Все о тюнинге авто

Кто является главной фигурой в цб рф. Является ли ЦБ России государственным

Центральный банк Российской Федерации (сокращенно ЦБ, или Банк России, или Центробанк) – это главный банк страны, который отвечает за безопасность и устойчивость рубля по отношению к другим валютам мира, развитие и укрепление банковской системы, надзор за деятельностью других банков, выдачу и отзыв лицензий.

Центральный банк – единственный банк в стране, который занимается эмиссией денег, то есть производством и выпуском наличных денежных средств (чеканка монет и печать банкнот), а также заменой старых купюр на новые.

ЦБ РФ – это не привычный нам всем банк, такой же как, например, Сбербанк или Альфа-Банк. Он, единственный в своем роде, и стоит над всеми банками. Схематично это выглядит так:

В Центробанк нельзя прийти за потребительским кредитом человеку с улицы, он не работает с физическими лицами, но работает с коммерческими банками, а именно осуществляет контроль и надзор, чтобы банкиры вели свою деятельность честно. В деятельность самих банков ЦБ не лезет, а вот лишить лицензии может или, наоборот, может помочь банку, если у него возникли временные трудности, например, дать кредит или взять банк на .

История возникновения Центрального банка РФ

Чтобы понять, что это за организация – ЦБ, стоит обратиться к истории. В СССР главным финансовым учреждением был Государственный банк. После распада Союза функции Госбанка перешли к ЦБ РФ, разве что главный банк страны перестал быть государственным учреждением. А превратился в независимое юридическое лицо. Государственный банк в СССР, можно сказать, подчинялся Совету министров. Ведь именно он назначал и снимал руководителей. А главное – Совмин подсчитывал, сколько денег нужно государству. То есть государство через свой банк само решало, сколько нужно денег, а банк уже их печатал в необходимом количестве.

Сегодняшнее главное банковское учреждение страны не подчиняется, а скорее взаимодействует с тем же государством. Ибо о своей деятельности ЦБ отчитывается Госдуме. В государственной собственности – уставный капитал, все остальные активы ЦБ. О своей деятельности ЦБ ежегодно отправляет в Госдуму отчеты – об убытках, доходах. Кроме того, эти отчеты должны быть опубликованы в СМИ. А еще Центробанк часть полученной им прибыли по закону обязан отдавать в бюджет. Так что о полной независимости ЦБ от государства, особенно что касается его деятельности в целях зарабатывания прибыли, все-таки приходится говорить условно.

Где зарегистрирован Банк России и кому принадлежит

ЦБ является юридическим лицом, зарегистрированным в Москве, там же находятся центральные органы, отвечающие за управление и надлежащее функционирование главного банка страны.

Уставный капитал ЦБ РФ составляет 3 млрд. рублей. Уставный капитал, как и прочее имущество банка является федеральной собственностью. Юридический статус подразумевает, что банк сам обеспечивает свою работу. 75% доходов он перечисляет в федеральный бюджет.

Получается, как любое физическое лицо может организовать ООО или ОАО и заниматься коммерческой деятельностью, так и правительство создало юридическое лицо, которое занимается определенной деятельностью, нельзя сказать, что коммерческой, так как это не совсем правильно. Все таки основная задача Центробанка – это защита и обеспечение устойчивости рубля, а также контроль за банковской деятельностью в стране, ее надлежащее функционирование. Получаемый доход – это побочный эффект от этой деятельности, который перечисляется основному владельцу, то есть государству.

Но при этом по бумагам – это не государственный орган. Это значит, что Центральный банк не отвечает за деятельность государства. Если государство , а на балансе ЦБ будут находится существенные золотовалютные запасы или запасы валюты, то это не значит, что ЦБ должен погашать этими средствами долг государства. Также и государство не отвечает по обязательствам Центрального банка.

Функции Центробанка России

А вот деньгами в стране главное банковское учреждение государства по-прежнему командует с тем лишь различием, что напечатать столько денег, сколько нужно стране, ЦБ не может. Сей факт объясняется тем, что ЦБ подчиняется правилам Международного валютного фонда, членом которого Россия стала в 1992 году.

Сделано это было с целью доступа к валютным кредитам и вызвано было экономическим, финансовым, системным кризисом в стране. В то время финансовая помощь России нужна была как никогда. Валютные кредиты для стабилизации экономики, интервенции для уменьшения курса доллара Россия стала получать, но в то же время Центральный банк потерял право самостоятельно кредитовать экономику страны, но может участвовать в кредитовании других стран. Таковы правила МВФ, члены которого обязаны их соблюдать.

Первый кредит был открыт в августе 1992 года на сумму около миллиарда долларов, целью которого было удержание дефицита государственного бюджета и темпа инфляции. Неподчинение правилам МВФ означает исключение России из его членов, а значит, и автоматический отказ в доступе к кредитным средствам МВФ. А гарантии, что они больше не понадобятся, дать никто не может.

Так что ЦБ играет по правилам МВФ и может напечатать лишь столько рублей, сколько долларов смогли выручить, продав за них нефть, газ и прочее, что котируется на внешнем рынке. Увы, крепко привязаны мы сейчас к доллару.

Так что одна из задач Центробанка – эмиссия (проще – выпуск) наличности, а в связи с этим организация обращения наличной денежной массы в стране.

Исполняет ЦБ и другие функции. Все они названы в соответствующих документах, регламентирующих деятельность главного банка государства. Посмотреть эти документы можно по ссылкам ниже:

В соответствии с законодательными актами эти цели заключаются в следующем:

  • в защите национальной валюты России от курсовых колебаний, с чем Центральный банк, к сожалению, не всегда успешно справляется. Хотя этому есть и определенные объяснения. В первую очередь – падение цен на нефть – главный продукт, за который Россия выручает на мировом рынке доллары.

Связано это и с тем, что не уменьшают размеры добываемой нефти страны арабского мира, и с тем, что активно пошла добыча сланцевой нефти в США. Немалую роль в росте курса доллара сыграли антироссийские санкции. Крупному бизнесу, чья продукция впоследствии успешно реализовывалась в том числе и за доллары, европейские банки из-за санкций отказывают в долговременных кредитах.

Еще одна причина вытекает из предыдущей. Спрос на валюту подтолкнул рост ее цены. Провоцируют рост доллара и другие причины – спекулятивные операции (купить дешевле – продать дороже), сам по себе рост мирового курса доллара;

  • разработке, а потом и реализации кредитной политики РФ, главные постулаты которой – снижение уровня инфляции, доступность банковских кредитов предприятиям реального сектора экономики, стабилизация банковских структур, увеличение их конкурентоспособности на международном уровне, их возможность долговременно кредитовать предприятия российской экономики. Ведь, как известно, большие проекты реализуются в основном лишь на кредитных деньгах;
  • установке правил, согласно которым осуществляются банковские операции;
  • разработке мер, а затем их реализации по развитию всей банковской системы, ее модернизации;
  • обеспечении мер по функционированию платежных механизмов.

И вышеперечисленное – только некоторые из тех задач, что решает главное банковское учреждение страны. Есть и множество других. Например:

  • Центробанк выдает разрешение на регистрацию того или иного негосударственного пенсионного фонда, оценивая его возможности;
  • выплачивает долги клиентам обанкротившихся банков, если тот или иной банк не состоял в системе обязательного страхования вкладов;
  • устанавливает отраслевые стандарты бухгалтерских планов счетов.

Есть и еще, на которых остановимся подробнее, ибо именно эти задачи, выполняемые ЦБ, волнуют рядового жителя страны больше всего, так как бывает, что решение Центробанка касается человека лично.

Выдает и отзывает лицензии

Например, то, что ЦБ:

  • выдает лицензии банковским, другим кредитным организациям;
  • запрещает вести деятельность банкам, что выражается в отзыве лицензий.

С момента назначения главой Центробанка Эльвиры Набиуллиной лицензий на право вести банковскую деятельность лишилось более 100 банковских учреждений. Вызвано это как раз задачей стабилизации банковских структур.

Многие из тех банков, у которых ЦБ отозвал лицензию, проводили сомнительные операции, реализовывали рискованные принципы кредитной политики, например безмерно выдавая кредиты. Страдают же от такой чрезмерной любви к выдаче кредитов вкладчики банков, в том числе и физические лица. И однозначно – организации, у которых был счет в банке и которые через него проводили все свои финансовые операции.

Пример сомнительных операций банковских структур

Основания, по которым у банка могут отозвать лицензию, оговорены законодательно. Это могут быть ситуации, когда:

  • кредитный капитал на 2% меньше положенного;
  • собственные средства банка ниже уставного капитала;
  • банк не может самостоятельно в течение 2 недель рассчитаться со всеми кредиторами, тем же ЦБ, у которого коммерческий банк берет деньги взаймы;
  • банк самовольно сокращает уставный капитал, который становится ниже размера находящихся в распоряжении средств.

Есть и менее серьезные нарушения, допустив которые банк может лишиться лицензии.

