Все о тюнинге авто

Жилое строение назначение жилой дом. К вопросу о том, какое дачное строение следует признавать жилым помещением

15 октября 2013 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " " . Речь идет о предоставлении россиянам возможности зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, принадлежащем им на праве собственности и расположенном на садовом, дачном земельном участке или земле сельскохозяйственного назначения .

Текущая ситуация

На данный момент регистрация по месту проживания в жилом строении, расположенном на садовом или дачном земельном участке, прямо запрещена (ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " ").

Но поскольку многие дачники фактически постоянно проживают на значительном удалении от места своей регистрации, то реализовывать некоторые гражданские права и обязанности им весьма затруднительно. Например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ " " право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет.

Кроме того существует часть населения, для которой садовый или дачный дом является и вовсе единственным жильем, поэтому вопрос регистрации по месту жительства для таких людей стоит особенно остро.

Тем не менее число желающих зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, не так уж высоко – всего 29%.

Мы задали вопрос посетителям сайта , готовы ли они зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, если такая возможность будет предоставлена? Опрос показал следующие результаты:

29% респондентов готовы зарегистрироваться в любом случае . Среди аргументов прозвучали такие как: "Выписавшись из квартиры и прописавшись в своем доме, сократятся расходы по ЖКХ", "Не буду зависеть от общих коммуникаций" и др.

Некоторые респонденты, признались, что дом является дли них единственным жильем и вопрос регистрации для них стоит особенно остро: "Я живу в дачном доме пять лет, другого жилья у меня нет, и я не могу в нем прописаться ", "Очень многие семьи приобретают дачи в черте города для постоянного проживания так как на квартиру заработать очень сложно. Мы с маленькой дочкой жили на даче шесть лет, была бы возможность прописаться жили бы до сих пор, но без прописки возникли трудности со школой ".

22% опрошенных отметили, что не имеют недвижимость за городом.

18% респондентов готовы зарегистрироваться в доме, расположенном на садовом или дачном участке, только если коммунальная, транспортная и другие инфраструктуры будут благоустроены: "Освещение, дорога, коммуникации ". Некоторые участники опроса обращают внимание на завышенные тарифы энергоресурсы: "Электричество очень дорогое ".

17% не видят в этом необходимости, аргументируя это тем, что большинство все же используют садовые и дачные участки для летнего времяпровождения, и не готовы нести дополнительные расходы по содержанию дома в зимний период: "У нас климат холодный и зимой я все равно буду жить в квартире ", "Это повлечет за собой новые расходы и затраты на содержание дома зимой ".

10% пользователей ответили на вопрос, что в принципе готовы, но боятся выписываться из квартиры. Вместе с тем, один из участников опроса высказал боязнь того, что если он зарегистрируется в дачном доме, то "его квартиру могут отнять".

На данный момент порядок регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства регулируется Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I " " и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. ).

Дачный дом – жилое строение, расположенное на дачном земельном участке.

Садовый дом – жилое строение, расположенное на садовом земельном участке.

Принятый в первом чтении рассматриваемый законопроект предполагает заменить существующее в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " " понятие "жилое строение" на "индивидуальный жилой дом", что в свою очередь будет соответствовать уже используемым терминам в законодательстве, в частности в и кодексах РФ, а также снимет вопрос статуса жилого строения, возводимого на садовом или дачном участке.

Требования к жилому помещению и порядок признания его жилым утверждены постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 " " (далее – Положение).

Для того чтобы дачный или садовый дом был признан жилым помещением, необходимо оценить его соответствие установленным требованиям .

Для инициирования процедуры оценки жилого строения на пригодность для постоянного проживания собственнику необходимо обратиться в межведомственную комиссию по месту нахождения объекта.

Комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в зависимости от подведомственности местонахождения жилого строения.

В состав комиссии включаются представители органов исполнительной власти, а также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.

Также к работе в комиссии подключается сам собственник жилого строения или его уполномоченное лицо, с правом совещательного голоса, а в случае необходимости – квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций, с правом решающего голоса ().

В течение 30 дней с момента обращения собственника жилого строения и на основании оценки соответствия жилого строения установленным требованиям , межведомственной комиссией принимается в виде заключения одно из следующих решений:

  • о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
  • о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

Только после того как жилое строение, расположенное на дачном или садовом земельном участке будет признано жилым помещением, в нем можно будет зарегистрироваться по месту проживания.

Подводные камни "дачной прописки"

Несмотря на то, что регистрация носит уведомительный характер, а отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных и законами РФ, на практике россиянам приходится сталкиваться с рядом проблем, возникающих из-за отсутствия регистрации, например, при оформлении водительского удостоверения, загранпаспорта, записи детей в школу, получении пенсий и т. д.

Несомненно, обсуждаемый законопроект, в случае одобрения, позволит в дальнейшем гражданам реализовать в полном объеме свое конституционное право выбора места жительства. Однако следует обратить внимание на ряд возможных проблем, с которыми может столкнуться лицо, решившее зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке. Рассмотрим их более подробно.

