Все о тюнинге авто

Аск ндс 3 какая угроза. Что означают коды в требованиях по ндс

66 Свердловская область

Дата публикации: 25.09.2015

Издание: Наши деньги Екатеринбург
Тема: Порядок исчисления налога на добавленную стоимость
Источник:   http://dengiekat.ru/journal/2015/82/stat1052.html

Основная доля поступления доходов федерального бюджета в первом полугодии 2015 года с территории Свердловской области обеспечена за счет налога на добавленную стоимость (НДС). Область перечислила более 31 млрд. рублей - с ростом на 22,5% (7 млрд рублей). Об этом сообщили в пресс-службе УФНС по Свердловской области.

Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС - так называемой системы АСК НДС-2 - стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.

В январе 2015 года внедрен второй этап автоматизированной системы - АСК НДС-2. Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.

«Новая система автоматизирует налоговые процедуры и сводит к минимуму влияние человеческого фактора, - отмечает заместитель руководителя УФНС России по Свердловской области Ольга Голендухина. - Система позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний. Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС».

Особенность НДС в том, что налогоплательщик по итогам квартала определяет разницу между налогом, полученным от покупателей (т.е. исчисленным по налогооблагаемым операциям), и налогом, перечисленным своим поставщикам (налоговый вычет по НДС). Если сумма налоговых вычетов НДС превысит общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, то полученная разница подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета после проведения камеральной налоговой проверки поданной им налоговой декларации по НДС.

Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев. С 2015 года налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы будут истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов (налоговый разрыв), свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС.

Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме. С этой целью и внедрены программные средства АСК НДС и АСК НДС-2.

АСК НДС - автоматизированная система контроля за возмещением НДС - успешно работает с 2013 года. Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска.

«Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск получают «особое внимание» не только инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка, но и управления ФНС России по Свердловской области. Например, в Свердловской области АСК НДС к «группе риска» ежеквартально относит порядка 10% заявленного по декларациям возмещения из бюджета НДС», - отмечает Ольга Голендухина.

В результате отбора сомнительных операций обеспечивается усиленный контроль, привлекаются правоохранительные органы, исключается возможность применения мошеннических схем.

В среднем 20 - 30% налогоплательщиков после этих процедур самостоятельно отказываются от заявленного возмещения из бюджета НДС, сдают уточненные декларации по НДС.

После внедрения автоматизированной системы контроля сокращение объема возмещения из бюджета НДС в Свердловской области уже составляет более 50% заявленного налогоплательщиками «группы риска».

Что интересного подготовила ФНС для нас в текущем году? Статья расскажет о новых инструментах налоговой службы, а также о том, на ком их применят.

Что это? Очередной этап эволюции знаменитой информационной системы, которую ФНС использует для проверки НДС-декларации.

Кому грозит? Всем плательщикам НДС, а также неплательщикам, которые в силу обстоятельств должны подать отчетность по этому налогу.

Система АСК НДС запущена налоговой службой в 2015 году. Она служит для проверок деклараций по НДС и контрагентов. Прогресс не стоит на месте, и вот в текущем году во всех регионах РФ будет внедрено 3-е поколение программного комплекса.

Система предназначена для автоматического отслеживания денежных потоков между юридическими и физическими лицами. Цель заключается в том, чтобы определять, уплачен ли НДС с проведенной сделки. С вводом АСК НДС-3 продуктивность этого процесса возрастет до 100% . Находить разрывы цепочек НДС, определять взаимозависимость лиц и устанавливать, кто из субъектов бизнеса получил необоснованную налоговую выгоду, ИФНС смогут еще эффективнее.

Обратите внимание! С ноября 2017 года отчеты, которые формирует программный комплекс АСК НДС-2, являются основанием для возбуждения уголовного дела .

Это значит, что теперь не нужны ни следственные мероприятия, ни дополнительные проверки контрагентов. Если система решит, что компания применила одну из схем налоговой «оптимизации» , например, действовала через однодневки или прибегла к дроблению бизнеса, она сообщит об этом инспектору. Тот распечатает отчет - и вот, основание для уголовного дела готово!

Экстерриториальные проверки

Что это? Проверки субъектов бизнеса, проводимые не «родной» налоговой инспекцией, а коллегами из других районов и даже городов.

Кому грозит? Практически всем, в отношении кого будут проводиться проверки.

Идея заключается в том, чтобы исключить малейшую возможность сговора между представителями организации (ИП) и налоговой инспекции. Ведь не секрет, что бизнесмены знают своих инспекторов и зачастую пытаются договориться. Если же проверка будет проводиться незнакомым специалистом, возможность этого снижается до минимума.

Подобный подход ФНС практикует в отношении субъектами бизнеса.

Отраслевой подход

Что это? Смещение фокуса проверок с отдельных налогоплательщиков в сторону целой отрасли экономики.