Определяет ставку рефинансирования

Есть и еще один вопрос, который решает Центральный банк и который в немалой степени волнует тех обывателей, кто пользуется кредитными продуктами от коммерческих банковских структур, – это .

Также есть и другой термин – ключевая ставка. Выражается в процентах. Именно под эти проценты коммерческие банки берут у ЦБ деньги взаймы. И уже по своей процентной ставке, соответственно, более высокой, чем та, по которой получили, кредитуют организации, предпринимателей, рядовых жителей.

Получается – выше ставка рефинансирования – больше проценты, которые придется платить в коммерческих банках кредитующимся. И в Сбербанке тоже – даже не смотря на то, что многие далекие от финансовой сферы люди по-прежнему считают его государственным. Это не так. Да даже если бы и было так, не забываем, что ЦБ – это не государственная структура, от государства учреждение никак не зависит и этому самому государству ЦБ также дает, так сказать, взаймы, хотя и является акционером Сбербанка. Более 50 процентов акций Сбербанка принадлежат именно Центральному банку.

От чего зависит ставка рефинансирования? Главным образом от уровня инфляции в стране, то есть наличия денежной массы у населения, соответственно его покупательской способности. Увеличивая или снижая ставку рефинансирования, ЦБ регулирует уровень инфляции, пытаясь держать ее в узде.

При низкой ставке увеличивается покупательская способность, в результате – цены начинают расти. Покупают много – значит, производители выпускают больше продукции и поднимают цены. Для выпуска большего количества продукции у них есть возможности – ведь получить в комбанке деньги удается под меньший, более выгодный процент.

Больше средств и у населения на руках, в том числе благодаря доступным кредитным деньгам. Снижение ставки рефинансирования до какого-то момента стимулирует экономику. Почему до определенного момента? Да потому, что снижение ключевой ставки начинает способствовать росту инфляции – процессу, когда деньги обесцениваются.

И Центробанк повышает ставку. Становятся дороже кредиты, брать их физическим, юридическим лицам уже невыгодно. Со временем уменьшается количество наличности на руках у рядового населения, снижается постепенно покупательский спрос, производители выпускают меньше продукции, замедляется рост цен. А значит и рост инфляции.

Определяет курс валюты

Есть и еще одна функция, которую исполняет ЦБ и результат исполнения которой в немалой степени волнует тех россиян, кому приходится менять рубли на валюту, – это определение курса валюты.

Курс доллара Центробанк не с потолка берет. Этот курс определяется с учетом данных торгов валюты на межбанковском валютном рынке. Сегодня произошли торги, завтра этот курс в России. Так что курс доллара и других валют у нас сегодня плавающий. А возвращение к строго установленному, явно заниженному курсу, за что иногда ратуют некоторые обыватели, приведет к той ситуации, что была в СССР.

Тогда официально установленная цена доллара, особенно в последние годы существования Союза, не превышала одного рубля. Только вот купить по такой цене доллары было нельзя. Их не было в свободной продаже. У спекулянтов доллар продавался и до 4 рублей за один зеленый. И операции с валютой были уголовно наказуемыми.

Повышение курса доллара, как правило, сказывается на росте цен на внутреннем рынке, в том числе и на товары народного потребления. Ведь оборудование, на котором эти товары производятся, ингредиенты – все в большинстве случаев импортного производства и закупается на валюту.

Структура управления Центробанка

Выполнение возложенных на ЦБ функций и задач не было бы возможным без четкой структурной организации Центрального банка, согласования его деятельности с интересами субъектов госрегулирования хозяйства на всех уровнях – начиная от взаимодействия с правительством страны и заканчивая правительствами регионов.

Для решения задач в регионах ЦБ имеет представительства во всех субъектах. Соответственно, подразделения ЦБ, расположенные в субъектах РФ, подчиняются центральному офису.

Главный орган – Национальный финансовый совет. Состоит из 12 членов, то есть он – коллегиальный орган. В его состав входят представители от Совета Федерации (два человека из Совета Федерации), Госдумы (три человека из депутатов), Правительства РФ (три человека). Назначаются в состав совета лица и Президентом РФ – тоже трое. Председатель ЦБ – член НФС.

Высшая исполнительная структура Центробанка – совет директоров. Он определяет вектор деятельности ЦБ, ставит цели, ориентиры работы. В совете директоров, кроме председателя, еще 14 членов. Работают они на постоянной основе. Совет директоров также формируется под бдительным оком Госдумы и президента. Совет директоров собирается раз в месяц. И именно он решает вопросы:

  • касательно эмиссии рубля;
  • устанавливает нормативы для коммерческих банков;
  • лимиты рыночных операций;
  • процентные ставки;
  • лимиты текущих кредитов;
  • формирует перечень ценных бумаг, куда входят и векселя, используемые для обеспечения займов ЦБ.

Совет директоров исполняет надзорные, контрольные функции, то есть он осуществляет надзор и руководство за нижестоящими структурами.

Совет директоров Центрального Банка РФ

  • центральный аппарат ЦБ;
  • территориальные подразделения;
  • РКЦ – расшифровывает как расчетно-кассовые центры;
  • военные подразделения Центробанка.

Главная задача всех перечисленных структур Центрального банка ‒ реализация определенных мер для осуществления федеральном уровне финансовой политики, принятой банком.

Кто является председателем

С 2013 года председатель Банка России с 2013 года – Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. Она первая женщина, которая заняла такой важный пост в Центральном банке из всех стран Большой восьмерки. По закону назначает главу банка Госдума по представлению президента.

Срок назначения – 5 лет. Человек не может назначаться на должность председателя Центробанка более трех раз подряд.

В некоторых случаях допускается снятие председателя ЦБ с должности. Это может быть в ситуациях, когда:

  • срок, на который был назначен председатель, истек;
  • состояние здоровья не позволяет в полной мере исполнять служебные обязанности. Подтверждение состояния здоровья должно быть документальным – справками с заключением комиссии врачей;
  • по собственному желанию председатель подает заявление об отставке;
  • за доказанное совершение уголовного преступления судом вынесено обвинительное заключение в отношении председателя;
  • глава ЦБ нарушает законодательство, регулирующее деятельность банка;
  • когда выявлено, что председатель или даже члены его семьи хранят денежные средства в банках других стран, когда явно не соответствует официально задекларированному доходу их расход, то есть имеет место коррупция.

А вот как менялись руководители Центробанка, с момента его основания:

  1. Матюхин Г.Г. - с 1990–1992 гг.
  2. Геращенко В.В. - с 1992–1994 гг.; 1998–2002 гг.
  3. Парамонова Т.В. - с 1994–1995 гг.
  4. Хандруев А.А. - с 8 по 22 ноября 1995 г.
  5. Дубинин С.К. - с 1995–1998 гг.
  6. Геращенко В.В. - с 1998–2002 гг.
  7. Игнатьев С.М. - с 2002–2013 гг.
  8. Набиуллина Э.С. - с 2013 и по настоящий момент.

Заключение

Итак, теперь вы знаете что из себя представляет Центральный банк Российской Федерации, зачем нужен и какие функции выполняет. Надеемся эта статья расширила ваш финансовый кругозор.

Видео на десерт: Полет на велосипеде в горах с парапланом за спиной

Банк международных расчетов в Базеле. Фото: Fabrice Coffrini / AFP / East news

Все чаще появляются сообщения о Банке международных расчетов, который многие считают главным банком всего мира.

«Самый эксклюзивный клуб мира насчитывает 18 участников. Они собираются каждый месяц воскресными вечерами в 7 часов в конференц-зале Е в круглом башенном здании, тонированные окна которого выходят на центральный железнодорожный вокзал Базеля, ― пишет английский писатель и журналист Адам Лебор. ― Их дискуссия длится в течение часа, возможно, полутора часов. Совещание завершается, помощники уезжают, а оставшиеся остаются на ужин в обеденном зале на 18-м этаже, небезосновательно уверенные, что еда и вино будут отменными. Именно за ужином, который длится до 11 вечера, как раз и происходит настоящая работа». А работа эта заключается в том, что там принимаются решения, что будет с мировыми финансами в следующем месяце, и более того ― что с ними будет вообще.

Членом этого уникального клуба стать довольно трудно. Необходимо, чтобы президент или премьер-министр по согласию со своим министром финансов и ведущими банкирами страны с развитой экономикой внес вашу кандидатуру на рассмотрение парламента, который и должен дать вам членство в этом базельском клубе. А именно вас должны утвердить председателем центрального банка государства. Клуб этот носит довольно скромное название ― Банк международных расчетов, или БМР. В него входят исключительно руководители Центробанков развитых экономик. Часто на его заседания приглашаются главные банкиры и других стран, но они вынуждены либо молча сидеть на совещаниях, либо тесниться на обедах, кофе-брейках и случайных брифингах, вылавливать информацию в коридорах и чуть ли не в туалетах. В качестве компенсации кто-нибудь из лидеров клуба― формальных или неформальных, а есть и такие ― растолкует вам, что к чему, в одном из кабинетов. Кажется, Россия была допущена на верхние этажи только в 1996 году, но точно об этом может знать только один человек в стране ― Эльвира Сапхизадовна Набиуллина.


Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина. Фото: Сергей Кузнецов / РИА Новости

«Что касается структуры взаимоотношений ЦБ России и БМР, то о них мало что известно. Структура секретная, ― делится тайнами руководитель Русского экономического общества Валентин Катасонов. ― И, насколько известно из неофициальных источников, хотя бы раз в месяц председатель ЦБ бывает там на встречах. Не знаю, кто из зампредов курирует это направление, но кто-то курирует. Должен сказать, что Россия активно пользуется БМР, вероятно, часть наших золотовалютных резервов располагается на депозитах. Вполне вероятно, что у нас там есть какие-то завязки по поводу золота, поскольку БМР очень активно осуществляет торговлю золотом и на балансе БМР есть золото. Структура закрытая».

Дискуссии, как говорят некоторые руководители Центробанков, должны быть конфиденциальными. «Когда ты на таком важном посту, временами можешь чувствовать себя довольно одиноко. Полезно иметь возможность встретиться с другими первыми лицами и сказать: "Вот моя проблема, что вы делаете в таких случаях?" ― вспоминает сэр Мервин Кинг, бывший управляющий Банка Англии. ― Наличие возможности поговорить неформально и открыто о нашем опыте ― это невероятно ценно. Мы не говорим на публичном форуме. Мы можем сказать, что мы в действительности думаем и предполагаем, и мы можем задавать вопросы и получать отдачу от других».

Руководство БМР старается обеспечить дружественную атмосферу на протяжении уик-энда, и, похоже, ему это удается. Банк арендует парк лимузинов, чтобы встретить управляющих в аэропорту Цюриха и доставить их в Базель. Отдельные завтраки, обеды и ужины организуются для управляющих национальных банков, которые осуществляют надзор за государственными экономиками различных типов и масштабов, так что никто не чувствует себя отстраненным.

Действительно, как мило, прекрасно, достойно и, наверное, очень полезно - можно подумать вначале. Должны же профессионалы общаться со своими коллегами. Но по зрелом размышлении возникает вопрос: почему так тайно, почему никогда не бывает подробных отчетов и развернутых пресс-конференций, а лишь сухие, ничего не значащие брифинги, да и то не каждый раз? Даже список приглашенных держится в тайне ― а это покруче, чем в Бильдербергском клубе, где по крайней мере список участников и повестка дня известны. И самое главное ― все Центробанки обязаны стоять на страже своей валюты и экономики. А не получается ли наоборот? Ведь всем известные стандарты международной отчетности или, например, минимум капитализации банков в 8% от взвешенных по риску активов при кредитовании были разработаны и утверждены здесь. И почему никто из председателей ЦБ России ни разу не рассказал с трибуны Государственной думы, о чем на сей раз шел разговор в Базеле? Нам этого знать не надо.


Мервин Кинг. Фото: Katie Collins / PA Photos / ТАСС

В начале 90-х годов, в период становления государственных институтов России, которую уже никто не рискует назвать «новой», активно говорилось, что по всем международным нормам главный банк страны должен быть максимально независим от главы государства, парламента и даже правительства. Дескать, так полезнее для денежной системы ― вроде как ЦБ стоит на страже народных денег от алчных политиков, готовых потратить все до последней копейки в угоду данным избирателям обещаниям. К тому же Банку России надо бороться с инфляцией ― это одно из главных его предназначений. Поэтому какая зависимость? Так и прописали во всех законодательных актах. Теперь и у нас не хуже, чем у соседей. Да и глава ЦБ периодически выступает в парламенте и бывает у президента. Но все претензии или предложения не только депутатов, но и министров игнорируются ― и это при всех председателях ЦБ, кем бы он или она ни был. В этом смысле особенно интересной оказалась трансформация г-жи Набиуллиной.

Каковы основные претензии к Эльвире Набиуллиной? Журнал «Эксперт» подсчитал, что их три:
1) чрезмерное укрепление курса рубля;
2) искусственное сохранение дорогого кредита;
3) нехватка денег в экономике.

И провел увлекательную параллель между словами Эльвиры Сапхизадовны в бытность ее министром экономики и делами на посту председателя ЦБ. Как говорят в Одессе, это две большие разницы. Когда-то она говорила: «Сейчас банк, выдающий долгосрочный кредит, резко увеличивает риск своей устойчивости. Экономике нужны длинные кредиты, а банки могут опираться лишь на короткие пассивы. В такой ситуации реализация крупных проектов в экономике фактически невозможна». Но, когда она встала во главе ЦБ, невозможное стало вполне возможным. И ведь именно политику, противоположную тем старым высказываниям министра Набиуллиной, и проводит сейчас БМР.

«Национальные резервы, которыми владеют центральные банки, являются государственными деньгами, достоянием стран, ― выражает одну из основных мыслей Адам Лебор. ― Дискуссии ведущих банкиров в БМР, информация, которой они делятся, принимаемые ими меры экономической политики, мнения, которыми они обмениваются, и последующие принимаемые ими решения носят сугубо политический характер. Управляющие Центробанков, независимость которых защищена конституцией, контролируют кредитно-денежную политику в развитом мире. Они управляют количеством денег, находящихся в обращении в национальных экономиках. Они устанавливают процентные ставки, тем самым определяя стоимость наших сбережений и инвестиций. Они решают, на чем сфокусировать внимание: на жесткой экономии или росте. Их решения формируют нашу жизнь. Традиция секретности БМР сохраняется на протяжении десятилетий». А БМР есть что скрывать, и делает он это тщательно.

Самая позорная страница ― активное сотрудничество с Гитлером. «Главное место в финансовых связях фашистской Германии со многими странами мира занимал Банк международных расчетов (БМР) в Базеле, ― пишет в "Литературной газете" Игорь Михайлов. ― Когда Гитлер начал реализовывать свои планы и осуществил в 1938 году аншлюс Австрии, золото этой страны без промедления оказалось в сейфах БМР. После оккупации Чехословакии золотой запас также должен был оказаться там, но по договоренности с Великобританией (!) находился во время войны в английском банке. По логике финансовых магнатов, война не помеха для банковского бизнеса. Золото из фашистских концлагерей, переплавленное в золотые слитки, оседало в немецких сейфах БМР. Этот банк успешно действует в Базеле и по сей день. Именно он послужил своего рода моделью для создания Международного валютного фонда в 1944 году». Штатные работники БМР из Германии, Великобритании и США прекрасно уживались друг с другом во время войны ― ведь она шла где-то там, убивали каких-то других людей, но ведь не элиту финансового мира. Эти факты общеизвестны, но сейчас они очень удачно замалчиваются.

«Но у нас и публикаций толковых нет по БМР, средства массовой информации БМР тоже не жалуют, ― констатирует Валентин Катасонов. ― Кстати, в прошлом году, когда отмечалось 70-летие Бреттон-Вудской конференции, я вспоминал, что была принята резолюция о ликвидации БМР как активного соучастника Третьего рейха, но это решение исполнено не было. Так что базельский банк продолжает существовать. Вообще я думаю, что по степени влияния он перевешивает Международный валютный фонд. Особенно в нынешней ситуации, когда МВФ переживает серьезнейший кризис. И МВФ все ключевые вопросы согласовывает с БМР». Еще бы не согласовывать, да притом в таких чудных условиях.

«Руководители центральных банков чувствуют себя более непринужденно и расслабленно со своими коллегами-банкирами, чем со своими собственными правительствами», ― Адам Лебор приводит вспоминания Пола Волкера, бывшего председателя Федерального резерва США, посещавшего базельские уик-энды. Превосходное качество пищи и вин обеспечивали товарищескую атмосферу, рассказал Петер Акош Бод, бывший управляющий Национального банка Венгрии: «Главными темами дискуссии были качество вина и глупость министров финансов. Если не разбираешься в винах, то не сможешь присоединиться к беседе». А беседа обычно бывает стимулирующей и приятной, говорят руководители Центробанков.

Всем председателям, присутствующим на двухдневном собрании, гарантируются полнейшая конфиденциальность, секретность и высочайшие уровни безопасности. Встречи проходят на нескольких этажах, которые обычно используются, только когда присутствуют управляющие. Руководителям предоставляются специально выделенный кабинет, необходимый штат службы поддержки и секретариат. Швейцарские власти не имеют юрисдикции по отношению к штаб-квартире БМР. Будучи создан в соответствии с международным соглашением и в дальнейшем находясь под защитой Соглашения о штаб-квартире 1987 года со швейцарским правительством, БМР пользуется теми же привилегиями, что были предоставлены штаб-квартирам Организации Объединенных Наций и Международного валютного фонда (МВФ), а также дипломатическим миссиям. Швейцарским властям нужно разрешение руководства БМР, чтобы войти в здания банка, обладающие статусом неприкосновенности. БМР имеет право на передачу зашифрованных сообщений, а также отправку и получение корреспонденции в мешках, находящихся под такой же защитой, что и дипломатическая почта, то есть их нельзя открывать. БМР освобожден от швейцарских налогов, его активы защищены от гражданских исков по швейцарским законам и никогда не могут быть конфискованы. БМР строго оберегает банковскую тайну, откровенничает Адам Лебор. Банк вообще не любит светиться.