Самостоятельная организация и обслуживание территориальной инфраструктуры. Первое, на что стоит обратить внимание, это тот факт, что территории садовых и дачных земельных участков, на которых расположены жилые дома, не будут автоматически причислены к землям поселений в случае регистрации на них граждан по месту жительства. Для перевода земельных участков из одной категории в другую предусмотрен специальный порядок, регулируемый Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ " ".

Ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. На практике процедура перевода представляет собой довольно сложное мероприятие и может растянуться надолго – от одного года и более.

Соответственно, у органов местного самоуправления близлежащих населенных пунктов не возникнет обязательств по организации и поддержке в должном состоянии инженерно-транспортной инфраструктуры, необходимой для осуществления нормальной жизнедеятельности жителей, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ " ". Поэтому постоянно проживающим в садовых и дачных домах необходимо будет самостоятельно решать организационные вопросы, связанные, например, с ремонтом и чисткой дорог зимой, подключением к сетям связи, подключением электричества, водоснабжения и т. п.

Для рассмотрения вопроса о пригодности помещения для постоянного проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

  • заявление о признании помещения жилым;
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением – проект реконструкции нежилого помещения;
  • заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

Потеря социальных доплат, льгот и субсидий. Также следует учитывать, что при смене регистрации по месту жительства гражданин может потерять некоторые социальные льготы, субсидии либо доплаты, предусмотренные на уровне субъекта (речь идет о случаях, если будущее место жительства будет находиться в другом регионе). Например, в соответствии с подп. "е" п. 33 постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП " " в случае снятия пенсионера с регистрационного учета по месту жительства в Москве право на получение региональной социальной доплаты утрачивается. Так, например, по состоянию на 15 ноября 2013 года доплата для неработающих пенсионеров, зарегистрированных по месту жительства в столице, установлена до уровня регионального социального стандарта в размере 12 000 рублей (п. 3 постановления Правительства Москвы от 1 ноября 2011 г. № 514-ПП " ").

Увеличение размера налогов на недвижимое имущество. Еще один момент, который следует учесть, это возможное увеличение рыночной стоимости жилого строения после приобретения им статуса индивидуального жилого дома и возможности зарегистрироваться в нем по месту жительства. Несомненно, с одной стороны это является приятным плюсом, но с другой – увеличивается и размер налогов, которые должен будет уплачивать собственник такого дома. Особенно это станет ощутимо после вступления в действие готовящихся изменений во и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации . Речь идет о введении единого налога на недвижимость, размер которого будет рассчитываться исходя из кадастровой (максимально приближенной к рыночной), а не инвентаризационной стоимости объекта недвижимости , как это происходит сейчас.

Разрешительный порядок переустройства и перепланировки жилого помещения. После того как жилое строение будет признано жилым помещением, все планируемые переустройства и перепланировки такого помещения могут быть осуществлены только после получения соответствующего разрешения ( и п. 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. ) .

Фиктивная регистрация. Следует также обратить внимание на вероятность "фиктивной" регистрации по месту жительства в жилом доме расположенном на дачном участке, как злоупотребление своим правом некоторых недобросовестных граждан. Человек, который зарегистрируется по основному месту своего жительства, фактически может и не появляться там на протяжении всего времени. Это действие повлечет за собой отсутствие возможности оперативно разыскать человека при необходимости, что в свою очередь создаст помехи государственным органам в привлечении к ответственности вышеупомянутого лица, в случае совершения им противоправного деяния. Либо затруднит заинтересованным лицам действия по возмещению вреда, причиненного им таким гражданином.

В качестве примера можно привести ситуацию со штрафами за нарушение правил , которые автоматически присылаются на адрес регистрации по месту жительства гражданина.

Подводя итог, можно сказать, что, несомненно, обсуждаемые изменения законодательств внесут ясность в определение правового статуса жилого строения, расположенного на дачном или садовом земельном участке. В свою очередь, это позволит гражданам в дальнейшем избегать сложностей, возникающих на практике из-за отсутствия регистрации по месту жительства и полноценно реализовать конституционное право на свободный выбор места жительства.

Однако следует помнить, что, помимо положительных моментов, регистрация по месту жительства в жилых домах, расположенных на дачных или садовых участках, влечет за собой и ряд неудобств, рассмотренных в нашем материале.

Садовый дом в самом классическом его понимании не предназначается для постоянного проживания людей. Как следствие, прописаться в нем невозможно. Такое строение считается нежилым. Однако относится это далеко не ко всем домам в СНТ. Рассмотрим вопрос подробнее в этой статье.

Понятие

В рамках данной статьи нужно четко понять, что такое нежилое и жилое здание, а также чем они отличаются друг от друга. – это строение, которое предназначено для постоянного проживания людей. В нем можно прописываться. Нежилой дом предназначается для временного проживания. Например, в летний период. Зимой в таком доме находится невозможно, так как он не утеплен и не подведено отопление (могут быть и другие варианты).