Кому грозит? В 2018 году все новшества отраслевого подхода будут проверяться на сфере клининга и технической эксплуатации зданий.

Отраслевой подход сегодня не является новшеством. Он уже испробован на некоторых отраслях бизнеса: фармацевтике, экспорте зерна, алкогольной промышленности, ритейле и некоторых других. Подход показал свою высокую эффективность в обелении целых сфер экономики.

Итак, в этом году все нововведения в части отраслевого подхода ФНС будет тестировать на клининговом бизнесе. Налоговики проверят порядка 8000 предприятий этой отрасли. Инспектировать будут на предмет того, полностью ли субъекты уплачивают налоги. Фискальная нагрузка в этой сфере должна быть на уровне 30% - это связано с большим объемом ручного труда.

В текущем году в зону особого внимания попадут тендеры на услуги клининга. Причем негативные последствия от проверок рискуют получить не только сами субъекты бизнеса, но и их контрагенты. Теперь ФНС расценивает, что выгоду от налоговой оптимизации могут получать не только сами компании и ИП, но и их заказчики.

В связи с этим специалисты рекомендуют организациям, которые прибегают к услугам компаний сферы клининга и технической эксплуатации, проанализировать действующие соглашения. Следует убедиться, что все контрагенты надежны. Рекомендуется заручиться гарантиями того, что они уплачивают налоговые платежи в полном объеме. А также поставить в известность службу безопасности, поскольку проверять контрагентов на добросовестность должна именно она.

В связи с пристальным вниманием налоговых органов, клининговые и эксплуатационные компании объединились в Национальную ассоциацию фасилити операторов . НАФО разработала хартию отрасли, принимает в нее новых членов и разъясняет, как заказчикам свести к минимуму риски, которые вызваны вниманием к отрасли Налоговой службы.

ФНС не скрывает возможности своих новых систем автоматического контроля за уплатой налогов АСК НДС 2 и АИС налог 3. В 2014 году бизнесменов обязали представлять отчетность по НДС в электронном виде (декларация + книга покупок/продаж). Эти данные загружаются в базу данных налоговых органов, где автоматически обрабатываются для выявления налоговых разрывов, другими словами – неуплаты НДС.

Со слов главного налогового инспектора страны Михаила Мишустина, «доля сомнительных вычетов за III квартал 2017 года снизилась до 0,7 процента – более чем в 13 раз, в то время как в III квартале 2015 года она составляла девять процентов». Во многом снижение количества сомнительных сделок обусловлено успешной работой комплекса АСК НДС 2.

На практике программа ищет «фирмы-однодневки». Как это происходит? Недобросовестная компания либо не представляет сведения в инспекцию, либо представляет, но они носят недостоверный характер. Таким образом, программа фиксирует недобросовестные организации и выстраивает древо связей с остальными участниками товарооборота. Совокупность полученных данных позволяет ревизорам установить выгодоприобретателя по налоговым вычетам НДС, так как право на вычеты получает бизнесмен (состоящий на ОСН), приобретая товары, работы или услуги у своих контрагентов, предъявляющих ему соответствующую сумму налога (п. 2 ст. 171 НК РФ). Соответственно, таким выгодоприобретателем могут стать любая коммерческая организация или предприниматель, претендующие на налоговый вычет.

В основном инспекция предъявляет претензии по итогам проведения камеральной или выездной проверки , но в последнее время – и до проведения ревизий в рамках предпроверочного анализа.

Рассмотрим несколько ситуаций, с которыми столкнулись налогоплательщики, на примере судебных дел по налоговым спорам.

Сомнительная цепочка

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2017 года № 09АП-59460/2017 по делу № А40-76179/17 суд признал решение инспекторов по итогам камеральной проверки декларации по НДС с доначислениями этого налога в сумме более четырех миллионов рублей законным и обоснованным на основании следующего.

Компания заявила вычет по взаимоотношениям с контрагентом, который, по мнению ревизоров, в реальности поставок товара осуществить не мог, поскольку эта компания в своей декларации по НДС отразила сведения о приобретении этого же товара у компаний (субпоставщиков), которые также не могли его поставить ввиду отсутствия материально-технической базы. Данные об этих операциях и сомнительных контрагентах налоговая служба получила из АСК НДС 2, на что суд, вынесший решение, ссылается в судебном акте. Автоматизированная система помогла инспекторам установить цепочку движения товара, оперативно выявить «однодневки» и без проведения выездной проверки доначислить НДС после обычной «камералки».

«Нормальный» подрядчик

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года № 09АП-10542/2017 по делу № А40-197462/16, оставленном без изменения постановлением кассации, суд не стал отменять решение налоговой инспекции об отказе в возмещении НДС на сумму более восьми миллионов рублей ввиду недоказанности формирования законных вычетов для возмещения налога. Дело было вот в чем: организация заявила возмещение по операциям с подрядчиком, выполнившим по бумагам строительно-монтажные работы , который в своей декларации по НДС отразил недостоверные сведения.