«Если смотреть статистику публикаций, то по БМР на два или три порядка публикаций меньше, чем по МВФ. Совсем непубличная организация. Примерно как Бильдерберги», ― утверждает Валентин Катасонов.


Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина и председатель J.P. Morgan Chase International Якоб Френкель. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Многие интересуются и имеют какое-то понимание мировой экономики и финансового кризиса. И только лишь некоторые из них слышали о БМР. Это было странно, говорит Адам Лебор, потому что БМР является самым важным банком в мире и возник раньше и МВФ, и Всемирного банка. На протяжении десятилетий он находится в центре мировой сети финансов, власти и скрытого глобального влияния. БМР был основан в 1930 году. Для видимости он создавался как часть плана Янга для управления немецкими репарационными выплатами за Первую мировую войну.

Ключевыми фигурами в создании банка были Монтегю Норман, управляющий Банка Англии, и Хьялмар Шахт, президент Рейхсбанка, который называл БМР «своим» банком. Членами-основателями БМР были центральные банки Британии, Франции, Германии, Италии, Бельгии и консорциум японских банков. Акции были также предложены Федеральному резерву, но Соединенные Штаты, относясь с подозрением ко всему, что могло нарушить их государственный суверенитет, отказались от размещения. Вместо этого акции приобрел консорциум коммерческих банков: J.P. Morgan, Первый национальный банк Нью-Йорка, а также Первый национальный банк Чикаго. Истинная цель БМР была записана в его уставе: «содействовать сотрудничеству между центральными банками и обеспечивать дополнительные благоприятные условия для международных финансовых операций». Это была кульминация многолетней мечты крупных банкиров: иметь свой собственный банк ― влиятельный, независимый и свободный от вмешательства политиков и излишне любопытных журналистов.

«Похоже, что теперь управляющие Центробанков влиятельнее политиков, ― пишет журнал The Economist, ― и судьба мировой экономики в их руках». Как это произошло? Большую часть ответственности за это можно возложить на БМР, самую секретную финансовую организацию в мире. С первого дня существования БМР посвятил свою деятельность продвижению интересов центральных банков и построению новой архитектуры транснациональных финансов. При этом он породил новый класс сплоченных между собой мировых технократов, чьи сотрудники плавно курсируют между высокооплачиваемыми постами в БМР, МВФ и центральных и коммерческих банках».

«Поскольку ЦБ не является частью русской финансовой системы, он является частью другой системы ― той, где БМР является основным. Вот поэтому и для России он получается центральным», ― завершает Максим Калашников, член Федсовета партии «Дело».

Центральный банк РФ (короткое наименование – ЦБ либо Банк России (Центробанк) – это основная банковская организация России, гарантирующая безопасность и устойчивость рубля по отношению к иным мировым валютам. Также организация следит за совершенствованием и укреплением самой структуры, контролирует деятельность иных финансовых учреждений, выдает и отзывает лицензии. Сегодня мы с вами поговорим о том, что представляет собой Центральный банк Российской Федерации, каковы его функции, структура, где зарегистрирован и кому принадлежит.

Что представляет собой эта банковская организация?

  • Центробанк – единственная кредитная организация в России, занимающаяся эмиссией денежных средств. Другими словами, она производит и выпускает наличные (чеканит монеты и печатает банкноты). Также она меняет старые купюры на новые.
  • ЦБ РФ – не обычная банковская организация, как, допустим, Сбербанк. Это единственное в своем роде банковское учреждение, стоящее над всеми финансовыми организациями.
  • Эта кредитная организация не выдает гражданам кредиты, не взаимодействует с физическими лицами – она контактирует исключительно с банковскими организациями . То есть, контролирует их деятельность и следит за соблюдением принципа честности и прозрачности.
  • В сам рабочий процесс банковских организаций Центробанк не вмешивается, но может отобрать лицензию либо, напротив, предоставить банковской организации помощь (при возникновении определенных сложностей) – допустим, санированием учреждения.

Каким образом появился Центральный банк РФ?

Выяснить, что представляет собой Центробанк можно, изучив историю его появления. В СССР в качестве основной финансовой организации выступал Государственный банк. Когда Союз распался, этой деятельностью начал заниматься Центробанк РФ, а основная банковская организация России перестала относиться к категории госучреждений (то есть, стала самостоятельным юридическим лицом). Банк из СССР фактически находился в подчинении у Совета министров. Именно им назначались и снимались с должностей руководители.

И самое важное – Совмином велся подсчет, какое количество денежных средств требуется государству. Иными словами, государство при помощи своего банковского учреждения самостоятельно принимало решения – какое количество купюр необходимо, после чего осуществлялась их печать.

Нынешняя основная банковская организация России не просто не подчиняется, но и по большей части взаимодействует с государством. Отчет о своей работе Центробанк предоставляет Госдуме.

Государственной собственностью является уставной капитал, все другие активы ЦБ. Каждый год Центробанк направляет в Госдуму отчеты – о том, каковы доходы, расходы. Обязательно осуществляется публикация данных отчетов в СМИ.

Еще одна обязанность Центробанка – передача части вырученной им прибыли в бюджет. Таким образом, полная независимость Центробанка от государства, особенно, в сфере его деятельности по получению прибыли – это, по большей части, момент условный.

Где зарегистрирован Центробанк и кому принадлежит?

Центробанк является юридическим лицом, зарегистрированным в российской столице. Здесь же располагаются и основные органы, занимающиеся управлением и надлежащим функционированием основной банковской организации России.
Размер уставного капитала ЦБ РФ – 3 000 000 рублей. Он, как и все остальное имущество организации – это федеральная собственность. По юридическому статусу считается, что банковская организация обеспечивает собственную деятельность в самостоятельном порядке. 75% прибыли перенаправляется в федеральный бюджет.
То есть, правительством был создан юридический орган для выполнения конкретной деятельности. При этом считать его коммерческим нельзя, ведь главная цель ЦБ РФ – следить за устойчивостью рубля, контролировать банковскую деятельность в России, ее должное функционирование. Извлекаемая прибыль считается побочным эффектом от данной деятельности – ее отдают государству.

Несмотря на все это, с документальной точки зрения государственным орган не считается. Другими словами, ЦБ не отвечает за государственную деятельность, и наоборот.

Функции ЦБ РФ

Главная банковская организация страны распоряжается всеми денежными средствами, правда с одной оговоркой: напечатать количество купюр, требуемых государству, Центробанк не может. Все дело в том, что ЦБ обязан исполнять правила Международного валютного фонда , членом которого страна стала в 1992-м году.

Цель была следующей – получить доступ к займам в валюте, в качестве основания выступал экономический кризис в государстве. В тот период времени страна остро нуждалась в финансовой поддержке.

В конечном счете, получение валютных кредитов для экономической стабилизации, интервенции для снижения курса доллара стало возможным, но Центробанк утратил право на самостоятельное кредитование государственной экономики. При этом он вправе кредитовать другие государства. Такие условия закреплены для всех членов МВФ.

Открытие первого кредита состоялось в 1992-м году. Сумма составила примерно один миллиард долларов. Была поставлена следующая задача – удержать дефицит госбюджета и инфляционный темп. Если не исполнять правила МВФ, Россию исключат из числа его участников – а это сразу же приведет к невозможности брать кредиты МВФ.

Поэтому Центробанк продолжает соблюдать требования МВФ и печатает количество купюр в зависимости от выручки долларов, после реализации газа, нефти и так далее. И с этим пока ничего не сделаешь.

Таким образом, главнейшая задача ЦБ РФ – эмиссия (то есть, выпуск) наличных. То есть, Центробанк организует обращение наличных денежных средств в России.

Иные функции

Выполняются Центробанком и иные функции. Полный перечень отражен в соответствующей документации, контролирующей деятельность главной банковской организации России. Речь идет о следующих законодательных актах:

  1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  2. 75-й статья Конституции Российской Федерации.
  3. ФЗ«О банках и банковской деятельности».

Исходя из законодательных положений, данные функции выглядят следующим образом:

  • Банк защищает российскую национальную валюту от колебаний курса (и, увы, не всегда с этой задачей справляется). Но это вполне можно объяснить – падают цены на нефть – основной товар, за который РФ получает на мировой арене доллары.
  • Банковская организация разрабатывает, а после этого и реализует кредитную политику страны. Основные постулаты таковы – уменьшить инфляционный уровень, сделать доступными банковские кредиты учреждениям реального экономического сектора, стабилизировать банковские структуры (сделать их конкурентоспособными на международном уровне – чтобы они как можно дольше могли выдавать кредиты отечественным организациям). Все прекрасно понимают, что для реализации серьезных проектов практически всегда необходимы кредитные денежные средства.
  • Также Центробанк устанавливает требования для проведения банковских транзакций.
  • Разрабатывает, а после реализует меры, позволяющие развивать всю банковскую систему.
  • Обеспечивает меры по функционированию платежных механизмов.