Пример: Небольшой домик, где садоводы хранят инвентарь и отдыхают от летней жары не предназначен для постоянного проживания. В нем могут быть даже установлены кровати, однако из коммуникаций обычно есть только электричество и то, не всегда. Такой дом не может быть признан жилым. А капитальное строение, со всеми подведенными коммуникациями, утепленное, с отоплением и всем необходимым для жизни, даже если оно располагается на участке для садоводства, может считаться жилым.

Садовый дом — это жилое или нежилое помещение?

Исходя из сказанного выше, садовый дом может считаться как жилым, так и нежилым зданием, все зависит от его состояния, обустройства и многих других факторов. Вплоть до 2019 года понятие «садовый участок» было разделено на несколько других. Позволялось возводить как жилые, так и нежилые дома. И если строение было в свое время зарегистрировано как жилое, то после 2019 никакие поправки вносить не требуется. Дом автоматически получит жилой статус.

До 2019 года даже если дом признавался жилым, но располагался на садовом участке, зарегистрироваться в нем было невозможно. Теперь все владельцы получили такое право.

С другой стороны, если дом возводится после 2019 года или ранее не был зарегистрирован как жилой, придется сначала придать ему статус жилого строения. В противном случае зарегистрироваться в нем не получится.

Кроме отсутствия возможности регистрации существуют и другие проблемы. Так, например, передать в залог нежилой дом намного сложнее, чем жилой, не говоря уже о том, что жилая недвижимости автоматически стоит значительно дороже, чем нежилая.

Разница между жилым и нежилым домом на дачном участке

Чтобы понимать разницу между жилым и нежилым домом, нужно рассмотреть требования, которые выдвигаются к жилым строениям, расположенным на садовом участке. Именно эти параметры и отличают данные здания.

Требования к жилому дому

Жилая дача (дом), должна соответствовать следующим требованиям:

  • Структурные элементы и ограждения обязаны обеспечивать сохранность имущества собственников, а также не должны угрожать их жизни.
  • Должны быть подведены все основные коммуникации (свет, вода, канализация, газ и так далее). В некоторых регионах, где нет возможности подвести, например, газ или канализацию, это требование может частично игнорироваться.
  • Температура внутри жилого дома в зимний период не должна падать ниже 18 градусов.
  • Влажность воздуха внутри дома не должна быть выше 60%.
  • Участок и сам дом должны быть оформлены в частную собственность.
  • На дом и на участок не должно быть .

Площади помещений жилого дома

Кроме перечисленного, выдвигаются и дополнительные требования к площади помещений внутри дома:

При этом, высота потолка в наземных помещениях должна быть не менее 2,5 метра, а в подвале – не менее 2 метров.

Данные требования могут частично игнорироваться, однако сильно отличаться от заявленных параметров они не могут. В противном случае пользоваться такими помещениями будет невозможно/некомфортно.

Как лучше зарегистрировать дачный дом?

Если дачный дом уже зарегистрирован в качестве жилого строения (до 2019 года) и вся проблема только в том, чтобы дать ему адрес (и получить возможность оформления постоянной прописки), то достаточно обратиться в местную администрацию и потребовать назначить данной недвижимости реальный адрес. Обычно это делают по первому требованию.

Информация об адресе также вносит в Росреестр, так что может потребоваться заказывать новую, свежую выписку из ЕГРН.

Если же дом еще не является жилым, придется сначала признать его таковым и только потом требовать назначить адрес.

Порядок действий

  1. Заказать техническое заключение. Так как комиссия для проверки дома не назначается и решение принимается только на основании предоставленных заявителем документов, в обязательном порядке требуется такое заключение любого квалифицированного эксперта, имеющего все нужные лицензии. В заключении указывается вся основная информация, при помощи которой администрация может принимать решение о том, считать ли данный дом жилым или нет.
  2. Подготовить все документы (примерный перечень см.ниже).
  3. Подача документов и заявления в МФЦ (Мои документы) или местную администрацию.
  4. Ожидание и получение решения.
  5. Внесение изменений в Росреестр.
  6. Запрос назначения адреса дома.

Документы

Основной момент в процедуре признания дома жилым – обращение в администрацию или МФЦ. Для этого нужен определенный перечень документов:

  • Заключение специалиста относительно состояния дома.
  • Заявление в МФЦ или местную администрацию (заполняется на месте).
  • Паспорта всех владельцев недвижимости.
  • Нотариально заверенные согласия всех владельцев недвижимости на изменение ее статуса.
  • в том случае, если среди совладельцев есть несовершеннолетние лица.
  • Выписка из ЕГРН.
  • Техпаспорт и кадастровый паспорт.
  • Правоустанавливающие документы.

Представленный список может несколько изменяться или дополняться в зависимости от ситуации и региона нахождения дома. Например, могут потребовать справку об отсутствии задолженности за коммунальные услуги. Несмотря на тот факт, что наличие долгов не является основанием для отказа в признании дома жилым, именно по этой причине отказывают очень часто. Проблему можно решить через суд, но выплатить весь долг все равно придется.