Как указал суд, согласно сведениям из информационного ресурса АСК НДС 2, позволяющего сопоставлять данные книг покупок покупателя и продавца, отраженных в них счетах-фактур, и данным из представленной в налоговый орган декларации было установлено, что вычеты, заявленные спорным контрагентом, заявлены по взаимоотношениям с «фирмами-однодневками», не имеющими ресурсов для выполнения каких-либо работ.

В свою защиту налогоплательщик сослался на то, что его спорный контрагент ошибочно указал в книге покупок счета-фактуры по «однодневкам» и что работу в действительности выполнили другие подрядчики. Однако арбитры не приняли данный довод, указав, что согласно «древу связей», сформированному АСК НДС 2, спорный подрядчик функционировал только с «однодневками», иных, «нормальных» контрагентов у него не было.

На службе бизнеса

Несмотря на большое количество отрицательной для коммерсантов судебной практики, в которой арбитры ссылаются на сведения из АСК НДС 2 как на доказательства недобросовестности бизнеса, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2018 года № 09АП-4856/2018 по делу № А40-179491/17, удовлетворяя требования компании, судебная коллегия приняла довод общества о реальности контрагента ввиду представления им налоговой декларации, которая прошла проверку в системе АСК НДС 2.

Коммерсанты апеллировали к тому, что в результате автоматизированной проверки нарушений выявлено не было. Большая сумма вычета не противоречит нормам налогового законодательства и не является ошибкой. То есть если программа приняла декларацию, требования в адрес компании и ее контрагента о даче пояснений не последовало, значит, декларация достоверна. Суд признал, что вычет в размере 14 миллионов рублей правомерен.

Без основания

В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2017 года № 18АП-5899/2017, 18АП-6041/2017 по делу № А76-27274/2016 суд удовлетворил требования фирмы о возмещении НДС и признании вычетов законными в сумме 1,8 миллионов рублей, несмотря на минимальную уплату этого налога контрагентами. Отказывая в праве на вычет , контролеры сослались на следующее: исходя из сведений, содержащихся в программном комплексе АИС Налог-3 АСК НДС 2, в счетах-фактурах компании отсутствовали отметки о сопоставлении с продавцами товара (спорными контрагентами) в разделе 8 декларации по НДС.

Судебная коллегия отвергла указанный довод со ссылкой на отсутствие такого основания для применения вычетов по НДС (п. 1 ст. 169, п. п. 1 и 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Кроме этого коллегия указала, что компания не может отвечать за действия своих контрагентов по отражению в налоговом учете операций. А главный критерий признания вычетов правомерными – это реальность операций и проявление должной степени осмотрительности и осторожности при выборе поставщика.

К аналогичным выводам приходят суды в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2017 года № Ф05-8203/2017 по делу № А40-43799/2016.

Обратите внимание

В свою защиту налогоплательщик сослался на то, что его спорный контрагент ошибочно указал в книге покупок счета-фактуры по «однодневкам» и что работу в действительности выполнили другие подрядчики. Однако арбитры не приняли данный довод.

Таким образом, судебная практика по налоговым спорам подтверждает вывод о том, что главным критерием в признании налоговых вычетов обоснованными является реальность операций и осмотрительность компании.

Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда, изложенной в Постановлении Президиума от 25 мая 2010 года № 15658/09, актуальной по сей день, в обоснование своих доводов о проявлении должной осмотрительности и выбора именно этого контрагента фирма может ссылаться не только на коммерческую привлекательность сделки и ее условия, но и на наличие проверенной деловой репутации, подтвержденной платежеспособности и возможности выполнить взятые на себя обязательства по договору (материально-техническая база, квалифицированный персонал и т. д.).

К аналогичным выводам приходит суд в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 11 сентября 2017 года № Ф05-12716/2017 по делу № А41-74234/2016, признавая обоснованной налоговую выгоду по сделке с, казалось бы, сомнительными контрагентами. Таким образом, следуя правилам поведения, продиктованными нам новой реальностью и ФНС, в части осмотрительности при выборе деловых партнеров и подтверждения реальности сделки, даже если среди контрагентом оказалась недобросовестная организация, предприниматели могут защитить свои права и не платить налог дважды – «за себя и за того парня».

Второй год в России существует новая налоговая программа, основанная на Big Data, называется она очень сложно, в простонародье ее прозвали АСК НДС. Что же это такое на самом деле?

Эта программа работает для того, чтобы ловить однодневные фирмы и тех, кто пытается воспользоваться незаконными . Программа АСК НДС 2 была задействована в конце 2013 года, и уже в 2014 году бюджет государства пополнился более чем на 100 миллиардов рублей.

