь схемы – это отдельная тема. Очевидно, что черных схем здесь никаких быть не может. Поэтому используются вполне легальные схемы, которые в первую очередь состоят в завышении себестоимости. «Роснефть» по операционным затратам среди нефтяных компаний мира является лидером – здесь самые низкие операционные затраты».

Следует отметить, что такой высокой налоговой нагрузки, как у «Роснефти», нет ни у одной крупной нефтяной компании в мире. Это при том, что «Роснефть» является самой большой нефтяной компанией в мире по объемам добычи. «И в этой ситуации, конечно, понятно, почему так получается, – говорит Рустам Танкаев. – Государство, естественно, берет с тех, кто может дать, но при этом и с тех, кто особенно не сопротивляется. При огромных объемах производства «Роснефти» достаточно и довольно низкой прибыли, чтобы существовать нормально, поддерживать нормальный уровень дивидендов для своих акционеров. Для государства в сложной ситуации, когда с бюджетом дело обстоит не слишком хорошо, это огромная помощь. С моей точки зрения, те льготы и преференции, которые получает «Газпром», не будучи «государственником» по своей сути, совершенно не оправданны. Потому что эта монополия на экспорт газа сильно сдерживает рост выручки у той же «Роснефти» – главного плательщика. А ведь достаточно просто разрешить крупным отечественным производителям торговать газом на мировом рынке – и все, выручка подскочит, деньги будут. Можно было бы предоставить такую возможность и «Роснефти», и «Сургутнефтегазу». «Роснефть» является вторым после «Газпрома» производителем газа в России и могла бы значительно увеличить объемы производства. Но куда этот газ девать?»