Все о тюнинге авто

Пеньковый буян. Загадочный ватный остров

Словарь Брокгауза и Ефрона давал такое объяснение слову «буян»: «складочное место, обыкновенно островки на Неве, в Санкт-Петербурге, с городскими амбарами для выгрузки пеньки, льна, сала, соли и др.». Как известно, эти товары издавна были одними из основных статей экспорта из России. А когда в XVIII в. Северная столица стала крупнейшим портом, откуда шел экспорт за границу, по берегам Васильевского и Петровского островов для хранения грузов были построены городские амбары, позже названные буянами. Ведь когда-то древнерусское слово «буян» обозначало «речная пристань».

Буянов в Петербурге было несколько: на Гутуевском острове – Сельдяной, на Галерном, у впадения Фонтанки в Неву, – Сальный, в юго-восточной части нынешнего Петроградского острова – Гагаринский пеньковый. Существовали также Масляный, Винный и Ватный. Местности вблизи них получали в народе соответствующие названия.

Сохранились сведения, что в сентябре 1895 г. Петербургская городская ревизионная комиссия произвела тщательный осмотр и строгую ревизию городских буянов. И вот что выявилось.

Результат осмотра Гагаринского буяна на Петербургской стороне привел к заключению, что этот буян потерял всякое значение как «складочное место грузов», так что не следует на него тратить деньги для улучшения, а лучше снести все амбары и сараи, местность разбить на участки и продать их под постройки. «В том, что найдутся охотники для приобретения этих участков, не может быть сомнения, – отмечал обозреватель „Петербургского листка“, – так как климатические и санитарные условия этой местности не оставляют желать ничего лучшего; к тому же с постройкой постоянного Троицкого моста сообщение с ней улучшится».

В полном порядке оказался Тучков буян, несколько уступал ему в исправности Масляный буян. Оказалось, что около него сильно засорен обходной канал. В прекрасном состоянии оказался и Сельдяной буян. Правда, комиссия особо обратила внимание на то, что один ледник американской системы недостаточен для деятельности буяна, поэтому здесь необходимо построить еще один такой же ледник.

Что же касается Сального буяна, то несколькими годами ранее Городская дума предоставила здесь на самых выгодных условиях место для склада и продажи товара поморам. Однако при ревизии выяснилось, что никаких поморов тут нет, а вместо них действуют обыкновенные «кулаки-скупщики» с Крайнего Севера…

Шло время, и старинные буяны уже переставали удовлетворять насущные потребности города в складских помещениях. Постепенно острова, на которых находились буяны, перестали быть островами: протоки засыпали, а сами амбары разобрали.

Так буяны исчезли с карты Петербурга, осталось лишь здание Тучкова буяна, в начале ХХ в. горожане называли его «дворцом Бирона».

Сальный буян, находившийся на левом берегу Невы, напротив Горного института. Он построен в начале ХIX в. по проекту Тома де Томона. В 1914 г. амбары Сального буяна, предназначавшиеся для хранения сала, разобрали, несмотря на протесты общественности. Гранитные блоки этих амбаров использовали спустя несколько лет для создания памятника Жертвам революции на Марсовом поле

Правда, следы других буянов можно отыскать и сегодня в названиях некоторых улиц. Например, неподалеку от Горного института, на Васильевском острове, проходит набережная Масляного канала, хотя самого канала давно уже нет. Название его связано с существовавшим тут Масляным буяном, где находились склады масла. Сегодня на его месте – производственные корпуса Балтийского завода.

А на Петроградской стороне есть Пеньковая улица, чье название произошло от Гагаринского пенькового буяна.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

«На море-окияне, на острове Буяне…» - так начинает свою «Сказку о царе Салтане» Александр Сергеевич Пушкин. Таинственный остров волновал воображение наших предков-славян и часто появлялся в их фольклоре. А между тем остров Буян можно преспокойно обнаружить в Петербурге - в центре города, на Малой Неве. Правда, у него есть «фамилия» - Тучков. Перенесёмся виртуально на этот остров и узнаем, что к чему.


