Все о тюнинге авто

Обеспечение единого экономического пространства. Единое экономическое пространство рф

Любое государство начинается с общего жизненного пространства, это в конечном счете главная причина формирования народов из разрозненных групп людей. И первый отличительный признак этноса - это единое экономическое пространство. Проживая на общей территории, люди вступают в общественные и экономические отношения, постепенно вырабатывая "правила общежития". Создание общих правил, снятие барьеров внутри объединения и, наоборот, защита от "чужих" участников экономической жизни - это первоначальные побудительные мотивы создания единого экономического пространства государства. Увеличение объемов и интенсивности международной торговли, усиление разделения труда и специализации стали причиной создания региональных общих рынков. Формирование единого экономического пространства происходит во многих субрегионах и целых континентах, например, Европейский союз, НАФТА, МЕРКОСУР, Асеан.

Определение

Единое экономическое пространство - это территория или несколько территорий, на которых существуют одинаковые по форме и содержанию правила экономической жизни. На этом пространстве действует общая валюта, единые юридические нормы, общая система экономических отношений, со свободным перемещением товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. На таких территориях работают единые органы власти, фискальные органы и система экономической безопасности. В общее пространство входит и воздушная и морская части территории. Границы экономического пространства могут быть формальными, например, административными, государственными, и неформальными - это зоны влияния, обслуживания, тяготения. Сейчас под единым экономическим пространством чаще понимают интеграционные объединения, которые находятся на различных стадиях развития. И, соответственно, в разной степени подходят под данное определение. Для интеграционных объединений единое экономическое пространство - это прежде всего свобода перемещения товаров и услуг, капитала и человеческого ресурса. Далее в процессе развития достигаются остальные признаки.

Цель

Создание единого экономического пространства, которое может формироваться стихийно или осознанно, необходимо для обеспечения условий комфортного проживания и ведения экономической жизни, а в более долгосрочной перспективе - для интенсификации связей с внешним миром. Более развернуто цели организации единого экономического пространства это:

  • обеспечение условий эффективного и свободного общего рынка товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов;
  • стабильное развитие институциональной инфраструктуры, обеспечение структурной перестройки экономики;
  • проведение общей фискальной, денежно-кредитной, промышленной, торговой и экономической политики;
  • организация единой транспортной, энергетической и информационной системы.

Что входит в пространство?

Единое экономическое пространство - это не только территория страны (или группы стран), но и включает ее морскую акваторию и аэротерриторию. Территория - это ограниченная часть поверхности Земли, с определенной площадью, на которой располагаются объекты, в том числе населенные пункты, промышленность, энергетические, сельскохозяйственные предприятия и другие объекты, связанные между собой транспортной и инженерной инфраструктурой. Необходимо отметить, что все больше используется подземная часть территории, например, метро, супермаркеты, прокладка коммуникаций. Экономическая морская акватория страны включает территориальные воды, исключительную экономическую зону, где страна имеет права на судоходство, рыболовство, добычу полезных ископаемых. В воздухе над территорией тоже осуществляется экономическая деятельность, например, национальные права на деятельность воздушного транспорта, мобильная связь.

Основные признаки

Страны, организуя свое пространство, могут входить и в более широкие общие рынки, при этом степень развития может быть самой разной. Тем не менее, можно выделить некоторые общие признаки единого экономического пространства:

  • единые институты управления и цели национального развития (стратегическое целеполагание), общая система ценностей;
  • национальная система поддержания экономической целостности, стабильности и устойчивости исторически сложившегося пространства;
  • целостное национальное воспроизводство, страна должна иметь возможность развиваться, опираясь на собственные экономические возможности;
  • оптимальное размещение внутри единого пространства производительных сил и развитые хозяйственные связи;
  • большая мобильность и отсутствие барьеров для движения ресурсов, финансовых, трудовых, товарных;
  • наличие специфических экономических отношений и форм, которые складываются из-за особенностей пространства, в том числе географических, геополитических, природных;
  • общая экономическая безопасность и взаимодействие с другими пространствами.

Признаки национального единого экономического пространства формируются под воздействием предпосылок:

  • объективных - таких, как существующий уровень развития производительных сил;
  • субъективных, национально-специфических, в том числе природных, географических, геополитических.

Важным признаком единого пространства является существование цели национального развития. Это может быть, например, суверенность, модернизация экономики, целостность территории.

Факторы

Единое экономическое пространство - это сложная многоуровневая система, с множеством самых разнообразных факторов, воздействующих на текущие состояние и способность к устойчивому развитию. В основном, выделяют четыре группы факторов формирующих пространство:

  • пространственный, в том числе информационный, демографический и институциональный, как система формальных и неформальных правил и ограничений, определяющих экономическое поведение человека;
  • размещения, которые включают природные условия (географическое положение, природные ресурсы, климатические условия и т. д.);
  • экономические факторы (существующий производственный потенциал, инфраструктура, качество управления, предпринимательские навыки), качество и количество трудовых ресурсов, социальный климат и многие другие;
  • макроэкономические, научно-технологические, инвестиционные, инновационные и интеграционные;
  • преференции, в том числе налоговые, финансовые тарифные и таможенные, торговые льготы.

Национальные специфические факторы включают как экономические, так и неэкономические, включая гуманитарные, социальные и культурные, которые вместе иногда характеризуют как единое социально-экономическое пространство государства. Некоторые исследователи включают как отдельный фактор - время.

Процессы

В рамках единого экономического пространства проходят множественные социально-экономические процессы формирования и развития. Социальные, потому что цель практически любой деятельности - это удовлетворение потребностей человека, которая вынуждает его участвовать в общественном производстве. Условия жизни людей и отношения в обществе влияют на способность вступать в определенные экономические связи, которые дают возможность удовлетворять потребности. Эти интересы, в получении части общественного блага, являются побудительным мотивом деятельности людей, которые протекают в форме экономического процесса.

Процессы, протекающие в едином экономическом пространстве, делятся на два основных типа: естественные, которые осуществляются человеком в процессе взаимодействия с природой, и общественные, возникающие в обществе по поводу производства и распределения и потребления продукции. Оба процесса тесно связаны и, кроме того, находятся под регулирующим воздействием. Например, если применительно к экономике, то в зависимости от типа экономики (плановой, рыночной, смешанной), на социальную часть значительное воздействие могут оказывать, например, национальные традиции, религиозная практика. Все процессы осуществляются благодаря взаимодействию элементов единого экономического пространства, в том числе предприятий, природных, ресурсов, институты, ландшафт, климатические условия.

Характеристика российского пространства

Россию можно рассматривать не только как страну, но и большой интеграционный проект, прежде всего, из-за огромной географической площади, которая в несколько раз больше Европейского союза. Единое экономическое пространство России отличает чрезвычайная разнородность территорий:

  • природных и климатических, страна располагается от тундры до субтропиков, любые виды ландшафта, обширное водное пространство;
  • цивилизационное, в стране проживает более 180 национальностей, представители всех основных религий мира, которые имеют самые различные системы ценностей и модели поведения;
  • экономическая неоднородность, в силу исторических, природных и экономических причин, отдельные части страны имеют самый разный уровень развития, от постиндустриальных экономик больших городов и северных окраин, народы которых живут охотой, практически в доиндустриальной экономике.
  • административно-политическое, федеративное государственное устройство, которые включает территории национальных и автономных республик, областей и краев.

Развитие российского пространства

Каждое экономическое пространство устанавливает правила, определяющие существование субъектов страны. Конституцией России гарантируются основные свободы экономической жизни, в том числе свободный приток финансовых, человеческих и товарных ресурсов, защиту конкуренции. Законодательно запрещается установление между территориями страны таможенных и торговых барьеров, эмиссия других денег. Создание российского единого экономического пространства, после развала Советского Союза, проходило сложно, наряду с тем, что необходимо было обособить свою экономику от других территорий некогда общего государства, осуществлялся переход к рыночному методу регулирования.

Неоднородность территорий и разные национальные уклады также затруднили организационный процесс. Многие регионы России имели более тесные экономические с соседними странами, чем с центром. Несмотря на очевидные успехи в формировании единого экономического пространства, по-прежнему есть сильная неравномерность в развитии отдельных частей страны и не все внутристрановые барьеры ликвидированы. К тому же развитие новых технологий требует формирования и новых общих пространств, например, информационных.