Расходы

Несмотря на тот факт, что процедура перевода садового дома в жилой статус формально является бесплатной, на самом деле придется понести некоторые затраты, связанные с подготовкой документации и последующей регистрацией изменений:

Сроки

Сроки во многом зависят от самого заявителя, однако некоторые моменты он контролировать не может:

  • Составление технического заключения: до 3 недель (реже – больше).
  • Получение решения от администрации: до 45 дней с момента подачи всех бумаг.
  • Регистрация изменений в реестре: до 2 недель.

Несмотря на кажущуюся простоту, на самом деле превращение садового дома в жилое строение – достаточно сложная процедура. Нередко тут не обойтись без опытного юриста. На бесплатной консультации наши специалисты расскажут о самых важных моментах, требующих внимания собственников. Они также могут взять на себя все оформление, подготовку документов и даже будут представлять интересы клиента в суде, если это потребуется.

2019 год начался с вступления в силу законодательных изменений, касающихся всех дачников России. Какие-то из них приняты садоводами и огородниками с большим энтузиазмом, другие вызывают сомнения и опасения. Но самое главное, что интересует всех дачников, чем отличается садовый дом от жилого дома и как введение новых юридических терминов отразится на их жизни.

Законодательные изменения

Закон, именуемый в народе дачной амнистией, помог многим гражданам узаконить земельные участки и объекты недвижимости. Однако некоторые россияне использовали эту возможность в других целях. Например, построив на земле капитальное здание, предназначенное для круглогодичного проживания, оформляли его в упрощенном порядке без получения необходимых в таких ситуациях бумаг (разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию, кадастровый план и т.д.). Чтобы избежать подобного в дальнейшем, законодатели внесли определенные изменения в новый дачный закон:

  1. Все участки, имевшие ранее статус дачных, переводятся в единую категорию садовых (вне зависимости от вида разрешенного использования и расположения). При этом собственники таких наделов имеют право использовать их по своему усмотрению: для отдыха, выращивания овощей, ягод или фруктов для личного потребления, разведения подсобного хозяйства (птица, кролики, мелкий или крупный рогатый скот и т.д.), возведения вспомогательных строений.
  2. Все виды разнообразных сообществ дачников и садоводов упразднены. С января 2019 года разрешены только две организационно-правовые формы: садовое некоммерческое товарищество (СНТ) и огородное некоммерческое товарищество (ОНТ).
  3. Участки СНТ могут располагаться на землях населенных пунктов или сельхозугодиях. ОНТ находятся только на территориях сельскохозяйственного назначения.
  4. Построить жилое строение можно только на участках СНТ.
  5. Упорядочены взаимоотношения между дачниками и товариществами, в том числе и теми владельцами, которые не являются членами СНТ или ОНТ.
  6. Определено, чем отличается дачный дом от жилого дома.

Важно! Изменения коснулись и построек, уже возведенных на участках и зарегистрированных в Росреестре. Если строения имели жилое назначение – с января 2019 года они признаются жилыми домами. Если в документах к постройке было прописана нежилое назначение – им присваивается статус садовой недвижимости вне зависимости от использования строения (гараж, баня, сарай и т.д.).

Отличия построек на земельных участках

Несмотря на то, что новый закон о садоводстве и огородничестве определил только два вида объектов недвижимости: жилой и садовый домик, стоит дополнительно рассмотреть упраздненное понятие дачи.

Читайте также: Как заказать выписку на кадастровую стоимость объекта недвижимости

Жилой дом

С точки зрения российских законодателей для регистрации строения в качестве жилого, необходимо чтобы оно соответствовало определенным критериям и требованиям:

  1. Постоянное проживание – жилье должно быть капитальным, обладать всеми необходимыми коммуникациями, системой отопления и вентиляцией. Кроме того, необходимо наличие дверей, окон, крыши и других составляющих жилого строения, без которых невозможно проживание в доме, например, в холодный период года.
  2. Размеры и общая площадь – вновь возведенное строение должно соответствовать установленным строительным нормам и правилам. Например, подобная постройка не может состоять более чем из 3 этажей, а ее высота не должна превышать 20 м.
  3. Обособленность – построенное здание не должно разделяться на квартиры и должно использоваться для проживания одной семьи. В противном случае собственник должен инициировать процедуру реконструкции и получать разрешение от местных властей.

Также перед возведением постройки необходимо учитывать следующие нюансы:

  1. Строительство возможно на садовых участках, землях ИЖС, а также ЛПХ, расположенных в пределах населенного пункта.
  2. По окончании строительных работ необходимо поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Для этого нужно вызвать кадастрового инженера для проведения обследования, измерений и создания кадастрового паспорта.

Полезно! Основным преимуществом строительства здания жилого назначения является возможность прописки в нем. Однако на такой объект недвижимости действуют более высокие налоговые тарифы.

Садовый домик

В соответствии с новым дачным законодательством всем строениям, имеющимся на участке и не являющимся жилыми, присваивается статус садового домика. Однако существуют определенные признаки подобных построек:

  1. Назначение: сезонное использование или временное пребывание.
  2. Участки под застройку: только садовые.
  3. Кадастровый учет: подлежат регистрации в качестве нежилых строений.
  4. Налогообложение: по низкой тарифной ставке.