Дворец по ошибке и дворец для красоты

Остров, о котором идёт речь, образовался в русле Малой Невы сравнительно недавно - после наводнения 1726-го года. В середине XVIII века его уже именовали Тучковым буяном - по фамилии строителя первого моста между Васильевским и Петроградским островами Авраама Тучкова, а буяном, возможно, по бабушкиным присказкам: «Встану я, благословясь, пойду я, // перекрестясь, под восточную // сторону, к окиян-морю. // В окиян-море стоит остров Буян». Хотя, конечно, в толковых словарях встречается упоминание о том, что буян - устаревшее название места разгрузки судов, речная пристань.


В народе за Тучковым буяном закрепилось прочное название «дворец Бирона», хотя жилым этот комплекс зданий никогда не был. Уже в 1730-е годы здесь расположились склады для пеньки и льна - основных «экспортных товаров» нашей страны в то время. Они были вынесены на остров по двум очень существенным причинам. Первая такова: пенька - крайне горючий материал, поэтому её склады вынесли подальше от городской застройки, а вторая состоит в том, что основной потребитель пеньковых верёвок и канатов - флот, поэтому хранить её на острове в русле Невы очень удобно.


Однако складские здания, на удивление, не выглядят скучными и унылыми деловыми постройками: напротив, архитектор Антонио Ринальди и военный инженер Дьяков сделали всё возможное, чтобы их внешний вид был достойным архитектурного ансамбля центра города. Желто-белые огромные здания, напоминающие смесь итальяно-голландской архитектуры и потому такие неуловимо-петербургские, это, на самом деле, - важня в центре (самое главное место, где взвешивали товар) и два корпуса складов по бокам.


Во времена Анны Иоанновны здесь были всё те же склады пеньки, только деревянные. Но народное мнение о том, что на Тучковом буяне находился огромный дворец её фаворита, Бирона, было настолько крепко, что в начале XX века его придерживались не только чиновники, но и многие архитекторы, пока зодчий Иван Фомин в журнале «Старые годы» не опроверг его (1908-й год).

Здесь могла быть Олимпиада

В начале XX века территория Тучкова Буяна стала больше: были засыпаны протоки между ним, соседними безымянными островками, где находился Городской питомник декоративных растений, и Петроградским островом (в середине века сюда включили бывший Ватный остров). Идеи нового использования Тучкова буяна стали расти как грибы после дождя: близилось и прошло двухсотлетие Петербурга, что тоже не могло не сказаться на темпе возникновения проектов. Так, предлагалось устроить здесь городской музей, архив, выставочный художественный центр (идея Ильи Ефимовича Репина) и даже общественно-спортивный центр, который мог бы претендовать на проведение первой в империи Олимпиады. В 1910-е годы провели два архитектурных конкурса, большинство участников которого, за исключением Ивана Фомина, предлагали полностью снести «…всего лишь амбар, которому лишь случайно, а может быть в расчёте на очень отдалённого зрителя, придан вид дворца» (архитектор Мунц). Однако война и революция заставили отказаться от любых планов общественного благоустройства Тучкова буяна.


А художники против!

Исторический цвет зданий Тучкова Буяна, сохраняющийся, к счастью, и сейчас - жёлтый. Однако в 1904-м году, когда возникла надобность обновить окраску, над историческим цветом нависла угроза и исходила она … от живописцев Академии Художеств, работавших в мастерских на Тучковой набережной. Михаил Петрович Клодт, сын знаменитого автора коней Аничкового моста, Архип Иванович Куинджи, и другие выступили с настойчивым предложением «окрасить его не в жёлтый цвет, а в серый, так как он нам слишком мешает своим жёлтым цветом и даёт жёлтый рефлекс в наши художественные мастерские, что неудобно для живописи…».

Синий майонез и судейский остров

После революции Тучков буян стал ещё загадочнее и брутальнее. В 1919-м году на Тучковом Буяне, а точнее, на территории бывших водочных складов Ватного острова, расположился Государственный институт прикладной химии (ГИПХ), где современные алхимики экспериментировали как в военных, так и в гражданских областях - существует версия, что в лабораториях института создавали пищевые продукты необычных расцветок, в том числе, синий майонез. В 1995-м году непосредственно «во дворце Бирона» появились мальчики в военной форме - Военно-космический Петра Великого кадетский корпус.