Интеграционные экономические пространства

Все большая степень глобализации мировой экономики побуждает страны вступать в группировки, для повышения конкурентоспособности своей экономики. Естественно, степень вовлеченности страны в единое экономическое пространство объединения может быть различной. Сильными ограничителями интеграции выступает суверенность страны, национальные, религиозные особенности и обязательства и т. п. Интеграционные процессы могут принимать самые разные формы, например, пространство Европейского союза и единого экономического пространства Европы не совпадают, поскольку в последний входят еще четыре страны, не входящие в ЕС.

Сотрудничество регулируется соглашением о Наличие такого общего рынка показывает сложность создания общего пространства. Такие страны, как Норвегия и Исландия, не входят в ЕС только из-за нежелания делиться квотами на вылов рыбы и финансировать общие программы сельского хозяйства, которого у них просто нет.

ЕС наиболее близко приблизился к характеристикам полноценного единого экономического пространства. Кроме свободного передвижения ресурсов, большинство стран используют единую валюту, работает европейский парламент, созданы другие наднациональные органы. Страны координируют макроэкономическую, валютную и денежно-кредитную политику, делегировав значительную часть суверенитета в общие органы управления. После присоединения восточноевропейских стран к ЕС на развитии стала сильно сказываться слишком большая неоднородность уровня экономик. Однако по-прежнему Европейский союз является самым успешным проектом интеграционного единого экономического пространства.

Евразийское пространство

Создание единого евразийского экономического пространства - логичное продолжение реинтеграции территорий некогда единого государства. Первоначально созданный Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в 2015 году стал общим рынком для пяти постсоветских стран, включая Армению и Кыргызстан. Евразийское единое экономическое пространство - это пространство из территорий стран, на котором работают похожие рыночные механизмы регулирования экономики, применяются гармонизированные правовые нормы, проводится согласованная макроэкономическая политика, обеспечивающая свободное движение товаров услуг, капитала и трудовых ресурсов.

В общем пространстве действует единый таможенный кодекс, сняты многие тарифные и нетарифные барьеры в торговле. В то же время внутри пространства сняты таможенные границы, но сохранен пограничный и миграционный контроль. Созданы наднациональные органы управления, Евразийская комиссия, которая занимается регулированием и управлением некоторыми сторонами функционирования экономики единого пространства. Процесс интеграции будет носить долгосрочный разноуровневый и разноскоростной характер, в связи со слишком большим различием стран в экономическом развитии и национальных традициях.

Prev Next

Не забывайте о вознаграждении помимо зарплаты

Давайте смотреть правде в глаза. Лидеры в среднем звене организации зачастую ограничены в финансовых возможностях. Как же лидер должен поощрять в таком случае? При помощи компенсаций. Возможно, у...

Трудность планирования:

Гораздо труднее поддерживать планирование, если не вы над ним работали. Чем больше вы вкладываете в планирование, тем больше оно становится вашим. Что бы вы предпочли? Видеть, как то, что вы...

О неопытности:

Когда я доберусь до вершины иерархической лестницы, то смогу все контролировать.Вы когда-нибудь говорили что-то вроде: Знаете, если бы я руководил, мы не сделали бы то и не...

Помогите людям познать себя

Я всегда исхожу из основного принципа касательно того, что люди не знают сами себя. Человек не может реально оценить свой потенциал, пока реально не оценит свое положение. Другими словами, вы...

Обсуждайте свое мастерство с другими

Как только вы достигнете определенного уровня мастерства, лучшее, что вы можете сделать, - обсудить свое мастерство с другими профессионалами более высокого уровня. Многие люди поступают так инстинктивно. Гитаристы обсуждают гитары....

Делайте больше, чем просто хвалите

После того как я посоветовал вам хвалить своих людей, хочу предупредить, что вы должны делать нечто большее, чем просто хвалить. Если вы хвалите их, но не повышаете по службе, это...

Управляйте своими словами

Легендарный баскетбольный тренер Джон Вуден говорил: Покажи мне, на что ты способен; твоих слов о том, что ты можешь, недостаточно. Думаю, практически каждый лидер неоднократно говорил или, по...

Должностной миф:

Я не могу управлять, если я не занимаю руководящую должность.Если бы мне надо было определить самое распространенное заблуждение, которое касается лидерства, свойственное большинству людей, то им стало...

Ваши вложения определяют отдачу

Как в мире финансов, так и в отношениях с людьми единственный способ получить отдачу от людей - сделать в них вложение. Что посеете, то и пожнете. Но наша проблема заключается...

Создайте обстановку, которая поможет раскрыться лидеру

Если вы занимаете высокую руководящую должность в своей организации, тогда мне хотелось бы немного пообщаться с вами в этом специальном разделе. Многие лидеры в среднем звене организации подвержены сильным стрессам....

Эгоистичный лидер

Том Питерс в своей книге Круг инноваций (The Circle of Innovation), писатель и гуру бизнеса, писал: Эгоистичный лидер пытается вести за собой людей ради собственной...

Предоставьте лидерам свободу вести за собой других

Если мы испытываем какую-либо неуверенность в том, как идет процесс развития лидеров, то это обычно связано не с обучением лидерству. Неуверенность возникает тогда, когда приходит пора предоставлять лидерам свободу действий....

Заинтересуйтесь увлечениями своего лидера

Один из секретов установления эмоциональной связи с лидером - это знать и разделять его интересы. Вы определили самые любимые проекты лидера, которые представляют для него наибольший интерес на работе? Если...

Чем вы лучше, тем выше ваш потенциал на завтрашний день

Кого учить сложнее всего? Того, кто никогда не пытался учиться. Убедить их принять новую идею - все равно что пытаться посадить помидоры в бетон. Даже если вам удастся это сделать,...

Заразитесь энтузиазмом своего лидера

Гораздо проще работать с человеком, энтузиазм которого вы разделяете. Когда вы и ваш приятель увлечены одним делом, например у вас общее хобби, то разве время не летит, как на крыльях,...

Лидерские умения одинаковы, только лига другая

Если вас повысили, не думайте, что все осталось по-прежнему потому, что новый офис располагается в нескольких шагах от старого. Когда вас призовут на другой уровень лидерства, качество вашей...

Признавайте свои ошибки

Недавно на форуме для исполнительных директоров, куда меня пригласили выступить с речью, я предложил присутствующим лидерам честно признаться в своих слабостях и не скрывать ошибки от людей, с которыми они...

Верьте в лучшее - оставляйте право на сомнения

Когда мы изучаем себя, то всегда верим в лучшее. Почему? Да потому что рассматриваем себя с точки зрения своих намерений. С другой стороны, когда мы смотрим на кого-то другого, то...

Говорите, что думаете, и думайте, о чем говорите

Как и любой другой тип лидерства, лидерство напрямую связано с установлением доверительных отношений. Когда Уинстона Черчилля спросили, какое качество, по его мнению, является главным свойством политика, тот ответил:...

Признайте свое естественное желание состязаться

Спустя четыре или пять лет после окончания колледжа меня пригласили играть в баскетбольной команде выпускников против тогдашней команды студентов. Во время своего студенчества я играл на позиции атакующего защитника, но...

Если вы стремитесь стать лидером, вам придется преодолевать искушение бороться за свою идею, пусть это и не самая лучшая идея. Почему? Потому что хорошие идеи слишком важны для...

Если вам удается вести за собой добровольцев, то вы сможете вести кого угодно

На недавней конференции, которая проводилась в День президентов, мы обсуждали лидерское совершенствование, и один исполнительный директор спросил меня: Как мне выбрать самого лучшего лидера из небольшой группы лидеров? На...

Приспосабливайтесь к слабостям лидера

Эксперт в области продаж и писатель Лес Гиблин сказал: Вы не сможете заставить другого человека чувствовать себя важной персоной в вашем присутствии, если втайне считаете его ничтожеством. Аналогично,...

Приносите людям пользу

Мало что способствует повышению доверия к лидеру в такой степени, как стремление принести пользу окружающим людям. Это в особенности верно в тех случаях, когда они не обязаны это делать и...