Все, что было перечислено нами выше – это лишь небольшая часть задач, решаемых главной банковской организацией России. Существуют и другие.

Задачи Центробанка

  1. ЦБ разрешает зарегистрировать тот либо иной негосударственный пенсионный фонд (после предварительной оценки его возможностей).
  2. ЦБ выплачивает задолженности вкладчикам банков-банкротов, если та или иная организация была участником системы АСВ.
  3. Отвечает за установку отраслевых стандартов бухгалтерских планов счетов.

Имеются и другие задачи, о которых мы расскажем чуть подробнее, ведь именно они считаются самыми популярными среди россиян (поскольку в таких ситуациях нередко затрагиваются личные интересы многих людей).

Выдача и отзыв лицензии

После того, как Центробанк возглавила Эльвира Набиуллина, лицензии отобрали у более ста кредитных организаций. Цель – стабилизировать банковские структуры.

Большинство кредитных организаций, лишившихся лицензий, были уличены в проведении подозрительных транзакций, реализации рискованных принципов кредитной политики. К примеру, они выдавали огромное количество кредитов, а среди пострадавших от этого оказались вкладчики банковских организаций (речь идет и о физических лицах). И, естественно, учреждения, открывшие счет в банковской организации и проводившие через нее все совершаемые финансовые сделки.

Причины, по которым банк может остаться без лицензии, закреплены на законодательном уровне. Речь может идти о следующих ситуациях:

  • Кредитный капитал составляет на 2% меньше, нежели положено.
  • Личные сбережения кредитной организации ниже, чем уставной капитал.
  • Банковская организация не в состоянии сама за 2 недели выплатить долги всем своим кредиторам, и к тому же ЦБ – при взятии у него кредита.
  • Банковская организация без разрешения пошла на сокращение уставного капитала, и сделала его ниже размера имеющихся в распоряжении финансов.

Существуют и не столь значительные нарушения, при допущении которых у банка могут отобрать лицензию.

Определение ставки рефинансирования

Еще один вопрос, решаемый Центробанком РФ (пользующийся популярностью среди тех, кто берет кредитные продукты в коммерческих банках) – это определение ставки рефинансирования.

Это понятие еще иногда называют ключевой ставкой. Она исчисляется в процентах. Под данные проценты коммерческие кредитные организации и берут у Центробанка заемные денежные средства. Далее они поднимают эту ставку и выдают кредиты гражданам Российской Федерации.

Другими словами, увеличение ключевой ставки ведет к увеличению процентов, которые вынуждены выплачивать взявшие кредит граждане.

Возьмем для примера Сбербанк –это далеко не государственный банк, хотя таковым его считает большая часть россиян. А если бы и был государственным, всегда стоит помнить о следующем: Центробанк не является государственной структурой, от государства эта организация не зависит никоим образом. ЦБ РФ выдает кредиты и самому государству, хотя при этом оно выступает в роли акционера Сбербанка. Свыше половины процентов акций Сбербанка являются собственностью как раз Центрального банка РФ.

Что влияет на расчет ключевой ставки?

Во-первых, инфляционный уровень в России. Другими словами, наличие денег у граждан (то есть, их покупательская способность). При помощи увеличения либо уменьшения ставки рефинансирования Центробанк контролирует показатель инфляции (старается удерживать ее в пределах установленной нормы).

Если она низкая, происходит увеличение покупательской способности. Как итог – рост цен. Если приобретают много – разработчиками начинает производиться еще большее количество товаров. За этим следует поднятие расценок. Чтобы выпустить больше товаров, они берут в коммерческой организации денежные средства под меньшую, более лояльную ставку по процентам.

Увеличение наличных на руках у граждан возможно, в том числе, и при помощи доступных кредитов. Уменьшение ставки рефинансирования до конкретного периода служит стимулированием экономики. Отчего лишь до конкретного периода? Все очень просто – уменьшение ставки рефинансирования приводит к инфляционному росту – процессу обесценивания денежных средств.

После этого происходит повышение ставки Центробанком. Дорожают займы, граждане и учреждения уже не видят в них выгоды. Идет время, и количество наличных на руках у граждан становится все меньше и меньше. Это приводит к уменьшению покупательского спроса, выпуску меньшего количества товаров, замедлению роста расценок. Как итог, происходит рост инфляции.

Определение валютного курса

Центробанком выполняется еще одна актуальная для всех россиян функция – это вычисление .

Долларовый курс берется ЦБ РФ далеко не с воздуха. При определении данного курса учитываются данные валютных торгов на межбанковском валютном рынке. Случились какие-то торги, через день данный курс оказался в России. Поэтому данный курс является на сегодняшний день плавающим. Возврат к четко зафиксированному сниженному курсу, как было во времена существования СССР, возможным не представляется.

В то время официальный курс доллара, составлял не выше, чем один рубль. А приобрести по этой стоимости доллары считалось задачей нереальной. Они просто отсутствовали. Спекулянты реализовывали один доллар за несколько рублей, за проведение сделок с валютой была предусмотрена уголовная ответственность.

Увеличение курса доллара приводит к росту внутренних расценок. Это касается и товаров массового использования, поскольку оборудование, на котором разрабатывают эту продукцию, компоненты, как правило, являются импортными.

Структура управления Центробанка

Центробанк не смог бы исполнять все свои обязательства, если бы не имел четкую структурную организацию. Вся его деятельность согласуется с интересами субъектов всех уровней. Это касается и сотрудничества с правительством России, и взаимодействия с региональными правительствами.

Чтобы решать региональные цели, ЦБ обладает представительствами в каждом субъекте РФ. Другими словами, все эти региональные офисы ЦБ, в конечном счете, отчитываются перед головным офисом.

Основной орган

Основным органом является Национальный финансовый совет. Он состоит из 12 человек, является коллегиальным органом. Он состоит из представителей Совета Федерации (в количестве двух человек), Госдумы (в количестве трех человек из числа депутатов), российского Правительства (в количестве трех человек). Назначает в этот состав лиц и Президент РФ – также в количестве трех человек. Председатель ЦБ РФ является членом НФС.

Исполнительный орган

Высшей исполнительной структурой Центробанка считается совет директоров. Только им задается деятельность ЦБ, фиксируются задачи, вычисляется рабочий подход. Совет директоров – это не просто один председатель, но и еще 14 участников. Выполняют свои обязанности они на регулярной основе. За формированием совета директоров также внимательно наблюдают Госдума и Президент. Сбор совета директоров осуществляется один раз в 30 дней.

И непосредственно им решаются следующие вопросы:

  1. выпуск новых купюр;
  2. установление предписаний для банковских организаций коммерческого типа;
  3. определение предела рыночных транзакций;
  4. размер процентных ставок;
  5. предел существующих займов;
  6. формирование списка ценных бумаг.

Совет директоров отвечает за исполнение функций мониторинга. Другими словами, он руководит и следит за деятельностью таких организаций:

Остальные структуры

После совета директоров идут:

  • центральный аппарат Центробанка;
  • региональные подразделения;
  • военные подразделения Центробанка.

Основная цель всех вышеобозначенных структур ЦБ – реализовывать конкретные меры для выполнения на федеральном уровне кредитной политики, зафиксированной банковской организацией.

Кто является председателем ЦБ РФ?

С 2013-го года председателем ЦБ РФ является Эльвира Набиуллина. Является первой женщиной, занявшей столь серьезную должность в ЦБ РФ из всех государств Большой восьмерки. По законодательным положениям назначением главы банковской организации занимается Госдума – по решению президента. Временной период нахождения на должности составляет 5 лет. Назначать одного и того же гражданина более трех сроков подряд нельзя.

Иногда председатель ЦБ снимается со своей должности. Варианты могут быть следующими:

  1. Завершение срока, на который назначался этот человек.
  2. Появление проблем со здоровьем – если председатель не может полноценно исполнять взятые на себя ранее обязанности. Но этот факт обязательно должна подтвердить медкомиссия.
  3. Председатель может уйти в отставку, если пожелает того лично.
  4. Если он совершил уголовное преступление и судом был вынесен обвинительный приговор.
  5. Если глава Центробанка не исполняет предписания законодательства, контролирующего деятельность банковской организации.

Подведение итогов

Таким образом, вам известно, что представляет собой Центробанк РФ, каковы его функции, структура управления и кому он принадлежит. Надеемся, что предоставленная информация принесла вам пользу, и вы узнали для себя что-то новое.

Банковская система в России создана по принципу небольшой пирамиды, и состоит из 2 уровней. Во главе всей денежной системы государства стоит Центробанк, а уже от него средства получают коммерческие банки различных уровней. Поэтому управление главным финансовым учреждением страны – процесс сложный и ответственный.

Это один из двух коллегиальных органов, который, наряду с Советом Директоров, контролирует деятельность Центробанка. В него входят 12 членов. Трое из них делегируются Госдумой, 2 — Советом Федерации, 3 назначает Президент, и 3 – правительство.