Важно понимать, что по новому законодательству к садовым домам относятся обычные хозяйственные и вспомогательные постройки, а также то, что ранее было принято считать дачами (жилое строение сезонного использования).


Противоречивость современного Российского законодательства с очевидной наглядностью отразилась в правовом статусе «жилых строений».

Термин «жилые строения» введен в оборот Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66–ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Статьей первой этого закона гражданам разрешено возводить жилые строения на садовых и дачных земельных участках без права регистрации проживания в них, а также, возводить вспомогательные хозяйственные строения и сооружения, обеспечивающие режим эксплуатации таких жилых строений. Обращает на себя внимание тот факт, что приведенный термин - «жилые строения», не упомянут в Жилищном кодексе РФ и поэтому указанные объекты являются самостоятельным видом объектов, не отнесенных законодателем числу объектов жилищных прав.

Жилищный кодекс РФ оперирует родовым понятием «жилое помещение», в состав которого входят следующие виды объектов: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч.1 ст.16 ЖК РФ). Перечисленные виды жилых помещений являются объектами жилищных прав и предназначены для постоянного проживания граждан. Приведенный перечень жилых помещений является закрытым. Следует отметить, что жилые дома, возводимые на дачных земельных участках (с правом регистрации проживания), полностью соответствуют признакам объекта жилищных прав.

В отличие от «жилых помещений» жилые строения имеют самостоятельную правовую природу и основанный на специальном законе правовой режим (Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ).

Итак, какова же правовая природа объектов, обозначенных законодателем как «жилые строения». Следует сразу подчеркнуть, что правовой режим (целевое назначение) любого объекта капитального строительства изначально предопределено назначением земельного участка, на котором он расположен. Любое иное соотношение правовых режимов является исключением. Земельное и градостроительное законодательство исходит из приоритетности целевого назначения земельных участков, при определении вида использования объектов капитального строительства, возводимых на этих участках (ст.1 п.5; ст. 85 п.3 Земельного кодекса РФ, ст.1 п.9; ст. 36 п.1; ст. 51 п.1 Градостроительного кодекса РФ). Иными словами, назначение постройки зависит от назначения земли. Прежде чем возводить, что либо, на земельном участке, – застройщик должен убедиться, соответствует ли задуманное правовому статусу участка и, если нет, то, возможно ли изменить этот земельно-правовой статус.

Правовой режим садоводческих и дачных земельных участков предусматривает их использование для выращивания плодовых и огороднических культур, в сочетании с отдыхом. В силу этого, эксплуатация возводимых на этих участках жилых строений ограничена целями обеспечения процесса выращивания садово-огороднических культур и проведением отдыха. Само употребление в словосочетании «жилое строение» термина «строение» характеризует временный, сезонный, неосновательный характер постройки, подчеркивает непостоянство пользования этих строений людьми. Если для владельцев дачных земельных участков Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ предусмотрел правовую альтернативу – возводить «жилое строение» или «жилой дом с правом регистрации проживания», то для садовых земельных участков закон такой альтернативы не предоставил.

Вместе с тем, существующая реальность такова, что вне зависимости от правового режима садового земельного участка, зачастую на землях садоводческих товариществ возводятся комфортабельные жилые дома, которые вряд ли можно назвать «строениями». По техническим нормативам и строительным характеристикам (фактически) эти объекты являются жилыми домами, по правовому режиму (виртуально) – жилыми строениями. В данном случае предназначение коренным образом отличается от реального использования. Граждане, озабоченные жилищной проблемой давно нашли практическое её разрешение в возведении жилищ на садовых землях. Отсутствие необходимости готовить и согласовывать проектную документацию для застройки садовых и дачных земельных участков, позволяет их владельцам создавать пригодные для постоянного проживания жилые объекты. Единственными правовыми документами, ограничивающим владельцев в их строительном порыве остаются правила землепользования и застройки – на территориях, входящих в черту населенных пунктов и проекты планировки территории некоммерческого товарищества – на землях сельскохозяйственного назначения. В таких условиях застройщики земель садоводческих товариществ ограничены только в параметрах – высотой не более трех наземных этажей, площадью – не более 1500 кв.м., отступ от границ участка – на величину, предусмотренную правилами застройки или проектом планировки. Кто, в таком случае, откажет себе в удовольствии построить жилой дом на садовом участке. Только тот, кто ограничен в средствах либо в фантазии.

В последние десятилетия территории садоводческих товариществ превратились в жилые поселки малоэтажной застройки. Вполне очевидно желание граждан устранить правовые различия в условиях отсутствия различий фактических. Такие попытки предпринимались и ранее, в начале 1990-х годов, на законодательном уровне. Федеральным законом № 4218-1 от 24 декабря 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики» гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, было предоставлено право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, в порядке, установленном законодательством (часть 3 статьи 9 упомянутого Закона). Неизвестно какая часть граждан успела воспользоваться предоставленной возможностью, так как с введением в действие нового Жилищного Кодекса РФ, с 1 марта 2005 года Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу.