Содействие демонстрирует вашу благодарность за то, что вы являетесь частью команды

Китайская пословица гласит: Тот, кто пьет воду, должен помнить о том, кто рыл колодец. Благодарность является одним из самых привлекательных человеческих качеств; ходя иногда мне кажется - одним...

Как быть настоящим в условиях конкуренции

Самая бесполезная трата лидерской энергии - попытки заставить других считать себя совершенным. Это относится и к исполнительным директорам, и к лидерам в среднем звене организации. Ближе всего к совершенству люди...

Вставайте на сторону своего лидера в случае необходимости

Помогать своему лидеру - значит поддерживать его и вставать на его сторону в случае необходимости. Колин Пауэлл, бывший государственный секретарь США, получивший звание четырехзвездного генерала, говорил: Когда мы обсуждаем...

Облегчите ношу, лежащую на плечах своего лидера

Вы наверняка слышали выражение валить на других, что означает снимать с себя ответственность и перекладывать ее на других. Некоторые источники утверждают, что английское выражение pass the buck...

Оставьте гордость и притворство

Порой нам кажется, что, произведя впечатление на других, мы сможем оказывать на них влияние. Мы хотим быть героями в глазах окружающих, их кумирами. Это создает определенную проблему, ведь все мы...

Как люди реагируют на трудность планирования

Итак, возникает естественный вопрос: как вы собираетесь реагировать на трудность планирования? Несмотря на то что ваше собственное планирование нравится вам больше, чем чужое, но чтобы получить возможность реализовывать собственные мечты,...

  • Избегайте мелочных споров

    В большинстве коллективов случаются ссоры, возникает вражда, зависть, недовольство и мелочные споры, которые как ураган проносятся по организации. Мудрые лидеры в среднем звене организации избегают участвовать в них, даже если считают, что в состоянии их разрешить. Есть хорошая поговорка: Бульдог легко может одолеть скунса, но знает, что это все…

  • Сталкиваясь с проблемой, предлагайте решение

    Мне очень нравится комикс под названием Орешки, где Люси подходит к Чарли Брауну, который прислонился к стене, обхватив голову руками. Она смотрит на него и говорит: - Опять попал в передрягу, а, Чарли Браун? Чарли не отвечает, и Люси продолжает: - Знаешь, в чем твоя проблема? Твоя самая…

  • Научитесь говорить на языке босса

    Когда в 1944 году Чарли Уэтзел и я начали работать вместе, мне пришлось посвятить довольно много времени тому, чтобы помочь ему понять, как я мыслю, и освоить стиль моей речи. К тому времени Чарли получил степень магистра по английскому языку и был хорошим писателем, но пока он работал не на…

  • Как сделать более легкой ношу лидера

    Читая о том, что облегчение ноши лидера может вам помочь, вы наверняка сами можете назвать несколько способов. Рекомендую руководствоваться своими инстинктами. Но если вы вдруг не сможете решить, с чего начать, позвольте мне дать вам несколько рекомендаций. ДЛЯ НАЧАЛА ХОРОШО ВЫПОЛНЯЙТЕ СВОЮ РАБОТУ.Уилли Мейс, бейсболист из Галереи славы, говорил: …

  • Умение приспосабливаться - быстро адаптироваться к переменам

    Сотрудники в среднем звене организации, как правило, далеко не первыми узнают все новости. Они не принимают решений и не разрабатывают политику. Поэтому они обязаны научиться быстро адаптироваться. Когда дело касается лидерства в середине организации, то чем быстрее вы умеете адаптироваться к переменам, тем это лучше для организации. И вот почему.…

  • Надежность - на него можно полагаться в серьезных ситуациях

    Один из моих самых любимых законов, входящих в 17 неопровержимых законов работы в команде, это закон надежности: Члены команды должны иметь возможность полагаться друг на друга в серьезных ситуациях. Мне нравится этот закон, потому что он справедлив и имеет исключительное значение для командной работы. Если вы доверяете лидеру,…

  • Люди идут за лидером, которому они доверяют, - за лидером с характером

    Теоретик в области политики Томас Пейн сказал: Мне правятся люди, умеющие улыбаться, когда у них неприятности, черпающие силы в проблемах, и которые становятся только крепче от критики. Скудные умы усыхают, но тот, чье сердце твердо и чья совесть одобряет его поведение, будет неотступно бороться за свои принципы до самой…

  • Ваш характер определяет доверие

    Доверяют ли вам люди? Быстро ли ваши сотрудники начинают верить в то, что вами движет забота об их интересах? Или они ставят под сомнение ваши намерения и подозрительно оценивают мотивы, когда вы представляете на их суд новую идею? Ответ на этот вопрос вы найдете, проанализировав свой характер. Доверие не является…

  • Практикуйте свое мастерство сегодня

    Уильям Ослер, физик, написавший в 1892 году книгу Принципы и практика медицины (The Principles and Practice of Medicine), как-то обратился к группе студентов: Забудьте о будущем. Живите только настоящим моментом и настоящей работой. Думайте не о ее объеме, который необходимо выполнить, не о трудностях, которые…

  • Высоко цените лидерство

    Людям, которые управляют маленьким бизнесом, где работает один человек, нет нужды беспокоиться о лидерстве. Но для людей, управляющих крупными организациями, вопрос лидерства всегда стоит остро. Если на вас работает два или более человек, то без лидерства уже не обойтись. В некоторых организациях все внимание уделяется работе, а заниматься вопросом лидерства…

  • Ваш рост определяет потенциал

    Самый важный закон лидерства, которому я обучаю, это закон потолка: Способность к лидерству определяет уровень эффективности человека. Если качество вашего лидерства измеряется 5 баллами (по шкале от 1 до 10), то и эффективность ваша не превысит 5. Лидерство - это стеклянный потолок персональных достижений. То же самое относится…

  • О лидерстве в среднем звене организации - ее сердце

    Существует множество классических примеров лидерства: Уильям Уоллес ведет свое войско в сражение против армии, поработившей его народ. Уинстон Черчилль противостоит нацистской угрозе в то время, как большая часть Европы пала. Махатма Ганди возглавляет кампанию гражданского неповиновения - Соляной поход. Мэри Кэй Эш самостоятельно основывает компанию…

  • О свободе:

    Когда я доберусь до вершины иерархической лестницы, я не буду ничем ограничен.Иногда мне кажется, что люди совершенно неверно представляют себе суть лидерства. Многие уверены, что лидерство - это билет к свободе. Оно, возможно, разрешит все их профессиональные и карьерные проблемы. Но руководящие должности не являются панацеей…

  • Уважайте людей

    Мы склонны с одобрением относиться к людям, которые делают то, что нас восхищает. Это вполне естественно. Но если мы будем ценить лишь тех, кто похож на нас, то слишком многое упустим. Мы должны пытаться видеть и принимать чужой уникальный опыт, умения и учиться на них. Деннис Бэкк, глава компании AES…

  • Лидеры берутся за задания, которые не являются их прямыми обязанностями

    Нет ничего более раздражающего для лидера, чем сотрудник, который отказывается выполнять задания, потому что они не входят в его обязанности. (В подобных случаях большинству известных мне топ-лидеров хочется вообще попросить таких сотрудников уйти с работы!) У хороших лидеров совершенно иной подход. Они знакомы с правилом большой картины из…

Prev Next


Казахстан
Россия
Киргизия Рабочий язык русский Руководство - Высший евразийский экономический совет Территория 20 030 748 км² Население
- Всего ()
- Плотность
182 258 937.
8,5 чел./км² ВВП (ППС)
- всего (2012)
- на душу населения
$2,895 трлн
$17000,37 ВВП (номинальный)
- всего (2011)
- на душу населения
$2,084 трлн
$12 238 Формирование
- Переговоры
- Вступление в силу
1995-2011 годы
1 января 2012 года Официальный сайт http://www.eurasiancommission.org
Экономическая интеграция
на постсоветском пространстве
Руководящие органы
Стадии интеграции
См. также
Упраздненные институты и организации
Международная экономическая интеграция

Еди́ное экономи́ческое простра́нство - общий рынок , созданный 1 января 2012 года. В общий рынок входят Белоруссия , Казахстан и Россия , которые ранее, 1 июля 2010 года, создали таможенный союз .

ЕЭП представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, целью которой является либерализация внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей ЕЭП является обеспечение так называемых «четырёх свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр. .