Как же работает эта база? Она сверяет составленный плательщиком НДС, собирая данные из его книги продаж, и вычет, принятый покупателем, по книге покупок покупателя. При несоответствии показаний сама программа выясняет, корректно ли контрагенты отразили документы и насколько правомерны действия покупателя и его желание получить вычет. Участие налоговика не требуется.

При расхождении данных автоматически контрагентам отправляются письма с просьбой разъяснить данный факт. Если в течение пяти рабочих дней не были представлены объяснения, НИ начинает проверку. В итоге контрагенты или исправляют ошибки, или доплачивают в бюджет деньги.

Что делает программа:

  • Анализирует .
  • Сверяет данные контрагентов.
  • Находит расхождения автоматически.
  • Отправляет письма с просьбой предоставить объяснение расхождений.

В результате многим организациям пришлось отказаться от налогового вычета.

Новая АСК НДС 3

В 2016 году была запущена АСК НДС 3. Новая программа станет более расширенной при проверке плательщиков. Будут обрабатываться все данные, не только декларации, но и кассовые аппараты. Оборудование будет считывать все данные с кассовых аппаратов и сверять их с книгами продаж организаций.

В результаты фирмы-однодневки отпадут сами собой.

Подход АСК к налогоплательщикам

Программа необходима для более тщательной проверки организации. Раньше происходило так:

Организация предоставляет документы на налоговый вычет. При камеральной проверке, которую проводят сами инспекторы, могут выявиться ошибки. На основании этого НИ предоставляет вычет НДС или лишает его.

Сейчас же программа АСК НДС самостоятельно сверяет все данные, которые предоставила организация. Если риск нарушения очень велик, компанию проверяют все контролирующие органы. Подход программы состоит из нескольких факторов, ради чего она была и создана:

  • Понимать, как выявленные расхождения влияют на работу компании, на составление налоговой отчётности.
  • Для конкретной организации выбрать свой метод контроля и удерживать компанию рамках, которые позволяет Российский контроль деятельности.
  • Для компаний, которые миновали зону риска программы, увеличилась возможность обойтись без дополнительной проверки. То есть если действия компании законны, не нужно переживать, что будут дополнительные вопросы у НИ.

Нужно понимать, что под риск может попасть любая компания. Незначительная совершенная ошибка, так сказать, человеческий фактор, и вы уже под контролем инспекторов. Даже простое юридическое изменение адреса, названия уже является поводом для контроля.

Как не оказаться в чёрном списке АСК НДС 3

После запуска новой машины «тотального» контроля любая компания может оказаться в зоне риска.

Чтобы избежать дополнительного контроля, необходимо выполнить ряд действий:

  • Обязательно проверять контрагента. Официальное лицо, выступающее от этой организации, также должно предъявлять свои документы при подписании договоров.
  • Проверять бухгалтерские данные, активы организации. Обязательно должен быть почтовый и юридический адрес у потенциального контрагента.
  • Проверить банк данных судебных приставов.

Тщательная проверка будущих партнеров поможет не только избежать встречи с мошенниками, но и убережет от попадания в «черный» список системы АСК.

Некоторые подробности про АСК НДС 3 в этом видео:

Что ожидает плательщиков НДС в будущем?

Налоговая инспекция, запустив АСК НДС, сможет видеть все движения товаров. Сейчас программа сама устанавливает соответствие данных из книг продаж и книг покупок по счетам-фактурам и НДС. А самих данных о товарах нет.

В итоге, когда осуществляется проверка выбранного предприятия, выстроить конкретное движение товара у налоговиков не получается. И это, несомненно, плюс для работы бизнеса.

Но не стоит успокаиваться. Налоговики планируют разработать новую базу, которая будет действовать совместно с таможенной службой, с программой Центрального Банка РФ. Тогда уже налоговая служба сможет в режиме онлайн видеть все цепочку транзита денег: куда и зачем ушли, и были ли возвращены в компанию.

Так что все те, кто пытается работать нечестно, уже не имеют шансов заработать, и в итоге такой бизнес просто исчезнет.

Справка

Аббревиатура ПК АСК НДС-2 расшифровывается как «программный комплекс автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимость, вторая версия». В конце 2013 года ФНС впервые запустили ПК АСК НДС-1.
С этого момента ФНС берет под контроль данные об операциях, облагаемых НДС.
Через год ФНС отчиталась о двойном сокращении неправомерных попыток возместить налог, что добавило бюджету 102млрд. рублей. В начале 2015 года ФНС запустила вторую версию программы АСК НДС-2.Работа ПК АСК НДС-2 направлена на выявление организаций, не уплачивающих НДС и не отражающих соответствующие начисления налога в налоговой декларации.
Вся информация накапливается в системе Big data , которая используется для обработки данных ПК АСК НДС-2.
Таким образом, все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) теперь попадают в общероссийскую базу (ЦОД ФНС России в Дубне).
Программа нацелена на сравнение данных о каждой операции по цепочке движения товара.
Big Data (Большие данные) — система обработки огромных объёмов данных, сформировавшаяся в конце 2000-х годов, альтернативная традиционной системе управления базами данных (СУБД) .