Правовая возможность отнесения пригодных для постоянного проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках к жилищному фонду была восстановлена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 №7-П. Судом было рассмотрено заявление семей военнослужащих из Краснодарского края, обжаловавших положения абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», запрещающего регистрацию по месту жительства в жилых строениях, возведенных на землях в составе садоводческого товарищества. По результатам рассмотрения суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные положения упомянутой статьи. Статья 1 Федерального от 15.04.1998 № 66-ФЗ признана неконституционной в части ограничения прав граждан быть зарегистрированными «по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов». Как видим, формулировка снятия ограничений сопровождается судом (оговорена) определенными условиями. Регистрация (прописка) в жилом строении возможна, при условии: 1) если это строение «пригодно для постоянного проживания» (читай круглогодичного), 2) если садовый земельный участок входит в черту населенного пункта. Таким образом, постановлением Конституционного суда не был изменен правовой статус «жилых строений» на садовых участках. Их назначение, связанное с садоводством, осталось прежним. Более того, правовые различия между объектами, расположенными на дачных участках и объектами в составе садоводческих товариществ оставлены в силе. Для части садовых жилых строений (не для всех), суд определил возможность, посредством комиссионной процедуры быть отнесенными к жилищному фонду. Иными словами, при определенных условиях, объекты, не предназначенные для постоянного проживания, но пригодные для этой цели, могут использоваться как жилые. Это касается только садовых жилых строений, расположенных на землях поселений. Следовательно, правовой режим садоводческих земельных участков при определенных условиях расширяется. В том случае, если садоводческое товарищество расположено на землях сельскохозяйственного назначения – факт пригодности строения для целей постоянного проживания не снимает ограничений в регистрации (прописки) по месту жительства.

Конституционный Суд РФ указал, что поскольку жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания.

Безусловно и очевидно, что процедура признания жилого строения пригодным для постоянного проживания, по сложности, сопоставима с получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В Краснодарском крае, в рамках реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П, главой администрации (губернатором) Краснодарского края принято постановление от 29 декабря 2009 года № 1185 подробно регламентирующее процедуру и порядок комиссионного признания жилых строений пригодными для постоянного проживания.

Предоставленная Конституционным Судом органам власти субъектов Федерации возможность правового регулирования вопроса отнесения к жилищному фонду объектов садовых жилых строений, расположенных в границах населенных пунктов, повлекла в свою очередь изменения в процедуру упрощенной регистрации прав на такие объекты. Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 №447 была утверждена новая форма декларации об объекте недвижимого имущества предназначенная для регистрации прав на объекты, не требующие получения разрешения на строительство. Новая форма декларации вступила в силу 26 января 2010 года. Главным отличием новой формы декларации стало исключение из перечня видов объектов недвижимости термина «жилое строение». Это оправдано. Термин «жилое строение» употребляемый в сочетании с обозначением «назначение – нежилое» для большинства неспециалистов звучит некорректно. Теперь, заполняющий декларацию вправе самостоятельно обозначить таким наименованием принадлежащий ему объект, в строке, заполняемой вручную. Разработчики попытались объединить под одним видовым понятием «дом» объекты, расположенные как на дачных, так и на садовых участках. Поскольку законодательного определения «садовый дом», «дачный дом» не существует, разработчики воспользовались определением «дом», содержащимся в приказе Росстата от 13.04.2009 № 61 «Об утверждении переписных документов Всероссийской переписи населения 2010 года». Согласно терминологии названного приказа: «Дом – здание, предназначенное для постоянного проживания, или временного пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов». Как видим, под такое определение подпадают и «дом» на дачном участке и «жилое строение» – на садовом участке. Главное отличие первого дома («дачного») от другого («садового»), в назначении – «жилое» или «нежилое». Логика разработки новой формы декларации – упростить классификацию видов объектов не всеми была правильно понята. У части граждан новая форма декларации породила ошибочные представления о том, что простым заполнением декларации (проставлением отметки в клеточке) можно узаконить возведенный на садовом участке жилой дом. Процедура признания жилого строения пригодным для постоянного проживания находится в ведении органов власти субъектов Федерации. Органы Росреестра в процессе государственной регистрации прав по упрощенной процедуре на основе представляемых деклараций в обязательном порядке должны проверять соответствие заявленных объектов целевому назначению земельного участка.

ЖИЛОЕ СТРОЕНИЕ — ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ.

Федеральный закон от 29 июля 2017г № 217-ФЗ « О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд….» устанавливает:

Статья 3. Основные понятия используемые в настояшем Федеральном законе:

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения жилого дома, садового дома, хозяйственных построек .

2) садовый дом- здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании;

3) хозяйственные постройки — сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд;

Статья 23. Особенности образования земельных участков, расположенных в границах капитального строительства

1.Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами.

2.Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, устанавливающие предельные параметры такого строительства.

3.Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации

Таким образом, вводя на законодательном уровне для СНТ понятие «Жилой дом», закон не наделяет это понятие смысловыми характеристиками, в отличии от «Садового дома» и «Хозяйственных построек». Кроме того, наделяя собственников СНТ правом перевода жилых домов в садовые, а садовых в жилые, закон лишь указывает, что этот переход может быть осуществлен в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации». Однако сам порядок и юридически значимые последствия этих переходов законом не обозначены. Все это чревато серьезными последствиями для дачников, считают эксперты.