Новый, XXI век принёс ещё более радикальные изменения. ГИПХ переместился в Ленинградскую область (его здания, в том числе постройки XIX века, были снесены), а кадеты переехали в Петергоф. На острове планировали построить сначала элитный жилой комплекс, затем здания Верховного суда РФ и вместе с тем возродить старые идеи общественно-культурного центра на сказочном острове, поместив туда Дворец танца Бориса Эйфмана, парковую зону. Сегодня вопрос о точной судьбе такого исторического района Петербурга, как Тучков буян, остаётся открытым. Поживём - увидим.


Черпали воду ялики, и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.

Осип Мандельштам, Петербургские строфы.

На берегу Малой Невы красуется элегантное здание в традиционной желто-белой классической окраске (пр. Добролюбова, 14). В народе его зовут "Дворец Бирона", и глядя на него, нетрудно поверить, что это действительно дворец - так строго и внушительно оно выглядит. Однако, на самом деле это не дворец, а бывший склад пеньки, известный под названием Тучков буян.

Первоначально на этом месте находились деревянные склады для пеньки, построенные в 1735-м году. Однако, в 1761-м году они сгорели и было принято решение строить новые склады из камня. Строительство было начато по проекту военного инженера М. А. Деденева (предполагалось, что склады будут иметь один этаж). Но в 1764-м году А. Ринальди создает новый проект комплекса ("во избежание лишних затрат" он согласуется с уже начатой постройкой):

Строительство складов завершилось в 1772 году.

В центре композиции находится важня - здание, где взвешивали пеньку:

а по бокам от нее располагались два корпуса амбаров

По первоначальному проекту они должны были иметь два этажа, но в ходе строительства каждый из этажей дополнительно разделили на два этажа, что придало фасадам некоторую измельченность.

К сожалению, часть архитектурно-декоративных элементов здания утрачена. Если мы взглянем на план здания, разработанный Ринальди, мы увидим, что важню венчало сложное завершение со статуей, а боковые части были акцентированы аттиками, завершающими фасад.

К счастью, здание сохранило кованную решетку балкона. Правда, подобраться к зданию близко мне не удалось, поэтому мы можем судить о ней по этому обмерному чертежу 1948-го года:

В 1910-е годы Тучков буян оказался под угрозой сноса. В 1912-м году Санкт-Петербургское общество архитекторов при участии Городской думы провело конкурс имени В. А. Шретера на застройку территории Тучкова буяна зданиями для выставок и съездов. Программа конкурса предусматривала создание здесь постоянного выставочного комплекса на площади почти в 25 гектаров. В состав комплекса должны были входить многофункциональное выставочное здание обзей площадью до 40000 кв.м., здание для съездов с несколькими залами (в том числе на 1000 и 500 человек), испытательная станция, ресторан, жилой дом для администрации и служащих, котельная.
А в 1913-м году Городская дума вновь вернулась к этому вопросу. Специальная комиссия при Думе объявила закрытый конкурс, к участию в котором были приглашены М. Х. Дубинский (бывший победителем предыдущего конкурса), О. Р. Мунц и И. А. Фомин. Программа конкурса была расширена и дополнена зданиями музеев - истории города, благоустройства и городского хозяйства, художественной промышленности, - с библиотекой, аудиториями и т.д. Однако, при всех достоинствах программы, в ее требования не входило сохранение Тучкова буяна, поэтому каждый из трех архитекторов решал этот вопрос по разному.
И. А. Фомин единственный из всех поставил задачу сохранить Тучков буян. Он включил здание в состав запланированного комплекса и предполагал разместить в нем Музей города:



А так в соответствии с проектом должен был выглядеть главный корпус:



Пеньковые склады на Тучковом буяне классицизм

1772 - арх. Ринальди Антонио

Пам. арх. (федер)

Ныне здание принадлежит

Военно-космическому Петра Великого кадетскому корпусу.