Определяющие характеристики Больших данных (Big Data):

  1. объём данных,
  2. скорость обработки данных,
  3. многообразие одновременной обработки различных типов данных .

С 2013 года "большие данные" как академический предмет изучаются в появившихся вузовских программах по науке о данных, вычислительным наукам и инженерии.

Алгоритм работы АСК НДС-2

  • Программа сопоставляет НДС, начисленный продавцом (по данным его книги продаж), и НДС, принятый к вычету покупателем (по данным его книги покупок).
  • Если эти данные не совпадают, программа выясняет, что не так:
    отразил ли реализацию продавец и насколько правомерно покупатель заявил вычеты по налогу.
  • Все происходит без участия инспектора:
    в адрес покупателя и продавца налоговая автоматически отправляет требования пояснений.
  • На ответ есть пять дней, а после местная инспекция начинает проверку.
  • В итоге налогоплательщики либо сами исправляют ошибки по выплатам, либо получают уведомление о доначислении.
Схема работы АСК НДС-2

ИТОГ: Внедрив ПК АСК НДС-2 налоговики фактически автоматизировали классическую «встречную проверку», для большей эффективности еще и внеся необходимые поправки в Налоговый кодекс, которые начали работать с начала 2015 года. Использование новых технологий «Больших данных» позволяет автоматически сопоставлять данные контрагентов, оперативно выявлять и пресекать незаконную деятельность компаний-мошенников, не исполняющих свои налоговые обязательства. Теперь ФНС, выявив несоответствия в отчетности покупателя и продавца, может истребовать у компаний счета-фактуры и первичную документацию. А у компании, которая не подтвердила получение налоговых требований или уведомлений, налоговики могут заблокировать счета.

Как работают налоговики и АСК НДС-2
  1. Вы сдаете декларацию по НДС.
  2. Система самостоятельно анализирует данные по каждой операции по цепочке движения товара и выявляет налоговые разрывы в операциях, по которым вычет есть, а НДС не уплачен.
  3. Автоматически фиксируются недобросовестные плательщики НДС, выстраивается древо связей с остальными участниками товарооборота.
  4. Совокупность полученных данных позволяет налоговикам установить выгодоприобретателя по налоговым вычетам НДС.
    Им может стать совершенно любая организация или ИП, претендующие на налоговый вычет — ведь право на вычеты получает тот, кто покупает товары (работы или услуги) у своих контрагентов, предъявляющих сумму налога (п. 2 ст.

АСК НДС-2: новый сервис ФНС для проверки декларации по НДС

171 НК РФ). Что означает «налоговый разрыв»?
Это когда ваш контрагент:

  • Либо сдал нулевую декларацию по НДС.
  • Либо вообще ее не сдал.
  • Либо сдал декларацию, но в книге продаж не отразил счет-фактуру, выданную в ваш адрес (или исказил данные).

Таким образом, зачастую вся головная боль от АСК НДС-2 вызвана ошибочным действием/бездействием наших контрагентов или наличием взаимоотношений у них с фирмами-однодневками.

  • При выявлении в НДС-декларации противоречий система автоматически формирует требование о представлении пояснений.
  • Далее следуют иные мероприятия налогового контроля. Допустим, выявлен налоговый разрыв.
    Для установления получателя необоснованной налоговой выгоды уже в рамках камералки проверяющие могут использовать расширенный перечень мероприятий налогового контроля: запрос объемного перечня документов, осмотра помещений, территорий, опрос сотрудников и т.п. …
  • Добросовестные налогоплательщики тоже под прицелом.
    Большинство проверок после выявления налоговых разрывов заканчиваются неблагоприятно.
    Претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц могут быть предъявлены именно к добросовестным компаниям и с большей вероятностью к тем, у кого есть имущество. Даже в случаях, когда вы сами взаимодействуете с добросовестным контрагентом, но в цепочке есть «серые» или «черные» компании.
  • Количество налоговых проверок, инициированных благодаря АСК НДС-2 растет и, как показывает судебная практика, большинство этих проверок увенчались победой налоговиков в форме доначислений или отказов в вычетах.
  • Налоговики продолжают совершенствовать налоговое администрирование НДС.
    На подходе новый программный комплекс АСКНДС-3 .
  • Налогоплательщики сдают электронные декларации по НДС , содержащие показатели книги покупок и книги продаж. В 2015 году ФНС запустила ПК АСК НДС-2 для контроля деклараций.

    АСК НДС-2: откуда налогоплательщику ждать угрозы

    Начиная с I квартала 2015 года налогоплательщики представляют декларации по НДС по новой форме (приказ Минфина России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@ ). Теперь компания сообщает налоговикам сведения из книги покупок и книги продаж и информацию о выставленных счетах-фактурах (разделы 8–12 декларации).