Жилые дома в СНТ сейчас разрешается строить без соответствующей разрешительной документации, однако невыясненным остается вопрос о дальнейшей судьбе существующих построек. Перерегистрация недвижимости и разделение построек на два типа может привести к появлению дополнительных проблем для граждан. Для прописки в жилом доме, расположенном на территории СНТ, сегодня необходимо иметь на руках решение судебной инстанции о том, что жилой дом, возведенный на участке, относится к объекту капитального строительства и является пригодным для постоянного проживания Другими словами, государство не признает запись о виде строения «Жилой дом» в зарегистрированном в установленном порядке правоустанавливающем документе на этот дом. С другой стороны, наличие зарегистрированного жилого дома в СНТ может быть признано наличием второго жилья со всеми вытекающими из этого последствиями. И несмотря на существующую правовую неопределенность, государство рекомендует садоводам возводить капитальные постройки на территории СНТ.

Как настойчиво отмечают эксперты, необходимо принятие нового подзаконного правового акта, в котором все эти вопросы должны быть законодательно определены.

Противоречивость современного Российского законодательства с очевидной наглядностью отразилась в правовом статусе «жилых строений».

Термин «жилые строения» введен в оборот Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66–ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Статьей первой этого закона гражданам разрешено возводить жилые строения на садовых и дачных земельных участках без права регистрации проживания в них, а также, возводить вспомогательные хозяйственные строения и сооружения, обеспечивающие режим эксплуатации таких жилых строений. Обращает на себя внимание тот факт, что приведенный термин — «жилые строения», не упомянут в Жилищном кодексе РФ и поэтому указанные объекты являются самостоятельным видом объектов, не отнесенных законодателем числу объектов жилищных прав. Жилищный кодекс РФ оперирует родовым понятием «жилое помещение», в состав которого входят следующие виды объектов: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч.1 ст.16 ЖК РФ). Перечисленные виды жилых помещений являются объектами жилищных прав и предназначены для постоянного проживания граждан. Приведенный перечень жилых помещений является закрытым. Следует отметить, что жилые дома, возводимые на дачных земельных участках (с правом регистрации проживания), полностью соответствуют признакам объекта жилищных прав. В отличие от «жилых помещений» жилые строения имеют самостоятельную правовую природу и основанный на специальном законе правовой режим (Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ). Итак, какова же правовая природа объектов, обозначенных законодателем как «жилые строения». Следует сразу подчеркнуть, что правовой режим (целевое назначение) любого объекта капитального строительства изначально предопределено назначением земельного участка, на котором он расположен. Любое иное соотношение правовых режимов является исключением. Земельное и градостроительное законодательство исходит из приоритетности целевого назначения земельных участков, при определении вида использования объектов капитального строительства, возводимых на этих участках (ст.1 п.5; ст. 85 п.3 Земельного кодекса РФ, ст.1 п.9; ст. 36 п.1; ст. 51 п.1 Градостроительного кодекса РФ). Иными словами, назначение постройки зависит от назначения земли. Прежде чем возводить, что либо, на земельном участке, – застройщик должен убедиться, соответствует ли задуманное правовому статусу участка и, если нет, то, возможно ли изменить этот земельно-правовой статус. Правовой режим садоводческих и дачных земельных участков предусматривает их использование для выращивания плодовых и огороднических культур, в сочетании с отдыхом. В силу этого, эксплуатация возводимых на этих участках жилых строений ограничена целями обеспечения процесса выращивания садово-огороднических культур и проведением отдыха. Само употребление в словосочетании «жилое строение» термина «строение» характеризует временный, сезонный, неосновательный характер постройки, подчеркивает непостоянство пользования этих строений людьми. Если для владельцев дачных земельных участков Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ предусмотрел правовую альтернативу – возводить «жилое строение» или «жилой дом с правом регистрации проживания», то для садовых земельных участков закон такой альтернативы не предоставил. Вместе с тем, существующая реальность такова, что вне зависимости от правового режима садового земельного участка, зачастую на землях садоводческих товариществ возводятся комфортабельные жилые дома, которые вряд ли можно назвать «строениями». По техническим нормативам и строительным характеристикам (фактически) эти объекты являются жилыми домами, по правовому режиму (виртуально) – жилыми строениями. В данном случае предназначение коренным образом отличается от реального использования. Граждане, озабоченные жилищной проблемой давно нашли практическое её разрешение в возведении жилищ на садовых землях. Отсутствие необходимости готовить и согласовывать проектную документацию для застройки садовых и дачных земельных участков, позволяет их владельцам создавать пригодные для постоянного проживания жилые объекты. Единственными правовыми документами, ограничивающим владельцев в их строительном порыве остаются правила землепользования и застройки – на территориях, входящих в черту населенных пунктов и проекты планировки территории некоммерческого товарищества – на землях сельскохозяйственного назначения. В таких условиях застройщики земель садоводческих товариществ ограничены только в параметрах – высотой не более трех наземных этажей, площадью – не более 1500 кв.