Тучков буян, как указывает Д. А. Кючарианц, "возник на Малой Неве после наводнения 1726 г.", В то время он назывался просто Буян, а потом Пеньковый буян, а современное название приобрел, когда неподалеку от него был построен деревянный плашкоутный мост через Малую Неву, строителем которого был подрядчик Тучков.

В 1735 г. построили деревянные склады для пеньки, из которой в то время изготавливали корабельные канаты. Расположение склада на острове было удобно с точки зрения пожарной безопасности. Но в 1761 г. склады все же сгорели. В 1763 г. военный инженер А. А. Дьяков начал на их месте строительство каменного здания по проекту А. А. Деденева. Этот проект был полностью переработан в 1764 г. А. Ринальди. Строительство завершилось в 1772 г.

По сторонам центрального двухэтажного здания важни (помещения для взвешивания пеньки) симметрично располагаются прямоугольные в плане корпуса амбаров. По первоначальному проекту они должны были быть двухэтажными. Однако в процессе строительства каждый из этажей, в сугубо утилитарных целях, был разделен дополнительно на два низких этажа. Амбары соединяются с важней крытыми галереями. В комплекс входил еще здание шофа, которое предназначалось для переборки льна и пеньки, скрытое за протяженным невским фасадом. Внутри склады разделены капитальными стенами на секции. Столбы в центре этих секций служат опорой для арок и крестовых сводов перекрытий. Балкон важни украшен кованной железной решеткой, выполненной в 1772 г. по проекту Ринальди.

В какой момент и почему здание стали именовать “дворцом Бирона” неизвестно. Это название фигурирует в официальных документах вплоть до начала XX в. В 1908 г. И. А.Фоминым при подготовке Исторической выставки были найдены чертежи пеньковых амбаров, а "романтическая" версия истории Буяна опровергнута в статье “Мнимый дворец Бирона”: "Из подписей на чертеже явствует, что здание специально построено было для пеньковых амбаров, шофной и важни... и, следовательно, никогда “Дворцом Бирона” не было”.

    С левой стороны видно
    здание шофа

    Из книги Г. К. Лукомского
    "Старый Петербург"

    Из книги Г. К.
    Лукомского
    "Старый
    Петербург"

    Журнал "Зодчий" 1907 г. № 45

    А. П. Остроумова-Лебедева
    "Дворец Бирона" 1916 г.

    Иванов-Голубой. Вид Тучкова
    моста с окрестностями

    Проект И. А. Фомина 1913 г.

    Проект И. А. Фомина

    План Шуберта. 1828.

    Фрагмент "Плана
    СПб 1882 г.

    Фрагмент карты
    1913 г.

    Фрагмент карты
    1956 г.

    Из книги: "Решетки Ленинграда
    и его окрестностей.
    "Гермонт Г.Н. 1938
    Добавил - .

* Траверс Балтазар де ла 1780-е Тучков буян в Петербурге = Бумага, акварель 27,1х51,5 = Собрание И.С. Зильберштейна, Москва

В 1902 -1905 гг. город расширил дамбу Тучкова моста, соединив Тучков буян с Петроградским островом. В 1908 г. Император утвердил второй официальный проект расширения Петроградского острова. К 1911 г. протоки между Тучковым буяном, примыкавшими к нему с востока островками и Петроградским островом были засыпаны Обособленным остался лишь Ватный остров с расположенным на нем складом Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей. В этот период здание еще использовался по первоначальному назначению - в качестве складов. Кроме того, в помещение важни была переведена часть документов городского архива.

В 1910-е гг. Тучков буян оказался под угрозой сноса. В 1912 г. Санкт-Петербургское общество архитекторов при участии Городской думы провело конкурс на застройку территории Тучкова буяна зданиями для выставок и съездов. Программа конкурса предусматривала создание здесь постоянного выставочного комплекса на площади почти в 25 гектаров. В 1913 г. Городская дума вновь вернулась к этому вопросу. Программа конкурса была расширена и дополнена зданиями музеев - истории города, благоустройства и городского хозяйства, художественной промышленности.В требования программы не входило сохранение Тучкова буяна. И. А. Фомин единственный из всех поставил задачу сохранить Тучков буян. Он включил здание в состав запланированного комплекса и предполагал разместить в нем Музей города. Говорят, Оскар Мунц заметил: "Это всего лишь амбар"...