    В распоряжении налоговых органов есть специальная автоматизированная система контроля НДС-2 (далее - АСК НДС-2). Эта система сохраняет и накапливает всю информацию по операциям налогоплательщиков. Рассмотрим, какие претензии предъявляют налоговики по результатам анализа базы данных АСК НДС-2.

    Система выявляет расхождения в декларациях

    АСК НДС-2 позволяет налоговикам сравнить сведения из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов. Система может выявить несколько видов расхождений.

    Расхождения вида «НДС». Эти расхождения программа выявляет, когда налог указан в декларациях, но в них имеются ошибки. Перечень таких ошибок известен многим бухгалтерам. Это расхождения по коду операций, по неверному номеру или дате счета-фактуры, а также расхождения в сумме НДС у продавца к уплате и у покупателя к вычету.

    Некоторые бухгалтеры соглашаются с требованиями инспекторов и подают уточненные декларации. Однако при наличии технических ошибок, не влияющих на сумму налога, достаточно предоставить пояснения. К ним нужно приложить счета-фактуры и прочие документы. В этом случае предоставление уточненки является правом, а не обязанностью налогоплательщика (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ ). Это относится к опечаткам в номерах и датах счетов-фактур и к неверным кодам операций. Если же у компании не совпадает сумма НДС, заявленная к вычету по счету-фактуре от поставщика, то самым распространенным случаем является предъявление НДС к вычету в более позднем периоде. Например, поставщик отразил счет-фактуру в I квартале 2016 года, а покупатель принял НДС к вычету во II квартале 2016 года.

    Расхождения вида «разрыв». Речь идет о так называемом налоговом разрыве. При сравнении данных из книг покупок и продаж выясняется, что контрагент, чей счет-фактура заявлен в декларации, просто отсутствует в ЕГРЮЛ. Или не сдает налоговую отчетность, или сдает ее с нулевыми показателями. При таком виде разрыва у налогоплательщика образуется счет-фактура, сумма налога по которому не отражена в декларации контрагента. Если компания является поставщиком и НДС заявлен к уплате, то, скорее всего, подозрений это не вызовет, поскольку НДС уплачен в бюджет. А вот если компания является покупателем и заявила этот НДС к вычету, то инспекция, скорее всего, тут же сформирует требование о представлении документов (п. 8.1 ст. 88 НК РФ ).

    Однако если компания представила весь пакет документов, то отказать в вычетах на основании расхождений, выявленных по данным АКС НДС-2, пока нельзя. Признак вычета - это наличие счета-фактуры (ст. 169 НК РФ ). И если проверяющие намерены отказать в вычетах, то они обязаны провести мероприятия налогового контроля. Эти мероприятия должны доказать фиктивность операций с однодневками или наличие иной необоснованной налоговой выгоды.

    В судебной практике встречаются интересные случаи проигрыша налоговиков, когда они отказывали компаниям в вычетах по счетам-фактурам контрагентов, отсутствующих в ЕГРЮЛ. В одном из дел бухгалтер исключенного из ЕГРЮЛ общества продолжал в течение двух лет выставлять счета-фактуры от имени несуществующей компании (решение АС г. Москвы от 20.06.13 № А40-18764/13 ).

    Налоговый орган отказал в вычетах. Компания счета-фактуры переделала и представила в суд. Арбитры указали: организация не подозревала о том, что счета-фактуры являются недействительными, и не могла проверить этот факт. Суд отменил доначисления. В то же время компания могла проверить статус контрагента с помощью общедоступных сервисов на сайте ФНС России. Поэтому такие судебные решения, скорее, единичны, и на них нельзя ориентироваться.

    Налогоплательщики сталкиваются с налоговым разрывом, когда АСК НДС‑2 не может сопоставить счета-фактуры по выданным авансам и при зачете этих авансов. Связано это с тем, что компания, заплатившая контрагенту аванс, сама составляет счет-фактуру. Даже при наличии правильного кода операции АСК НДС-2 часто формирует требование, где указывает на отсутствие счета-фактуры «близнеца». В данном случае достаточно представить письменные пояснения и приложить к ним документы.

    Цель внедрения АСК НДС-2 - борьба с однодневками

    АСК НДС-2 помогает налоговикам выявить в торговой цепочке недобросовестное звено - однодневку. Этап, на котором налог не дошел до бюджета. Это необходимо для поиска конечного выгодоприобретателя, получающего необоснованную выгоду от налоговых разрывов. За поиск выгодоприобретателей отвечает система управления рисками «СУР АСК НДС-2». Ее основные задачи описаны в письме ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР». Налогоплательщики могут попадать в группы низкого, среднего и высокого рисков. Компании с низким налоговым риском имеют материальные и трудовые ресурсы, ведут реальную деятельность, уплачивают налоги. У них проходят выездные проверки.