Традиционно в состав Национального Финансового совета входит председатель правления Центробанка. Им с 2013 года назначена Эльвира Набиуллина.

  • Основными обязанностями этого органа являются следующие функции:
  • рассмотрение отчётности Центробанка и утверждение расходов и планирование прибыли;
  • определение основных векторов денежной политики государства;
  • утверждение дополнительных расходов в случае необходимости;
  • обсуждение возможности участия ЦБ в деятельности сторонних кредитных организаций;
  • обеспечение стабильного функционирования государственной денежной системы;
  • наблюдение за внутренними расходами банка.

Этот орган состоит из 15 человек, в том числе председателя, которых назначает Президент и Государственная Дума. Работа здесь включает в себя следующие направления:

  • котировка ставок в зависимости от экономической ситуации;
  • утверждение новых по дизайну или значению купюр;
  • организационные вопросы;
  • компенсация по вкладам граждан в обанкротившихся банках.

Помимо всего прочего, Центробанк России решает хозяйственные вопросы, назначает руководителей подразделений, зарплаты и премии.

Кому банк принадлежит

За четверть века, которые существует главный банк России, им руководило много известных людей: в тяжёлое экономическое время, с самых первых дней основания, с 1990 по 1992 гг у руля ЦБ встал Георгий Матюхин, потом Виктор Геращенко, Сергей Дубинин и Сергей Игнатьев. Эльвира Набиуллина занимает эту должность уже почти 4 года. Но владельцем Центробанка никто из них никогда, естественно, не был.

Номинально этот банк вообще отделён от государства, но так же, как, например, Парламент или правительство, он не может никому принадлежать или контролироваться, кроме государства.

Если вспомнить историю создания Центрального банка России, он был организован решением Верховного Совета. И сейчас подотчётно Федеральному собранию. Правда, многие юристы говорят, что определённый статус этой организации можно отнести к правовым недочётам.

Периодически идут разговоры о том, что это акционерное общество, но пока списка акционеров никто из общественности не видел.

Не принадлежит ЦБ и ни одной из ветвей власти.

А независимость национальных банков существует и других государствах. Там же, где она нарушается, государственная валюта сильно страдает.

Альтернативная версия, основанная на фактах

Есть мнение что наша финансовая система, является региональным отделением финансовой системы ФРС США. Подробности в видео ниже

После публикации материалов, доказывающих частную природу Федеральной Резервной Системы США довольно часто возникает аналогичный вопрос о Центральном Банке России. Кому же принадлежит печатный станок РФ? Реально? При изучении закона о Центральном банке, в котором данный вопрос хотя и имеет тривиальный ответ, какого-то ясного понимания ситуации не возникает. Возникают другие вопросы. Главным из которых становится – а есть ли у нас вообще такой государственный орган – ЦБ? Некий коммерческий банк «ЦБ» у нас, конечно, есть и он даже может печатать рубли, но вот его функции несколько отличаются от тех, что обычно приписываются центральным банкам независимых государств.

Но сначала вернёмся к основному вопросу. Да, уставной капитал и имущество банка являются федеральной собственностью:

Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Закон о Центральном Банке РФ, казалось бы, ясно даёт понять всё о принадлежности ЦБ. К тому же, Дума назначает по представительству президента Председателя Банка и членов Совета директоров. И тут в порядке. Что же настораживает? А практически та же независимость от Правительства РФ, которая имеется и у ФРС. Скорее прослеживается обратная зависимость – Правительство РФ зависит в своей деятельности от политики ЦБ РФ. Закон явно списан с аналогичного законодательства США по ФРС, за некоторыми важными исключениями, о которых я скажу позже. Сейчас же обратим внимание на фразу, стоящую сразу после установления принадлежности имущества: государство не отвечает по обязательствам банка, банк – по обязательствам государства… Это как? Имущество принадлежит государству и этим имуществом государство не может ответить по своим обязательствам?

Иными словами – государство может стать банкротом даже при огромном золотовалютном резерве. ЗВР неприкасаем! ЗВР есть, да не про нашу честь. Вот о чём говорит эта статья. Ну а про имущество, здание, мебель – это мелочи. Принадлежат они государству, успокойтесь. Уставной фонд в размере 3 миллирдов рублей – тоже. Когда речь идёт о сотнях миллиардов долларов, то такие суммы в расчёт не берутся. Итак, можно констатировать, что закон о ЦБ противоречив по своей сути. Формально являясь федеральной собственностью Центральный Банк, тем не менее, не несёт каких либо обязательств по отношению к государству. И если вдруг государство предъявит к нему какие-то требования, то:

Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

Можно, конечно, не послушаться решений страсбургских судов и использовать ЗВР в соответствии с первой фразой второй статьи закона, однако… ЗВР-то лежит не в ЦБ. Доллары и иную валюту, получаемые за торговлю нефтью и газом в Россию не завозят. По крайней мере в таком количестве. И правильно. Эшелонами бы пришлось возить. Я как-то прикинул – миллион долларов сто долларовыми купюрами – это чемодан. Сто миллионов соответственно – вагон. Миллиард – это уже эшелон в 10 вагонов. Представьте себе перевозку 3–4 миллиардов долларов в Центральный Банк РФ! Примерно на такие суммы увеличивается ЗВР каждую неделю! В течении последних нескольких лет. Кто-нибудь видел эшелоны под охраной, которые бы загоняли в подвалы ЦБ? Не думаю, что сейфы ЦБ вообще рассчитаны на хранение такого количества зелёной бумаги. Соответственно их там и нет. А где же ЗВР?

Во-первых, отметим, что смысла в таком количестве наличных денег нет вообще. Эти деньги представляют собой цифры в банковском компьютере, то есть «безнал». А в каком компьютере? Какого банка? Нашего ЦБ? Очень сомнительно. Их наличие на счетах ЦБ должно быть как-то отражено в международной финансовой системе. Кто же поверит просто так нашему ЦБ, что у него есть эти 289 миллиардов долларов (по состоянию на 13 декабря сего года)? Значит есть где-то там у них на западе Главный Банковский Компьютер, где хранится информация о том, что ЦБ Российской Федерации таки имеет эти деньги. Собственно такая информация и является тем ЗВР, о котором идёт речь, а компьютером тем распоряжается Всемирный Банк и МВФ – две реальные финансовые структуры Мирового Правительства, существования которого многие почему-то так и не могут признать.

Во-вторых, ЗВР не представляет собой даже и деньги. ЦБ РФ перевёл основную часть ЗВР в «ценные» бумаги США, точнее в облигации займа правительства США, которое ещё в марте этого года чуть было не объявило дефолт по этим самым бумагам. И непременно его объявит примерно через 2 года, в 2008 году. Об этом «аналитики» от финансов предпочитают молчать, хотя информация об этом легко доступна и проверяема. В общем итоге «свой» ЗВР ЦБ спрятал так, что государство Россия до него не доберётся ни при каком раскладе. Ну а поскольку тут использованы ценные бумаги США (по которым непременно будет дефолт), то понятно, чьи интересы в данном случае Центральный Банк России в своих действиях отражает. Но и это ещё не всё. В законе о Центральном Банке РФ есть одна статья, которая отличает его принципиально от ФРС, тоже «независимого от государства» банка. Оказывается, что

Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Тут надо пояснить, что эмиссия долларов, производимая ФРС, напрямую связана с предоставлением кредитов федеральному правительству США. Делается это через покупку облигаций займа правительства США на несуществующие ещё деньги. Грубо говоря, в руки ФРС попадают «ценные бумаги» правительства США, а в обмен на счета правительства просто записываются соответствующие циферки. Которых раньше просто не существовало в природе. Эти циферки в банковском компьютере и становятся новыми деньгами. Ими распоряжается правительство США. Это, так сказать, первый этап. Второй этап эмиссии заключается в том, что обычным коммерческим банкам банки из системы Федерального Резерва выдают кредиты под обеспечение уже полученных «ценных бумаг» правительства США. Но с неким увеличивающим коэффициентом. Этот коэффициент составляет обычно от 9 до 16. Такая операция в банкирском сообществе называется «частичным резервированием» и тоже ведёт к увеличению общей денежной массы. Наличные же доллары печатают при списывании соответствующих безналичных сумм. Так дело обстоит в США.

Что же мы имеем в России? Абсолютно иную систему. Центральный Банк РФ не имеет права кредитовать Правительство России ни при каких условиях и соответственно этот механизм ввода денег в экономику выключен вообще по действующему закону. Как же вводятся в обращение рубли? Через покупку иностранной валюты, то есть тех же долларов. Сколько долларов положит в свою копилку ЦБ на столько он и напечатает рублей и пустит их в оборот. Всё это происходит через валютную биржу. В результате рублёвая масса напрямую привязана к долларовой. Можно считать, что рубли – это те же доллары, что «лежат» в ЗВР ЦБ, но перекрашенные в другие цвета и цифры на них стоят с определённым коэффициентом. Этот коэффициент слегка меняется со временем, но не сильно. По закону опять же ЦБ просто обязан поддерживать постоянный курс рубля. По отношению к доллару естественно. Таким образом, наша финансовая система становится лишь неким региональным отделением финансовой системы ФРС.