Государства-члены

Участники

Возможные кандидаты

17 базовых соглашений

  1. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции - Определяет общие подходы к антимонопольному регулированию, вводит конкретные нормы, ограничивающие возможность государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.
  2. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства - Устанавливает правила предоставления государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции. Предельный уровень поддержки не может превышать 10 % валовой стоимости сельскохозяйственной продукции.
  3. Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий - Устанавливает единые правила предоставления субсидий в отношении промышленных товаров.
  4. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики - Устанавливает принципы доступа перевозчиков стран Таможенного союза к услугам инфраструктуры, в том числе принципы равенства требований к перевозчикам и единой тарифной политике. Исключительные тарифы на услуги железнодорожного транспорта как мера субсидирования конкретного товаропроизводителя могут применяться только в случае невозможности осуществления поддержки в иной форме.
  5. Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства - Предоставляет национальный режим и режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле услугами при условии сохранения отдельных изъятий.
  6. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности - Предусматривает введение в странах ЕЭП национального режима в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, создание единой международно-договорной базы, в основу которой был взят перечень международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности, участницей которых является Россия.
  7. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации - Предусматривает проведение согласованной политики по обеспечению обращения продукции, соответствующей техническим регламентам Таможенного союза. Единая политика обеспечивается, в частности, Единым перечнем продукции, к которой применяются технические требования. При этом не допускается установление в национальном законодательстве государств- членов ЕЭП обязательных требований в отношении продукции, не включённой в Единый перечень. Право утверждать технические регламенты передано Комиссии.
  8. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках - Устанавливает национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для поставщиков стран Таможенного союза при государственных и муниципальных закупках, а также устанавливает принципы транспарентной организации и проведения закупок.
  9. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей - Предусматривает снятие ограничений в части допуска граждан на рынок труда стран-участников ЕЭК, отмену квотирования, отмену обязательных разрешений на работу трудовым мигрантам, более либеральный порядок миграционного учёта.
  10. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств - Соглашение определяет общие направления противодействия нелегальной трудовой миграции.
  11. Соглашение о согласованной макроэкономической политике - Предусматривает введение странами-участниками ЕЭП с 1 января 2013 года количественных макроэкономических параметров, в том числе предельных значений годового дефицита государственного бюджета, государственного долга и уровня инфляции.
  12. Соглашение о согласованных принципах валютной политики - Является «дорожной картой», определяющей направления дальнейшей гармонизации валютного законодательства. В частности, предусматривает постепенное устранение ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов в банках государств ЕЭП, унификацию порядка ввоза и вывоза наличных денежных средств в рамках ЕЭП, гармонизацию требований по репатриации валютной выручки.
  13. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала - Предусматривает организацию обмена информацией между уполномоченными органами сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования. До 31 декабря 2013 года предусматривает гармонизацию законодательства сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования с учётом международных правил и стандартов.
  14. Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий - Определяет общие правовые подходы к регулированию деятельности субъектов естественных монополий с целью создания правовых основ для формирования единых принципов и общих правил регулирования деятельности естественных монополий.
  15. Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики - Предусматривает принцип обеспечения доступа к энергосистемам сопредельных стран-участников ЕЭП. Доступ предоставляется в пределах технических возможностей при условии обеспечения приоритета передачи энергии для удовлетворения внутренних потребностей стран. Соглашение также формулирует другие принципы межгосударственной передачи электрической энергии между странами-участниками ЕЭП, включая основы ценообразования и тарифной политики.
  16. Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики - Предусматривает принцип взаимного обеспечения доступа к газотранспортным системам стран-участников ЕЭП после выполнения комплекса мер, в том числе после перехода на равнодоходные цены на газ. Доступ к газотранспортным системам предоставляется в пределах технических возможностей, с учётом согласованного сторонами индикативного баланса и на основании заключённых хозяйствующими субъектами гражданских договоров. Условия доступа, включая тарифы на транспортировку газа, для хозяйствующих субъектов сторон будут равными по сравнению с хозяйствующими субъектами, не являющимися собственниками газотранспортной системы.
  17. Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - Предусматривает неприменение государствами-членами ЕЭП во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин в отношении нефти и нефтепродуктов. При этом порядок уплаты таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе с единой таможенной территории Таможенного союза определяется отдельными двусторонними соглашениями стран-участников. Соглашение также определяет условия доступа к услугам по транспортировке нефти, предусматривает унификацию норм и стандартов на нефть, информационный обмен сведениями о добыче, импорте, экспорте и внутреннем потреблении нефти.

Руководящие органы

После подписания 18 ноября 2011 года лидерами России, Белоруссии и Казахстана декларации о Евразийской интеграции, была создана Евразийская экономическая комиссия , контролирующая около 170 функций экономического союза.

ЕЭК состоит из совета и коллегии, в совет войдёт по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии - по три представителя каждой стороны. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится со 150 до 1200 международных служащих.

История создания ЕЭП

Концепция Единого экономического пространства

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров , услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов , формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых , компенсационных, специальных защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий .
  • ЕЭП формируется постепенно, путём повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства

Формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) - это обеспечение так называемых «четырех свобод»: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства. Следовательно, главные задачи экономической интеграции на этапе «строительства» ЕЭП - создание условий для реализации принципа свободы движения услуг, капитала и рабочей силы, а также устранение оставшихся изъятий в целях достижения свободы движения товаров. Важным направлением работы на этапе формирования Единого экономического пространства также стала кодификация международных договоров, формирующих ТС и ЕЭП, в целях реализации интеграционных процессов, намеченных на ближайшую перспективу, в частности подготовки к подписанию Президентами государств - членов проекта Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами — участниками преобразований в экономике, совместные меры по проведению согласованной экономической политики, через гармонизацию и унификацию законодательства в сферах экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта лучших мировых законодательных практик.

19 декабря 2010 года решением высшего органа Таможенного союза принят План действий по формированию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, в соответствии с которым был подписан пакет соответствующих международных договоров. Ровно через год решением Высшего Евразийского экономического совета были введены в действие с 1 января 2012 года 17 базовых международных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство. В 2013 году было подписано еще одно соглашение.

Объемная работа по обеспечению беспрепятственного движения товаров была проделана на этапе создания Таможенного союза и логично продолжена в ходе формирования ЕЭП. В частности, была продолжена продиктованная экономической логикой интеграции работа по совершенствованию таможенного законодательства и упрощению таможенных операций, совершенствованию таможенного декларирования, в том числе электронного декларирования и внедрения принципа приоритета электронной информации над бумажными носителями, по развитию системы «единого окна».

Проводилась сложная системная работа по выявлению и устранению изъятий из режима свободной торговли, начатая Евразийской экономической комиссией в 2013 году по поручению Глав государств -членов ТС и ЕЭП.

Было продолжено снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-членами методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Для проведения целенаправленной торговой политики, способствующей устойчивому экономическому развитию стран ТС и ЕЭП (ЕАЭС), были разработаны Основные направления внешнеторговой политики Таможенного союза и Единого экономического пространства (Евразийского экономического союза) на период до 2020 года.

Документ будет также способствовать согласованию общеэкономической и внешнеторговой политики государств - членов ТС и ЕЭП (ЕАЭС), созданию благоприятной среды для развития деловой активности. Последовательно и системно велась деятельность в сфере технического регулирования, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер по разработке и принятию технических регламентов и межгосударственных стандартов. К концу 2012 года было принято 24 технических регламента. А к 1 января 2015 года в список принятых технических регламентов ТС вошло уже 35 документов, 32 из которых вступили в силу. К этому же времени число стандартов, содержащихся в перечнях стандартов к техрегламентам ТС, приблизилось к 8 000.

Притом что на этапе формирования ЕЭП продолжилась преобладавшая на этапе ТС работа в рамках направлений таможни, торговли и технического регулирования, была также расширена область взаимодействия государств - членов интеграционного проекта по вопросам обеспечения полноформатной свободы движения услуг, капитала и рабочей силы.

В связи с этим стартовало формирование согласованных (скоординированных) политик в важнейших сферах экономики: макроэкономической, транспортной, энергетической, агропромышленной, валютной, миграционной, а также политик в таких сферах экономики, как финансовые рынки, охрана и защита интеллектуальной собственности.