    К высокорисковым относят организации с устойчивыми признаками однодневок. Они не имеют активов и персонала, платят мало налогов при высоких оборотах, используют третьих лиц для осуществления платежей. Инспекторы отмечают группу риска компании в программе с помощью цветовых индикаторов. Результаты «СУР АСК НДС-2» налоговики используют при решении вопроса о возмещении НДС и планировании выездных проверок.

    Для эффективного использования АСК НДС-2 инспекторы получили расширенные полномочия на камералках. Они используют практически тот же перечень мероприятий контроля, что и при выездных проверках. Инспекторы могут потребовать от компании представить:

    • документы из-за расхождения в операциях (п. 8.1 ст. 88 , ст. 93 НК РФ, приложение № 15 к );
    • пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ , приложение № 1 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@ ).

    Если организация получила требование, необходимо в течение шести рабочих дней отправить по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме электронного документа. В противном случае инспекция может заблокировать счета в банках (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ ).

    Ответ на требование о представлении документов налогоплательщики направляют в инспекцию в течение 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 8.1 ст. 88 , ст. 93 НК РФ). А письменные пояснения - в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ ).

    Компании редко игнорируют требования о представлении документов. Это чревато штрафом (ст. 126 НК РФ ) и отказом в вычетах по формальным основаниям.

    Пояснения лучше тоже представить. Иначе инспектор составит акт камеральной проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ ). Тогда отбивать доначисления придется уже путем подачи возражений или в суде.

    Однако подтверждение права на вычет в ходе камералки не дает гарантий, что компании не назначат выездную проверку (ст. 89 НК РФ ).

    АСК НДС 2: судебная практика

    Срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами, поэтому инспекторы часто не успевают собрать доказательства, способные устоять в суде. Суды считают, что инспекторы вправе назначить выездную проверку периода, уже проверенного камерально. Налогоплательщики при этом не освобождаются от ответственности за выявленные правонарушения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.11 № А75-8783/2010 ).

    Налоговики могут назначить выездную проверку и после мероприятий налогового контроля, которые будет проводить отдел предпроверочного анализа. Максимальный срок выездной проверки достигает 15 месяцев. С учетом продления (до шести месяцев) и приостановления (на шесть или девять месяцев). За такой внушительный срок инспекторы точно соберут необходимые доказательства.

    Судебная практика по АСК НДС-2 еще не сформировалась

    Аргумент о «налоговых разрывах» в базе АСК НДС-2 для судебной практики новый. Пока он встречается нечасто. Этому есть несколько причин.

    Во-первых, АСК НДС-2 - внутренняя база налоговых органов, к ней нет публичного доступа. Суды не признают сведения из внутренних информационных ресурсов должным доказательством (постановление АС Московского округа от 28.12.15 № Ф05-18124/2015 ). О выводах фискалов, сделанных на основании внутренней информации, компания может узнать не ранее, чем наступят негативные налоговые последствия.

    Во-вторых, сам по себе налоговый разрыв не доказывает, что налоговая выгода необоснованна. Этот разрыв представляет собой лишь математический результат контрольных соотношений чисел в двух декларациях. Если числа отличаются, это лишь повод для проверки.

    Тем не менее сведения из АСК НДС‑2 уже начали фигурировать в судебной практике. Причем не только в спорах, связанных с вычетами по НДС.

    Например, в постановлении АС Поволжского округа от 24.06.16 № Ф06-9933/2016 компания оспаривала отказ налогового органа зарегистрировать в ЕГРЮЛ ликвидацию юрлица*. Компания составила ликвидационный баланс и представила его в инспекцию. Однако инспекция по результатам двух камералок деклараций по НДС отказала обществу в вычетах на внушительную сумму и вручила акты проверок.

    * Подробнее об этом читайте в статье «Налоговики отказались ликвидировать компанию с недостоверным балансом» на сайте e.nalogplan.ru или в «ПНП» № 9, 2016, стр. 82.

    После вступления решений по камералкам в силу налоговый орган мог бы провести задолженность по НДС на лицевом счете и стать кредитором общества. Кроме того, на момент подачи заявления о ликвидации компания не представила еще одну декларацию по НДС.

    В результате инспекция признала баланс общества недостоверным и отказала в госрегистрации изменений. В решении апелляционной инстанции судьи указали, что налоговый орган с помощью АСК НДС-2 установил наличие налогового разрыва в виде неправомерно заявленного вычета по НДС (постановление Двенадцатого ААС от 15.04.16 № 12АП-2681/2016 ).

    Налоговики выставили требования о представлении документов. Компания требования проигнорировала, документы не представила. Руководитель общества от явки на допрос также уклонился.

    Компания считала, что на момент подачи ликвидационного баланса налоговый орган не имел решения по камеральным проверкам. Поэтому сумма НДС к уплате была ему неизвестна. Однако суд учел факт противодействия и уклонения общества от представления документов. И пришел к выводу, что заявление о ликвидации было подано для избежания доначислений по проверкам.