Этот факт даже может быть не воспринимаем на сознательном уровне самим руководством ЦБ, такое положение возникло как бы само собой… Принципиальным в данной ситуации является то, что нужды отечественной экономики в денежной массе полностью поставлены в зависимость от экспорта, приносящего на валютную биржу доллары. Сколько наторговали нефтью – столько и денег в экономике. Реальное производство внутри страны и товарная масса на внутреннем рынке в данном сценарии не рассматриваются. Одним из результатов такого подхода является инфляция – рост товарной массы внутри страны не поспевает за экспортом сырья. Долларов поступает слишком много, соответственно под них печатается слишком много рублей. Чтобы как-то ликвидировать инфляцию при данном механизме эмиссии нужно либо сокращать экспорт, либо импортировать больше западных товаров. Либо уж постоянно увеличивать курс рубля.

Все эти варианты имеют свои отрицательные последствия за исключением одного – импорта средств производства и технологий. Только такая «трата» долларов может обернуться на внутреннем рынке ростом производства товаров и, соответственно, уменьшением инфляции. Но кто же нам даст тратить ради этого ЗВР? В этом вся проблема. Очевидно, что такая ситуация свидетельствует о подчинённом положении российской финансовой системы по отношению к международной финансовой системе, и к её основному ядру – ФРС. Очевидно так же то, что такое состояние искусственно и внедрено агентами влияния Запада в лице Геращенко и других деятелей от финансов. Прикрываясь якобы независимым и свободным от государственного вмешательства финансовым устройством, на деле была реализована полностью подчинённая Западу инфраструктура финансов России. Да иначе и не могло быть при «реформаторе» Ельцине.

Для обхода проблемы «независимости от государства» ЦБ и его ЗВР при правительстве был создан Стабилизационный Фонд. Однако и его деятели от финансов смогли убрать подальше – трансформировали сначала в валюту, а потом и в «ценные бумаги» США. Естественно опять он превратился в циферки на Главном Банковском компьютере где-то во Всемирном Банке. Которые при случае можно и «заморозить». Интересно, что в проекте постановления правительства «о порядке инвестирования средств Стабфонда» Минфином было предложено, что средства Фонда можно будет вкладывать в ценные бумаги «правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США». Интересен тут даже уже не смысл постановления, а порядок стран. Страны перечислены в порядке алфавита, только не русского, а … английского. Соответственно проект постановления в оригинале был написан на английском языке, а Минфином был выдан на подпись Фрадкову только перевод. Переводчик Минфина не стал переставлять страны в порядке русского алфавита. Соответственно и само подписанное Фрадковым 21 апреля сего года постановление содержит вполне прозрачные улики - постановление готовилось явно не в Минфине. В Минфине сидит лишь не очень умный переводчик. Текст постановления широко цитировался прессой, а его следы вместе с ошибкой переводчика есть и на сайте Минфина.

Кстати говоря, средства Стабфонда будут размещаться на Западе под видом средств Центрального Банка России. Финансисты боятся, что счета правительства РФ могут арестовать (уже были случаи попыток арестов имущества РФ - кораблей, самолётов…). А вот счета ЦБ вроде как не могут. Поскольку ЦБ РФ – это уже не госструктура и нести ответственность за государство оно не может. Чисто юридически. Вот так. Может просто не иметь такие счета за границей? В таком астрономическом объёме? Либо уж иметь под рукой ответный рычаг шантажа? В законе о ЦБ есть ещё несколько важных моментов, говорящих о том, что к государству данная организация имеет весьма косвенное отношение. Прежде всего это статья о прибыли. ЦБ, если следовать логике закона о нём – коммерческий банк. У него есть прибыль, которая образуется из любых форм его деятельности включая сеньорадж – прибыль от непосредственной эмиссии денег. Эта прибыль не поддаётся контролю государства и не идёт в государственный бюджет. Именно этот факт был использован в судебных материалах о ФРС в качестве доказательства его частной природы. Можно ли этот факт использовать по отношению к ЦБ? Естественно.

К нему можно добавить и то, что заработная плата работников ЦБ определяется его же Советом директоров. Почему бы себе не назначить зарплату в миллион долларов? Или я мелочусь? Конечно, реальное присвоение капиталов происходит несколько сложнее, всё-таки неудобно назначать себе зарплату фантастических размеров на виду у всех, но тут важен основной принцип. Историю законодательства о ЦБ я рассматривать не буду. Отсылаю к книге В.В. Мартыненко «Неизвестная политика Банка России». Из неё понятно, что ЦБ имеет сильнейшее лобби в госдуме. И принятие законов о ЦБ, как и в США происходит примерно по одинаковому сценарию - коррупционному. Единственное, что тут надо отметить – это попытку Путина национализировать Центральный Банк РФ в 2000 году. Дума не дала. Даже «партия власти» - единороссы не поддержали в этом Путина. Вообще никакие партии не поддержали, включая КПРФ. Что заставляет задуматься о политической природе наших партий вообще.

Понятно, что история с ЦБ ещё не закончена. Последние события вокруг ЦБ говорят о том, что какие-то процессы тут идут. И попытки действующей власти поставить под контроль государства этот «государственный» орган ещё будут. Думаю, что поддержать её в этом просто необходимо. Что же у нас получилось в итоге? Правительство не может распоряжаться ни ЗВР, ни какими либо ещё активами Центрального Банка России. По закону ЦБ даже не имеет права кредитовать правительство, что самое смешное и трагичное. По существу ЦБ взял на себя лишь обязанности валютного обменного пункта и, тем самым, поставил финансовую систему России в зависимость от международной финансовой системы с ядром управления в Федеральном Резерве США. Правительство во избежание ситуации дефолта было вынуждено создать Стабилизационный фонд, который умники из Минфина опять же сумели увести из под контроля правительства переведя его средства в валюту и ценные бумаги на счета Всемирного Банка под видом средств ЦБ РФ. Правительство снова оказалось в нестабильном положении - при неожиданном снижении ежемесячных поступлений от налоговых органов и таможни бюджетники могут остаться без зарплаты, а работа всего государственного аппарата парализована. Ну и конечно для реальных инвестиционных проектов копеечного Инвестиционного фонда под контролем умника Грефа явно маловато.

И на днях у правительства появились «новые» идеи - будет создана новая госкорпорация под громким названием «Банк внешнеэкономической деятельности и развития Российской Федерации». Это будет не простой банк. Он не будет давать кредиты физическим лицам и не будет иметь прибыли. Он будет давать только беспроцентные долгосрочные кредиты юридическим лицам на сроки более 5–10 лет. «Но самая главная особенность Банка развития в том, что он, в отличие от других банков, не будет подчиняться Центробанку. Его сможет контролировать только правительство. Центробанк не сможет его даже проверять, что специально оговорено в законопроекте.» Правда и для его создания придётся принимать особые законы. Удастся ли преодолеть лобби ЦБ в Думе?

В продолжение темы ЦБ. Можно усомниться, что ЦБ вообще является государственной структурой. Основная причина - независимость его от государственных органов власти. А юридически это закреплено в законе о ЦБ во второй статье, где сказано, что ЦБ не отвечает по долгам государства. Для юристов любой страны это означает полную независимость данного органа от государства. Ибо имущественные отношения в данном вопросе определяющи. ЦБ не принадлежит государству, поскольку государство не может распоряжаться собственностью ЦБ.

Чтобы всем было понятно, уточню - золото-валютные резервы ЦБ вне досягаемости государственных органов власти. Это верно, даже если органы власти назначают управляющих менеджеров данной организации. В качестве примера взаимоотношений ЦБ с высшим органом власти в стране - Государственной Думой можно привести совершенно ошеломляющий пример. Это намерение Счётной палаты провести проверку деятельности ЦБ. Это произошло сразу после убийства зампреда ЦБ Козлова. Но оказалось вдруг, что без разрешения Национального банковского совета это проделать невозможно! Председатель этого органа - глава Минфина Кудрин. Кудрин стал грудью на защиту ЦБ и он оказался главнее председателя Счётной палаты Степашина. Хотя на днях разрешение всё-таки было выдано:

Национальный банковский совет (НБС) на ближайшем заседании одобрит проведение Счётной палатой проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России, сообщил в пятницу депутатам Алексей Кудрин, являющийся председателем НБС. «Это подразумевает, что ЦБ подконтролен парламенту», – пояснил министр.

Последнее уточнение весьма знаменательно. Банкиры обеспокоились, что независимость ЦБ станет заметна общественности и разрешили таки проверку. На самом деле речь не идёт о какой-то полной независимости ЦБ. Не подчиняясь российским органам власти, ЦБ вполне подчиняется международным финансовым структурам Мирового Правительства - Всемирному Банку и МВФ. Кудрин, обслуживающий интересы этих западных финансовых структур, реально управляющих российской финансовой системой, просто попытался очередной раз скрыть данный факт. В прошлой статье я привёл некоторые данные, проясняющие эту ситуацию.