Так, в сфере макроэкономической политики был одобрен лидерами Беларуси,

Казахстана и России первый программный документ - Основные ориентиры макроэкономической политики стран Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013–2014 годы. Документ подготовлен на основе анализа социально-экономического развития государств -членов ТС и ЕЭП, основных внешних рисков и внутренних ограничений устойчивого развития экономик. Он определяет ключевые ориентиры макроэкономической политики государств - членов интеграционного объединения на краткосрочный период, а именно: поддержание макроэкономической устойчивости, создание условий для стабильного экономического роста через углубление сотрудничества в реальном секторе экономики и развитие кредитно-финансовой системы. Реализация каждого из ориентиров включает направления, раскрывающие потенциал евразийской экономической интеграции, лучшие практики, применяемые в государствах - членах ТС и ЕЭП, а также передовой международный опыт в указанных областях.

Разработаны проект Программы транспортной политики Единого экономического пространства на период до 2020 года, проект Концепции общего рынка электроэнергии, проект методологии формирования индикативных балансов энергоресурсов государств - членов ТС и ЕЭП. Так, формирование скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов ТС и ЕЭП (ЕАЭС) позволит реализовать транспортно-логистический потенциал Беларуси, Казахстана и России. Проведение скоординированной (согласованной) энергетической политики позволит обеспечить устойчивый рост национальных экономик и энергетической безопасности государств, защитить интересы потребителей и производителей энергоресурсов, повысить экономическую эффективность и надежность энергетического комплекса, оптимизировать использование первичных энергоресурсов и расширить несырьевой экспортный потенциал.

Аналогичная работа проведена в сфере промышленной политики - в мае 2013 года Высший Евразийский экономический совет на уровне глав правительств принял Решение «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Этим документом выстроена концепция промышленной политики в рамках ЕЭП, определены основные направления промышленного сотрудничества государств-членов, а также треки по взаимодействию с Белорусско-Казахстанско-Российским Бизнес-диалогом и представителями бизнес-сообществ Сторон. Также был определен перечень секторов экономики, приоритетных для промышленного взаимодействия в рамках ТС и ЕЭП (ЕАЭС).

Результатом проведения согласованной (скоординированной) агропромышленной политики должны стать: формирование транспарентных условий взаимной торговли, повышение самообеспеченности общего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия на основе скоординированного развития его национальных сегментов, а также усиление экспортного потенциала агропромышленного комплекса. Наднациональная координация, осуществляемая Комиссией на основе взаимодействия с уполномоченными органами государств- членов ТС и ЕЭП, способствует на этом этапе стимулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции на основе поддержания равных конкурентных условий при производстве и торговле аграрно-продовольственными товарами, использовании ресурсов для сельскохозяйственного производства с целью повышения доходов товаропроизводителей, экономической доступности продовольствия потребителям.

Евразийская экономическая комиссия в тесном диалоге с представителями бизнеса и экспертным сообществом трех государств - членов интеграционного объединения вела деятельность по развитию предпринимательства стран ТС и ЕЭП и созданию полноценного внутреннего рынка финансовых услуг в банковской, страховой сфере и на рынке ценных бумаг. Проводилась работа по либерализации отношений в рамках евразийского проекта в сфере инвестиций и по формированию единого рынка услуг - это те сферы экономики, которые к настоящему моменту интегрированы в наименьшей степени. В том числе в целях достижения свободы движения услуг, капитала и рабочей силы был выработан ряд базовых соглашений в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности и трудовой миграции. К маю 2014 года - дате подписания Договора о создании Евразийского экономического союза - в развитие вступивших в силу соглашений подписаны и приняты десятки соглашений и решений в данных областях, в том числе прямого действия.

На этой стадии интеграции в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета Комиссия была наделена компетенцией по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях Таможенного союза и Единого экономического пространства с 1 января 2014 года. Передача этих полномочий основывается на принятии в октябре 2013 года Президентами государств - членов Модельного закона «О конкуренции». Он, в свою очередь, определяет единые подходы к основным положениям национального законодательства в сфере конкурентной политики государств

Членов интеграционного проекта, являясь ориентиром в законотворческой

работе в области конкурентной политики Беларуси, Казахстана и России.

Работа по углублению интеграции между участниками евразийского экономического проекта, проделанная на этапе формирования Единого экономического пространства, позволила государствам-членам ТС и ЕЭП сформировать условия для создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал функционировать с 1 января 2015 года.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

I. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

II. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНОВ РФ

2.1 Экономико-географическое положение регионов РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

В результате либерализации внешней торговли произошло стремительное завоевание российского потребительского рынка импортными товарами, доля которых к началу 2008 года достигла половины розничного товарооборота страны, и вытеснение отечественной продукции легкой и пищевой промышленности. Увеличилась дифференциация регионов по величине дохода на душу населения и другим параметрам уровня жизни. Финансовое положение экспортно-ориентированных регионов попало в сильную зависимость от конъюнктуры мирового рынка сырьевых товаров и торговых связей с зарубежными партнерами.

За годы постпланового функционирования российская экономика перестала быть единым народнохозяйственным комплексом, где внутренний спрос и предложение были сориентированы друг на друга. Переориентация сырьевых компаний на внешние рынки (в условиях «сжатия» внутреннего рынка и благоприятной мировой конъюнктуры) и большая зависимость от импорта потребительских товаров привели к тому, что экономическое развитие регионов в большей степени стало зависеть от внешнеэкономических связей, чем от связей внутрироссийских. Ситуация, при которой внешние экономические связи ряда регионов начинают превалировать над внутренними межрегиональными связями, свидетельствует о том, что национальная экономика утрачивает основное системное свойство, а ее элементы - компании и целые территориально-производственные комплексы, в большой степени работают на укрепление экономических систем других стран, а не своей собственной, превращаясь в сырьевые придатки транснациональных компаний. Более того, замена части экономических взаимодействий между регионами страны внешнеторговыми связями ведет, в условиях сокращения объема используемого пространства, к замедлению темпов экономического роста. Эти явления говорят о недостаточной разработанности соответствующих теоретических основ регионального развития, отвечающих императивам формирования открытой рыночной экономики.

В данной ситуации действенная политика государства в области усиления внутренней интегрированности региональных систем является необходимым условием экономической стабилизации и предпосылкой экономического роста в России.

1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

1.1 Регион как часть экономического пространства

Современные теории пространственного функционирования экономики предполагают, что народнохозяйственный комплекс страны можно рассматривать в качестве экономической системы, характеризующийся, с одной стороны, целостностью экономического пространства, и с другой, возможностью выделения в нём составных элементов - регионов.

Деление макроэкономического пространства страны на регионы обусловлено тем, что оно не способно выполнить имманентные ему функции без образования дополнительных институтов - регионов, или же выполнение таковых регионами оказывается более эффективным

Региональное экономическое пространство - это составная часть единого экономического пространства в территориально-географическом плане, отличающаяся спецификой экономических и финансовых активов, географическим положением, особенностями воспроизводственного процесса в каждом регионе, обусловленными природными, ресурсными, структурно-отраслевыми и другими факторами, присущими данному региону.

Разделение территории страны на регионы по экономико-географическим, административно-территориальным или другим характеристикам во многом определяет их функции. В рамках данного исследования понимание функций региона ограничивается их экономическим содержанием.

Можно выделить два подхода к функционированию региона в макроэкономическом пространстве страны. Согласно первому подходу, каждый регион неразрывно связан с другими регионами отношениями общественного (территориального) разделения труда в единое хозяйственное целое. В рамках этой версии функционирование экономики региона в макроэкономическом пространстве страны определяется вертикальными (центр - регионы) и горизонтальными (межрегиональными) экономическими, политическими, социальными, этническими отношениями. Здесь, регион обеспечивает выполнение основной народнохозяйственной макроэкономической функции - производство продукции согласно специализации региона для нужд всего национального хозяйства. С другой стороны, современное деление страны на регионы, подразумевает, что это относительно целостная территориальная подсистема национального хозяйства, имеющая не только свою производственную специализацию, но и прочные внутренние социально-экономические связи. В этом аспекте, стратегической целью функционирования региона является реализация социально-экономических интересов населения по поводу создания системы жизнеобеспечения, направленной на рост уровня жизни. С этих позиций регион является самодостаточной функциональной единицей национальной экономики, которая организует относительно целостную региональную социально-экономическую систему при данных ресурсах и условиях хозяйствования.