    Суд решил, что общество заведомо представило недостоверные сведения, при этом процедуру ликвидации нельзя считать соблюденной. Правомерность доначислений по камеральным проверкам не являлась предметом рассмотрения спора. Поэтому в отношении недостоверности баланса суд поддержал инспекцию.

    Необычное дело рассмотрел Девятнадцатый ААС (постановление от 31.08.16 № А14-16854/2015 ). Доказательства, найденные в АСК НДС‑2, одна из сторон заявила в гражданском споре. Он был между двумя юрлицами в отношении фальсификации подписи руководителя в договоре.

    Компания обратилась в суд с требованием взыскать с контрагента задолженность по договору поставки за 12 тонн рыбной муки. Однако покупатель неожиданно заявил в суде, что подпись руководителя на договоре поддельная. Значит, сделка не заключалась и оснований для возмещения продавцу убытков нет.

    В качестве доказательств реальности отгрузки поставщик представил договор, накладную о приемке товара, электронные письма в адрес покупателя и ответы на них. Помимо этого продавец представил письмо из инспекции о том, что по результатам камеральных проверок деклараций обеих компаний налоговый орган обнаружил счет-фактуру на поставку рыбной муки и в декларации продавца, и в декларации покупателя. Счет-фактуру налоговики нашли путем встречного сопоставления деклараций в системе АСК НДС-2.

    Налоговые органы подтвердили, что покупатель заявил вычет в связи с тем, что продавец отразил в декларации сделку и уплатил с нее НДС в бюджет. Суд пришел к выводу, что покупатель скрыл от суда сведения о поставке, а также не заявлял о фальсификации доказательства. В связи с чем суд постановил взыскать с нерадивого покупателя всю сумму задолженности и неустойку.

    АСК НДС-2

    АСК НДС-2 работает уже три года. Она хранит сведения из счетов-фактур, деклараций по НДС, а также информацию о сделках. Система собирает данные об уплате НДС по всей торговой цепочке: от первичного поставщика до конечного потребителя.

    Работу системы обеспечивают центры обработки данных (ЦОД) в Нижнем Новгороде и Московской области. В 2017–2020 годах власти планируют построить резервный ЦОД в Волгоградской области.

    ЦОДы позволяют ФНС России внедрять и другие инструменты администрирования. Это налоговый мониторинг, система контроля за применением контрольно-кассовой техники (АСК ККТ), электронные сервисы. Они же поддерживают работу информационных систем Минфина, ФНС, казначейства и других учреждений финансового ведомства.

    АСК НДС 3: новый «комплекс слежения» за бизнесом

    АСК НДС-2: как проверяют декларации по НДС

    Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2) — программное обеспечение, разработанное и используемое Федеральной налоговой службой (ФНС) России, для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков.

    Разъяснение

    Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2) разработана ФНС России и применяется для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков.

    С 1 января 2015 года эта система анализирует заявленные в налоговых декларациях данные о счетах фактурах налогоплательщиков и выявляет противоречия между счетами фактурами налогоплательщиков. Так, если, к примеру, выяснится, что покупатель принял к вычету НДС, а продавец его не начисляет, то этот факт может стать поводом для налоговой проверки.

    АСК НДС - новый сервис ФНС для поиска незаконных вычетов НДС

    в ст. 88 "Камеральная налоговая проверка" (федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ), который предоставляет налоговым органам право в таких ситуациях истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям:

    П. 8.1. ст. 88 НК РФ: "При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям".

    Разработка и внедрение системы НДС-2 была определена документами:

    Приказ ФНС России от 15.07.2013 N ММВ-7-3/239@ "О проведении пилотного проекта программного обеспечения, реализующего функции задачи "Автоматизированная система контроля за возмещением НДС"

    Приказ ФНС России от 01.10.2013 N ММВ-7-6/432@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего функции задачи "Автоматизированная система контроля за возмещением НДС"

    АСК НДС-3

    ФНС России не останавливается на совершенствовании механизма контроля НДС. Разработана и тестируется новая версия программы проверки НДС — АСК НДС-3. В эту версию программы добавлена интеграция с банками и позволяет налоговикам выявить ситуации, к примеру, когда покупатель получил счет-фактуру заявил вычет, но покупателю денежные средства длительное время не перечисляет. Такая ситуация может свидетельствовать о незаконной оптимизации НДС.

    Дополнительно

    Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» — это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков - юридических лиц, представивших декларации по налогу на добавленную стоимость, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

    АИС Налог-3 — автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

    Отчет "Дерево связей" — отчет, который формируется в Системе управления рисками «СУР АСК НДС-2» и используется налоговиками для выявления незаконных операций.

    АСК НДС-2 (gnivc.ru)