Последний факт - это вывод Стабфонда из-под контроля правительства и поиски для него иностранного управляющего. Всё это под предлогом эффективности его использования. При этом наиболее эффективный способ - инвестиции в российскую экономику почему-то не упоминается вообще. Точнее его обсуждения всячески избегают под предлогом возможной инфляции. Глупее повода не придумать! Ведь инвестиции прежде всего означают покупку современного оборудования за границей. Деньги пойдут на товарный рынок Запада. А в России это обернётся ростом товарного производства - лучшего средства от инфляции. Даже если покупать оборудование непосредственно в России, это всё равно обернётся ростом товарной массы на 15-20% больше инвестированного капитала. Это опять снижение инфляции. Кто-то «особо одарённый» в финансовых делах возможно скажет, что Стабфонд в рублях и потратить их за границей не возможно без конвертации в валюту. А конвертация прибавит рублей на внутреннем рынке и снизит курс рубля и добавит инфляции. Опоздали! Уже конвертировали. И снизили и добавили.

Более того, прежде чем эти деньги конвертировали в доллары их сначала конвертировали из долларов в рубли. Поскольку это налог с экспорта нефти, идущей до сих пор за доллары. То есть прежде чем попасть в Стабфонд, эти деньги были напечатаны ЦБ для скупки излишков долларов на валютной бирже, куда те попали от торговли нефтью. И вот эта политика ЦБ уж точно ведёт к инфляции. Может надо было брать налоги прямо в долларах? Оцените шутку…

Но вернёмся к проблеме ЦБ. Кое-кто до сих пор не понимает ситуации вокруг ЦБ. Ещё в 2000 году Путин пытался национализировать ЦБ, но его инициативы не прошли Госдумы. Ни одна партия его не поддержала. А Путин сам писать законы не имеет права. Он президент, а не царь. И по закону ЦБ у нас - независимая организация. Однако борьба за ЦБ всё же идёт. Закон о ЦБ периодически подвергается редакции. Например в 2003 году, после длительных боёв трёх сторон - Думы, правительства и ЦБ некоторые мелкие полномочия Совета Директоров ЦБ переползли в Национальный Банковский совет, который можно всё-таки хоть как-то считать государственным органом. Но в чём тогда была интрига?

«До того, как поправки в закон взяло под свой контроль правительство, депутаты предлагали лишить ЦБР независимого статуса.»

То есть, «поправки ко второму чтению передавали НБС стратегические функции Совета директоров Центробанка, однако ЦБР удалось убедить правительство и депутатов не принимать такие изменения в закон.» Надо тут отметить опять же, что главным защитником ЦБ был и остаётся член правительства и глава Минфина Кудрин. Будучи главой Национального Банковского Совета, он, однако, не очень стремится увеличить свои полномочия по управлению Банком России. И это заставляет задуматься… Задуматься заставляет и следующий факт - ещё в 2002 году Совет федерации, будучи за изменение статуса ЦБ наложил вето на обсуждаемый закон, но депутаты нижней палаты это вето преодолели - «при необходимых для принятия решения 300 голосах за преодоление вето проголосовали 389 депутатов, против проголосовал 1, воздержался 1».

Интересны поправки к закону, которые таки внесли в закон депутаты Думы в 2002 году (в закон вошли уже в 2003-м).

1. «Органами управления Банка России являются Национальный банковский совет, совет директоров ЦБ и председатель Банка России.»

2. «В федеральный бюджет ЦБ будет перечислять 50% фактически полученной прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и утверждения годовой финансовой отчётности.»

То есть именно тогда отобрали у ЦБР часть независимости и наделили НБС некоторыми функциями управления. Но самое главное - отобрали 50% прибыли! Это налог такой - «пополам» называется. Печатаешь деньги, так хоть половину государству отдай. То, что прибыли у печатного станка не должно быть в принципе, до депутатов как-то не дошло. Но и 50% - уже победа.

Интересно так же поведение некоторых лиц при обсуждении: «Поправки были приняты, несмотря на возражения нового руководителя ЦБ Сергея Игнатьева, присутствовавшего на этом заседании, и министра финансов Алексея Кудрина. Правительство, в частности, возражало против наделения НБС „управляющими“ функциями, настаивая, что они должны быть только контрольными. Такого же мнения придерживается и глава бюджетного комитета Александр Жуков»

«Правительство» тут, надо полагать, было представлено мнением Кудрина. Очень не хочет данный господин, чтобы в дела ЦБ вмешивалось государство. Даже в лице лично его, министра финансов Кудрина. В истории закона о ЦБ есть ещё один важный момент - это борьба ЦБ за усиление контроля над российскими коммерческими банками. Если бы ЦБ был безусловно государственным органом, то я только приветствовал бы такое стремление. Однако здесь ситуация иная и в ней стоит немного разобраться. А для этого придётся окунуться немного в историю возникновения коммерческих банков России.

Некоторые возможно помнят времена шоковой терапии по рецептам Гайдара, внука великого писателя, создавшего светлый образ Мальчиша-Кибальчиша. Этот внук оставил по себе далеко не самые светлые воспоминания. Моя тёща, врач областной больницы, помнит как получала зарплату мешками сахара. А тесть тогда получал зарплату на заводе не деньгами, а талонами в местный магазинчик. Финансовая система государства в результате реформ вдруг оказалась парализована. Промышленные предприятия, до этого вполне нормально работавшие вдруг оказались совершенно без денег. Настолько, что нечем было платить зарплату. Шок был настолько сильным, что некоторые руководители предприятий не выдержав картины гибели своих предприятий кончали жизнь самоубийством. Намеренно или нет были остановлены финансовые потоки - это большой вопрос, но то, что это произвело эффект получше атомной бомбардировки - непреложный факт.

Тем не менее, не вся экономика тогда умерла. Финансовое оружие хотя и нанесло огромный урон экономике, не уничтожило её полностью. Временное решение было найдено - бартер. Деньгами стали сами товары - дерево, уголь, нефть, сахар, мука… И не все, но многие предприятия продолжали работать. Следующим шагом по решению проблемы организации торговли в условиях разрушенной финансовой системы было создание коммерческих банков. Да, да. Предприятия сами создавали свои собственные банки! А что делать, если действовавшие тогда банки отказывались их обслуживать? Так и возникли Газпромбанк, Стройбанк, Судостроительный Банк, Сибакадембанк, Агропромкредит Банк, Желдорбанк… Даже Сибирская Академия Наук была вынуждена создать свой банк, чтобы платить научным сотрудникам зарплаты вовремя!

Конечно, тут не обошлось и без частных корыстных интересов, деньги есть деньги. Однако российская экономика выжила благодаря этим банкам. Факт есть факт. Нельзя сказать, что интеграция банков и промышленных предприятий - есть какое-то изобретение российской экономики эпохи гайдаровских реформ. Вовсе нет. Развитие южнокорейских корпораций - чеболей и японских сюданов как раз связано с возникновением особого типа финансово-промышленных групп. Эти группы, включая в себя и финансовые структуры, становились независимыми от внешней банковской системы, что добавляло им устойчивости и эффективности в использовании имеющегося капитала. Многие западные ТНК так же имеют в своём составе финансовые институты, что тоже увеличивает их конкурентоспособность. Естественно такое положение не устраивает предпринимателей от чисто финансовых кругов. Финансовые потоки замыкаются внутри промышленных корпораций не давая обычным банкам получать свою долю прибыли.

К примеру, «согласно обследованию предпринимательских объединений, удельный вес сделок внутри сюданов в объёме продаж компаний обрабатывающей промышленности, входящих в сюданы, составляет 20,4%.» Деньги вращающиеся внутри промышленных объединений перестают приносить прибыль денежным монополистам и потому становятся основной мишенью для их атак. А вот этот факт уже может нам объяснить и политику ЦБ в отношении коммерческих банков. Я пока не могу утверждать наверняка, что целенаправленная деятельность именно ЦБ привела в начале 90-х к параличу российской экономики. Этот факт ещё требует своего изучения. Но то, что творится с лицензированием коммерческих банков явно вызывает подозрения в каких-то скрытых мотивах. И письма арестованного Френкеля эти подозрения усиливают.

То, что ЦБ устроило бойкот российской экономике видно и по другому факту. ЦБ отказывается её кредитовать вообще! Нет, явного запрета никогда не существовало. Однако процент по кредиту был такой, что только сумасшедший мог брать кредит на таких условиях. Такие, конечно, находились, но на экономику в целом это никак не влияло. Как дело обстоит сейчас? Российская экономика получила доступ к кредитам. Но за границей! На сегодняшний день российские предприятия задолжали порядка 140 млрд. долларов западным банкам. Почему западным, а не российским? У наших денег нет? Вроде есть - ЗВР более 300 млрд. ЦБ мог бы использовать часть ЗВР на кредиты российским предприятиям. Но предпочитает его держать на западных счетах. Западные же банки, учтя все риски, дают нашим предприятиям кредит на приемлемых условиях. Возможно, используя при этом наш же ЗВР.