м., отступ от границ участка – на величину, предусмотренную правилами застройки или проектом планировки. Кто, в таком случае, откажет себе в удовольствии построить жилой дом на садовом участке. Только тот, кто ограничен в средствах либо в фантазии. В последние десятилетия территории садоводческих товариществ превратились в жилые поселки малоэтажной застройки. Вполне очевидно желание граждан устранить правовые различия в условиях отсутствия различий фактических. Такие попытки предпринимались и ранее, в начале 1990-х годов, на законодательном уровне. Федеральным законом № 4218-1 от 24 декабря 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики» гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, было предоставлено право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, в порядке, установленном законодательством (часть 3 статьи 9 упомянутого Закона). Неизвестно какая часть граждан успела воспользоваться предоставленной возможностью, так как с введением в действие нового Жилищного Кодекса РФ, с 1 марта 2005 года Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу. Правовая возможность отнесения пригодных для постоянного проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках к жилищному фонду была восстановлена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 №7-П. Судом было рассмотрено заявление семей военнослужащих из Краснодарского края, обжаловавших положения абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», запрещающего регистрацию по месту жительства в жилых строениях, возведенных на землях в составе садоводческого товарищества. По результатам рассмотрения суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные положения упомянутой статьи. Статья 1 Федерального от 15.04.1998 № 66-ФЗ признана неконституционной в части ограничения прав граждан быть зарегистрированными «по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов». Как видим, формулировка снятия ограничений сопровождается судом (оговорена) определенными условиями. Регистрация (прописка) в жилом строении возможна, при условии: 1) если это строение «пригодно для постоянного проживания» (читай круглогодичного), 2) если садовый земельный участок входит в черту населенного пункта. Таким образом, постановлением Конституционного суда не был изменен правовой статус «жилых строений» на садовых участках. Их назначение, связанное с садоводством, осталось прежним. Более того, правовые различия между объектами, расположенными на дачных участках и объектами в составе садоводческих товариществ оставлены в силе. Для части садовых жилых строений (не для всех), суд определил возможность, посредством комиссионной процедуры быть отнесенными к жилищному фонду. Иными словами, при определенных условиях, объекты, не предназначенные для постоянного проживания, но пригодные для этой цели, могут использоваться как жилые. Это касается только садовых жилых строений, расположенных на землях поселений. Следовательно, правовой режим садоводческих земельных участков при определенных условиях расширяется. В том случае, если садоводческое товарищество расположено на землях сельскохозяйственного назначения – факт пригодности строения для целей постоянного проживания не снимает ограничений в регистрации (прописки) по месту жительства. Конституционный Суд РФ указал, что поскольку жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания. Безусловно и очевидно, что процедура признания жилого строения пригодным для постоянного проживания, по сложности, сопоставима с получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В Краснодарском крае, в рамках реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П, главой администрации (губернатором) Краснодарского края принято постановление от 29 декабря 2009 года № 1185 подробно регламентирующее процедуру и порядок комиссионного признания жилых строений пригодными для постоянного проживания. Предоставленная Конституционным Судом органам власти субъектов Федерации возможность правового регулирования вопроса отнесения к жилищному фонду объектов садовых жилых строений, расположенных в границах населенных пунктов, повлекла в свою очередь изменения в процедуру упрощенной регистрации прав на такие объекты. Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 №447 была утверждена новая форма декларации об объекте недвижимого имущества предназначенная для регистрации прав на объекты, не требующие получения разрешения на строительство. Новая форма декларации вступила в силу 26 января 2010 года. Главным отличием новой формы декларации стало исключение из перечня видов объектов недвижимости термина «жилое строение». Это оправдано. Термин «жилое строение» употребляемый в сочетании с обозначением «назначение – нежилое» для большинства неспециалистов звучит некорректно. Теперь, заполняющий декларацию вправе самостоятельно обозначить таким наименованием принадлежащий ему объект, в строке, заполняемой вручную. Разработчики попытались объединить под одним видовым понятием «дом» объекты, расположенные как на дачных, так и на садовых участках. Поскольку законодательного определения «садовый дом»,«дачный дом» не существует, разработчики воспользовались определением «дом», содержащимся в приказе Росстата от 13.04.2009 № 61 «Об утверждении переписных документов Всероссийской переписи населения 2010 года». Согласно терминологии названного приказа: «Дом – здание, предназначенное для постоянного проживания, или временного пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов». Как видим, под такое определение подпадают и «дом» на дачном участке и «жилое строение» – на садовом участке. Главное отличие первого дома («дачного») от другого («садового»), в назначении – «жилое» или «нежилое». Логика разработки новой формы декларации – упростить классификацию видов объектов не всеми была правильно понята. У части граждан новая форма декларации породила ошибочные представления о том, что простым заполнением декларации (проставлением отметки в клеточке) можно узаконить возведенный на садовом участке жилой дом. Процедура признания жилого строения пригодным для постоянного проживания находится в ведении органов власти субъектов Федерации.