Регион -- это социально-экономическая система на территории страны, отличающаяся общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий, связанная властно-управленческими началами и обеспечивающая высокую степень пространственно-временной согласованности и взаимосвязанности между системой управления и основными сферами жизнедеятельности населения данной территории. В мировой политико-государственной практике исходят из того, что регион есть самодостаточное государственно-политическое образование в том смысле, что он обладает экономическим, финансовым, социальным потенциалом, достаточным для выполнения возложенных на него законами функций, обязательств перед населением. Этот критерий не мог быть использован при создании Российской Федерации. Схема административно-территориального деления, сложившаяся в годы советской власти на основании критериев «управляемости», «подконтрольности центру», была механически перенесена в Российскую Федерацию. В результате среди 89 субъектов Федерации многие заведомо не в состоянии быть регионами в социально-экономическом смысле этого понятия. Отсюда фактическое растворение некоторых из них, растворение экономическое и социальное, в соседних экономически мощных субъектах Федерации. Поэтому укрупнение субъектов Федерации, о целесообразности которого говорится давно, на наш взгляд, облегчило бы выработку и проведение эффективной региональной социально-экономической политики. Естественно такая политика должна опираться на четко разработанную теоретическую базу, которая на сегодня представлена значительным количеством разрозненных исследований. Сохранение и укрепление России как федеративного государства с единым экономическим пространством неразрывно связано с преодолением сложившихся негативных тенденций территориального развития, системным использованием свойств и характеристик экономического пространства, их региональных особенностей для достижения общих стратегических целей социально-экономического развития страны и её регионов.

1.2 Формы пространственной организации хозяйства и расселения

экономический пространство регион расселение

Термин «экономическое пространство» впервые предложил немецкий экономист И. Тютен, который исследовал экономику сельского хозяйства и теорию ренты. Рассматривая понятие «экономическое пространство» следует учитывать, что его характеризуют, с одной стороны, территориальные пропорции и пространственное строение в статистическом понимании, с другой - взаимодействие территориальных частей хозяйства региона.

В экономическом пространстве существует большое разнообразие форм организации хозяйства и расселения.

Элементарный объект пространства -- локалитет -- местность ("малая территория") с каким-то одним объектом. Это может быть компактный населенный пункт, предприятие, коммуникация, т.е. локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным, рекреационным и т.д. Сочетания локалитетов образуют конкретные формы пространственной организации хозяйства и расселения.

Промышленный узел -- это сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенных на компактной территории.

Транспортный узел -- пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) -- сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры. ТПК имеют производственную специализацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков. ТПК являются типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с богатыми природными ресурсами. Например, это Братско-Усть-Илимский и Саянский ТПК, специализированные на электроэнергетике, цветной металлургии и лесопереработке, а также ряд других ТПК Сибири и Севера.

Агломерация -- территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты. Агломерации характеризуются особо высокой концентрацией хозяйства и населения. Примерами являются Московская и Санкт-Петербургская агломерации.

Формы расселения подразделяются на городские и сельские.

Городские населенные пункты различаются прежде всего по численности населения. В России численность населения города должна быть не менее 10 тыс. чел., а других городских образований (поселков городского типа) -- не менее 2 тыс. чел. Большие, города имеют численность населения не менее 100 тыс. чел. (в том числе сверхкрупные -- свыше 500 тыс., крупные -- от 100 до 500). Средние города -- от 50 до 100 тыс. чел. Полусредние -- от 20 до 50 тыс. чел. Малые города -- от 10 до 20 тыс. чел.

Типы сельских поселений в большей степени, нежели городские, отражают природные, исторические, национально-культурные особенности народонаселения. Для исторического ядра России характерен деревенский тип расселения, сложившийся при общинной форме землепользования. На Северном Кавказе это казачьи станицы и горные аулы. В Сибири и на Дальнем Востоке -- лесопромышленные и горнопромышленные поселки. На Крайнем Севере -- оленеводческие и охотничьи поселки.

Происходящий на протяжении нескольких веков процесс концентрации населения и производства в городах -- урбанизация -- имеет своим результатом образование систем городов, поглощающих значительную часть сельских поселений и сельского населения. Уменьшение сельского населения происходит в результате его миграции в города, включения сельских поселений в городскую черту растущих городов, преобразования крупнейших сельских поселений в городские поселки.

Развивающиеся города образуют агломерации. Крупнейшая в России Московская агломерация с населением свыше 10 млн. чел. включает город Москву и городские поселения, подчиненные администрации г. Москвы, в том числе город-спутник Зеленоград. Слияния городских агломераций образуют мегаполисы, концентрирующие по нескольку десятков миллионов человек (северо-восточное побережье США, восточно-центральное побережье острова Хонсю в Японии и др.).

Современной тенденцией урбанизации в развитых странах является переезд наиболее обеспеченной части населения из городских центров в более комфортабельные пригороды и поселки с хорошей транспортной доступностью (процессы субурбанизации и дезурбанизации). В России эти процессы находятся пока в начальной стадии. Рассмотренные формы пространственной организации хозяйства и расселения неравномерно распределяются по территории больших стран (России, США, Канады, Бразилии, Китая и др.).

Различные части таких стран (крупные регионы) могут относиться к разным типам пространственной структуры. Для России характерны следующие типы пространственной структуры:

Очаговая и рассеянная (значительная часть европейского и азиатского Севера, а также южные регионы Сибири и Дальнего Востока, удаленные от железных дорог);

Равномерно-узловая (Центрально-Черноземный район, значительные территории других экономических районов в европейской части);

Агломерационно-узловая (наиболее промышленно развитые части Северо-Запада, Центра, Поволжья, Урала, юга Сибири).

Развитие регионов меняет соотношение указанных типов пространственной структуры: уменьшается территория с преобладанием первого типа, увеличивается распространение третьего типа.

Единое экономическое пространство. Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи и т.д.).

Важнейшими составляющими единого экономического пространства являются национальные (общероссийские) рынки товаров и услуг, труда, капиталов. Неоднородное экономическое пространство.

Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неоднородное экономическое пространство. В этом отношении особенно отличается Россия. Но даже в границах неоднородного экономического пространства выделяются особые части -- анклавы и эксклавы.

Анклав -- обособленный участок территории, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими условиями (экономическими, финансовыми, национально-культурными и т.п.). Типичными примерами анклавов являются свободные и оффшорные экономические зоны, имеющие особые режимы внешнеэкономической и финансовой деятельности.

Эксклав -- это отделенная от основной территории страны ее часть. В Российской Федерации всеми признаками эксклава обладает Калининградская область, окруженная территориями Польши и Литвы. В определенном смысле эксклавами являются объекты за границей, находящиеся в собственности, в аренде или под юрисдикцией России (территории посольств, космодром Байконур, угольные шахты на Шпицбергене и т.д.).

Резюмируя все выше сказанное, можно утверждать, что регион как территориальное образование, является достаточно сложной и сочетающей в себе множество аспектов системой, и определяет необходимость исследования основных форм региональной организации экономического пространства, что позволит сформулировать основные принципы функционирования региональных социально-экономических систем, возможные модели их структур, особенности их размещения и развития в рамках определенной территории.

1.3 Единое экономическое пространство страны

Понятие экономического пространства тесно связано с теорией размещения производства и, прежде всего классическими штандортными теориями, разработанными немецкими экономистами XIX - начала XX веков. Именно в теории размещения производства впервые экономика стала рассматриваться не как «точечная», а как «пространственная» категория. Необходимо отметить, что классические штандортные теории (основоположники: И.Тюнен, В.Лаунхардт, А.Вебер) предполагают однородность экономического пространства. Исследования зарубежных ученых в теории экономического пространства обобщены и развиты в работах российских ученых А.Я. Якобсона и В.Н.Высоцкого.

Интерес к проблемам экономического пространства в работах отечественных и зарубежных ученых позволяет констатировать, что к настоящему времени сложилось несколько направлений развития теоретических и методологических аспектов этой теории, что свидетельствует об актуальности проблемы. С другой стороны, еще не выработаны единые основы, позволяющие интегрировать уже разработанные положения теории экономического пространства в целостную и стройную логическую схему. Например, отсутствует единообразное понимание категории «единое экономическое пространство». Мы попытались восполнить этот пробел и посчитали необходимым дать собственное определение этого основополагающего понятия.

Под единым экономическим пространством страны (ЕЭП) в работе понимается определенный территориальный континуум в границах национального хозяйства, характеризуемый общностью условий осуществления (протекания) в нем экономических процессов и явлений. В рамках ЕЭП осуществляются единые по форме и содержанию экономические отношения, то есть существуют: общая для всего пространства валюта, система экономических отношений, общие правовые нормы, регулирующие экономическую деятельность; единые на всем пространстве органы власти и фискальные органы; имеется общий внутренний рынок со свободным не ограниченным ничем движением товаров и услуг, перетоком капитала и свободным переливом рабочей силы по территории.

Экономическое пространство России представляет собой многорегиональный организм, что обусловливает направленность экономической политики на сочетание регионального многообразия с единством экономического пространства.

Сохранение и укрепление России как федеративного государства с единым экономическим пространством неразрывно связано с преодолением сложившихся негативных тенденций территориального развития, системным использованием свойств и характеристик экономического пространства, их региональных особенностей для достижения общих стратегических целей социально-экономического развития страны и ее регионов.

Основным свойством экономического пространства является свойство неоднородности, вытекающее, с одной стороны, из нелинейности процессов, происходящих в экономическом пространстве, с другой - из отношения процессов между собой. Различный уровень синхронизации экономического времени в основных, вспомогательных и обслуживающих процессах, различный уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, задействованных в этих процессах, а также их индивидуальное восприятие институциональной среды обусловливают неоднородность экономического пространства, выражающуюся в различной степени его концентрации.

Существование единого экономического пространства оказывает решающее влияние на общий уровень хозяйственного развития государства, способствует динамичному экономическому росту, увеличению ВВП, что ведет к усилению экономической мощи и повышению промышленных возможностей страны.

Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи). Все это невозможно без соответствующей роли государственных институтов, поддерживающих указанное единство.

В работе выявлены и описаны интеграционные институты (организационно и законодательно оформленные) призванные способствовать развитию единого экономического пространства в России. Анализируя их эффективность, автор пришел к выводу, что до настоящего времени в стране не создано достаточно действенного института, способного регулировать межрегиональные экономические взаимодействия в интересах всех экономических агентов. В связи с этим автором обоснована необходимость создания государственного института, в чьей компетенции должны находиться проблемы регулирования пространственной экономической интеграции.

Предлагаемая в работе интеграционная стратегия включает два направления: 1) концепцию снятия интеграционных барьеров (барьеров, препятствующих свободному перемещению товаров, услуг, капитала между регионами страны); 2) концепцию стимулирования межрегиональной интеграции.

Концепция снятия барьеров рассматривается как необходимое звено государственной интеграционной политики, а концепция стимулирования интеграционных взаимодействий - желательной. В то же время для государств с обширной территорией и неразвитой транспортной инфраструктурой стимулирование межрегиональной интеграции становится столь же необходимой частью интеграционной стратегии, как и снятие барьеров.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНОВ РФ

2.1 Экономико-географическое положение регионов России

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающие моря, судоходные реки, месторождения полезных ископаемых, лесные массивы), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных отношений вызывает необходимость использования категории политико-географическое (геополитическое) положение.

Экономико-географическое положение представляет собой сложную систему, в которую входит ряд взаимосвязанных компонентов. Главными компонентами ЭГП являются: транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети; промышленно-географическое - положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз; агрогеографическое - положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления сельскохозяйственной продукции; рыночное (или сбыто-географическое) - положение относительно рынков сбыта продукции; демографическое (или демогеографическое) - положение относительно концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров; рекреационно- географическое - положение относительно мест отдыха и туризма. Географическое положение включает в себя три компонента - физико-географическое положение, экономико-географическое и геополитическое положение и означает особенности положения страны на физической, экономической и политической картах мира.

Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на одном из первых мест в мире по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, апатитов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Россия располагает значительными запасами нефти и газа. Основные их залежи находятся в Западно-Сибирской, Волго-Уральской, Тимано-Печорской нефтегазоносных провинциях, а также на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. В пределах Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции открыты и частично разведаны свыше 300 нефтяных и газовых месторождений. По разведанным запасам и объемам добычи нефти Западная Сибирь занимает первое место в стране. Здесь добывается 70% нефти страны. Наиболее значительные месторождения нефти расположены в Тюменской и Томской областях. Выделяют два нефтеносных района - Среднеобский с месторождениями Самотлорское, Усть- Балыкское, Мегионское, Нижневартовское, Соснинско-Советское, Сургутское, Александровское, Федоровское и Шаимско-Красноленинский, который расположен в 500 км севернее Тюмени, где наиболее крупные месторождения - Шаимское и Красноленинское.

На территории Западной Сибири расположены и основные запасы газа страны. Из них более половины находится на Тюменском севере, преимущественно в трех газоносных областях. Наиболее крупные месторождения - Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Надымское, Тазовское - открыты в Надым-Тазовской газоносной области на севере Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе. Весьма перспективны Ямбургское и Иваньковское месторождения природного газа. Важное значение придается освоению месторождений газа полуострова Ямал. Добыча газа осуществляется в неблагоприятных климатических условиях Заполярья. Волго-Уральская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию между Волгой и Уралом и включает территорию Татарстана и Башкортостана, Удмуртской Республики, а также Саратовскую, Волгоградскую, Самарскую, Астраханскую, Пермскую области и южную часть Оренбургской. Наиболее крупные месторождения нефти - Ромашкинское, Альметьевское, Бугуруслан а Татарстане, Шкаповское, Туймазинское, Ишимбаевское в Башкортостане, Мухановское в Самарской области, Яринское в Пермской области и др. Нефть провинции отличается повышенной сернистостью, большим содержанием парафина и смол, что осложняет переработку и снижает качество продукции. Велики запасы природного газа на Урале - Оренбургское и Астраханское месторождения. Запасами природного газа в Поволжье располагают Саратовская и Волгоградская области. Открыты месторождения газа в Калмыкии. Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию Республики Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области. Месторождения расположены не только в континентальной области, но и на острове Колгуев, на шельфе Баренцева и Карского морей, вплоть до северных оконечностей Новой Земли. В этой провинции открыто более 70 нефтяных, газоносных и газоконденсатных месторождений. Нефть северных месторождений легкая, малосернистая, парафинистая с высоким содержанием бензиновых фракций. Наиболее крупные месторождения нефти: Усинское, Возейское, Ярегское, Ухтинское, Пашнинское, Харьягинское, Шапкинское и др. Крупные месторождения газа - Вуктыльское, Василковкое, Вой-Вожское, Джеболское. Нефтегазоносные области Северного Кавказа занимают территории Краснодарского и Ставропольского краев, Дагестана, Адыгеи, Ингушетии, Кабардино-Балкарской и Чеченской республик. Нефтегазоносные области Восточной Сибири охватывает территорию Красноярского края, Иркутской области. Крупнейшим газонефтяным месторождением Восточной Сибири является Марковское, а месторождениями газа - Пелятинское, Криволукское и Ярактинское. На Дальнем Востоке наиболее крупные месторождения нефти находятся на Сахалине (Эрри, Оха и др.) В бассейне р. Вилюя на территории Республики Саха (Якутия) - Усть-Вилюйское, Средне-Вилюйское, Мастахское.

Перспективы освоения нефтяных ресурсов связаны также с освоением небольших запасов нефти в центральных районах европейской части страны. Россия занимает по разведанным запасам угля 3-е место в мире (182 млрд т), уступая США (445 млрд т) и Китаю (272 млрд т). Кузнецкий бассейн находится на территории Кемеровской области. Балансовые запасы угля составляют 600 млрд т. Угли бассейна имеют относительно невысокую зольность, низкое содержание серы, фосфора. По запасам мощности и качеству углей Кузнецкому бассейну принадлежит одно из первых мест среди угольных бассейнов мира. Основными потребителями кузнецких углей являются Урал, Центр, Поволжье.

Канско-Ачинский буроугольный бассейн расположен на территории. Красноярского края Восточной Сибири и Кемеровской области Западной Сибири. По запасам железных руд Россия занимает ведущее место в мире.

Балансовые запасы страны составляют 55,6 млрд т. Оценочная их стоимость составляет почти 2 трлн долл. США. Железорудные ресурсы неравномерно размещены по территории России. 79%, или 44 млрд т, балансовых запасов железных руд приходится на Европейскую часть страны и Урал. Наибольшие разведанные запасы сосредоточены в Центральном Черноземье, на Урале, в Западной и Восточной Сибири.

Месторождения Урала тянутся широкой полосой с севера на юг параллельно Уральскому горному хребту. Они размещены на территории Свердловской, Пермской, Челябинской и Оренбургской областей. Балансовые запасы железных руд на Урале составляют около 14 млрд т, что составляет 16,7% общероссийских балансовых запасов железной руды. А также много других месторождений с различными полезными ископаемыми.

2.2 Динамика основных социально - экономических показателей

Функционирование экономики региона в макроэкономическом пространстве страны определяется вертикальными (центр - регионы) и горизонтальными (межрегиональными) экономическими, политическими, социальными, этническими отношениями, а также устойчивыми внутренними социально-экономическими связями. Для оценки динамики региональных процессов в рамках пространственной парадигмы формирования социально ориентированного рыночного хозяйства реализован кластерный подход к отбору групп показателей, отражающих многокритериальность социально-экономических преобразований.

Для анализа динамики социально - экономического положения районов РФ я взяла такие показатели как валовой региональный продукт (ВРП), объем инвестиций в основной капитал, денежные доходы населения, официально зарегистрированные в органах занятости как безработные и потребность предприятий и организаций в работниках, заявленная в органы государственной службы занятости, а также уровень смертности и рождаемости.

Валовой региональный продукт - результирующий показатель экономического развития региона. По экономическому содержанию он представляет собой конечный результат деятельности производителей резидентов региональной экономики.

Учитывая современную статистическую базу, где важнейшими показателями уровня национального производства является объем валового внутреннего продукта (ВВП), а для регионов - объем валового регионального продукта (ВРП) необходимо проводить анализ территориальной структуры ВВП, а также анализ более длинных динамических рядов по отраслям производства, прежде всего по важнейшей части «реального» сектора - промышленности. Анализ Таблицы 1 и рисунка1 показывает изменения территориальной структуры суммарного ВРП. Более половины дают три эк. Района - Центральный, Уральский, Западно-Сибирский). Пользуясь таблицей 1 посчитаем темпы роста и прироста за период с 2009 года по 2013 год, удельный вес валового регионального продукта каждого экономического района РФ за 2013.

Рисунок 1. Удельный вес Валовой региональный продукт за 2013.

Таблица 1. Валовой региональный продукт экономических районов РФ(в текущих основных ценах), млн.руб.

Экономические районы

Российская Федерация

Центральный район

Северо-западный район

Северный район

Центрально-Черноземный район

Волго-Вятский район

Поволжский район

Северо-Кавказский район

Уральский район

Западно-Сибирский район

Восточно-Сибирский район

Дальневосточный район

Проведя анализ динамики уровня ВРП необходимо сделать следующий вывод, что уровень ВРП в каждом регионе в период 2004-2009 годы имел тенденции к увеличению, единственное отличие в том, что в Центральном районе эта величина превышает остальные, что может быть связано с нахождением в данном экономическом районе столицы.

Также делая анализ по социально - экономическому положению районов нельзя не учитывать такой основной показатель как состояние населения, т.е. естественный прирост, безработица и уровень рождаемости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перспективы сближения экономических районов по социально - экономическим показателям во многом зависит от их общей государственной политики с центра, хотя в теории это легко описывается на практике оно не реализовано даже на половину. Существуют также специальные Программы по таким направлениям и перспективам сближения, которые также не реализуются, потому что каждый регион в зависимости от своей конкурентоспособности и развитости отличается от других, создавая при этом неоднородность экономического пространства. В данной ситуации желательно бы комплексное развитие. Подразумевая под комплексностью связанность, сбалансированность и пропорциональность функционирования региональной экономики, важно выделить следующие основные балансовые соотношения и пропорции, которые должны иметь место в региональном экономическом пространстве: баланс между наличием трудоспособного населения и числом занятых в экономике региона, баланс спроса и предложения на товары массового потребления и услуги населению, баланс расходов и доходов населения, пропорциональность между основным производством и обслуживающей его производственной инфраструктурой, пропорция между численностью населения и объемом услуг непроизводственной сферы, пропорция между ассимилятивными способностями окружающей среды и объемом выбрасываемых в окружающую среду загрязняющих отходов производства, пропорция между объемом перерабатываемых минерально-сырьевых ресурсов и объемом подготовленных к обработке запасов минерального сырья, а также разведанных минерально-сырьевых ресурсов, баланс между необходимым количеством финансовых ресурсов и их наличием, пропорция между уровнем дохода на душу населения и прожиточным минимумом и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993г. [Электронный ресурс] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31 июля 1998г. №145-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 17 июля 1998: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998г.: (ред. от 06.12.2007) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

3. Вавилова, Е.В. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / Е.В. Вавилова. - М.: КноРус, 2011. - 224с.

4. Курнышев, В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учеб. пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова.-2-изд., перераб.и доп. - М.: КноРус, 2011. - 72с.

5. Региональная экономика: электрон. учебник. Рекомендовано УМО / К. Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А. В. Янгиров, Р.Р. Ахунов. - Электрон. дан. - М. : КНОРУС, 2009. электрон. опт. диск (CD-ROM)

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/

7. Нормативные акты, материалы по региональным бюджетам РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.budget rf.ru/

8. Официальный сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minfin.ru/

9. Официальный сайт Федерального казначейства [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.roskazna.ru/

10. Толковый словарь экономических терминов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://invest.blees.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы исследования социально–экономического развития регионов России. Основные теории и тенденции развития, анализ различия основных показателей и динамики экономических показателей регионов, перспективные направления их развития.

    научная работа , добавлен 27.03.2013

    Анализ современной динамики региональных процессов в России. Причины дифференциации развития регионов. Определение основных направлений развития единого экономического пространства государства. Выравнивание социально-экономического развития регионов.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Анализ показателей социально-экономического развития субъектов страны как индикаторов и детерминант экономического роста. Методы исследования дифференциации и конвергенции регионов России и стран ЕС. Построение безусловных моделей b-конвергенции.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2016

    Процессы модернизации российской экономики и переход к инновационному социально ориентированному типу развития. Особенности экономического неравенства российских регионов. Дифференциация регионов по доходам населения. Данные о пенсионном обеспечении в РФ.

    статья , добавлен 07.08.2017

    Региональные аспекты становления рыночной экономики в России. Рейтинговые сравнения социально-экономического развития как методика оценки положения регионов в Российской Федерации. Анализ данных оперативной статистики Госкомстата России за 2004-2010 гг.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Государственное регулирование социально-экономического развития РФ. Формирование программ социально-экономического развития регионов России. Механизмы регионального регулирования экономики на примере Северо-запада Сибири и Дальнего Востока в 2010 г.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2013

    Сущность и характеристика методов типологизации регионов. Пути решения региональных социально-экономических проблем. Различия в уровнях экономического развития территорий. Приоритеты регионального развития, типологизация регионов как объектов управления.

    реферат , добавлен 14.01.2011

    Понятия и причины перехода экономических регионов в депрессивное состояние, методы и критерии их выделения. Типология депрессивных регионов России. Пути преодоления кризиса и перспективы развития депрессивных регионов; зарубежный опыт форм их поддержки.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2013

    Обобщение теоретических основ прогнозирования развития региона. Рассмотрение правовой основы прогнозирования социально-экономического развития субъектов Федерации. Определение основных проблем ее функционирования и предложение вариантов их решения.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Стратегия социально-экономического развития регионов. Субъекты и объекты государственной политики в области. Анализ теоретического и практического опыта регулирования развития регионов в современных условиях. Проблемы и стратегические цели в России.