В 1931-1938 гг. по проекту инженера Боровика была проведена реконструкция левого корпуса в связи с его приспособлением для Государственного научно-исследовательского института высоких давлений. В 1945-1948 гг. произвели реконструкцию правого корпуса, в котором разместилось Речное училище.

В 1967 г. здания включены в спортивный комплекс Малой крытой арены (?). Сейчас здесь размещается Военно-Космический кадетский корпус.

К устройству прогулочной зоны на этой территории возвращались и в советское время, но тоже не сложилось. Широко обсуждаемый проект строительства "Набережной Европы", похоже тоже повис в воздухе.

Это загадочное здание, называемое дворцом Бирона, было построено в 1762 году для складов, может быть, на месте какого-нибудь из сооружений Бироновского времени. Размеры его, расположение лестниц и разбивка фасада указывают на руку большого мастера. Боковые флигели, вероятно, надстроены. Расположение лестницы и переходы на арках к среднему флигелю поразительно живописны, и жаль, если их уничтожат, как уничтожили проток Малой Невы, окружавшей здание, которое, как мрачный замок, возвышалось на острове.

(Курбатов В. 1913 Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы, (Переходная эпоха А. Ринальди))

Тучков буян. Так называемый Бироновский дворец построен для складов пеньки по проекту Ринальди на острове посредине реки. Теперь, к сожалению, многочисленные каналы вдоль реки засыпаны, и само здание желают уничтожить, между тем не только на редкость живописно его положение на острове, но главное очень красива его средняя часть - «важня».

(Курбатов В. 1913 Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы,

(Обзор художественного достояния Петербурга. Суша. Александровский проспект)

1933: Государственный институт высоких давлений; 527-я приписная касса при Опытном заводе прикладной химии, Ватный о-в, 2 . ("Весь Ленинград - 1933". С. 279, 434)

Федеральный памятник. "Тучков буян" (склады пеньки) 1763-1772, арх. Ринальди А., инж. Деденев М.А., инж. Дьяков А.А.; 1931-1933 Большой проспект П.С., дом 1а, литера А Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

ТУЧКОВ БУЯН
ПРОЙДЯ ЧЕРЕЗ Тучков мост с Петроградской стороны на Васильевский в остров, свернем налево, на бывшую Тучкову набережную, ныне носящую имя адмирала Макарова. Остановимся у истоков Среднего "проспекта и обратим внимание на противоположный берег Малой Невы. У самой воды, отражаясь в ее зеркале, — желтого цвета здание, состоящее из трех соединенных между собой объемов — среднего и двух боковых. Каждый из двух достаточно высоких этажей разделен еще дважды. И хотя по своей композиции здание напоминает дворцовую постройку, но выполнено оно было с совершенно определенной целью — служить складом для пеньки... В современной литературе о Ленинграде это строение известно как пеньковые склады на Тучковом буяне. Однако и сегодня нет-нет да и промелькнет еще одно название — «Дворец Бирона». НА ПЛАНАХ ПЕТЕРБУРГА XVIII—XX веков обращает на себя внимание совершенно иная, топография этой местности: на Малои Неве показана целая система островов — шесть, которые отделялись от Городского острова течением реки Ждановки, продолжавшейся тогда вдоль нынешнего проспекта Добролюбова до соединения с Кронверкским каналом, окаймляющим Петропавловскую крепость. На одном из островов, находящемся где-то в центре течения Малой Невы, в XVIII веке строились и перестраивались здания пеньковых складов. Место было низкое, заливаемое во время наводнений — вот почему и берег Городского острова получил название Мокруша, а одна из улиц носила название Грязная (ныне улица Яблочкова).


Поэтому и построенную здесь раннюю церковь именовали «Успения на Мокруше». А на плане, Петербурга 1914 года показаны уже только два острова - Тучков, или Пенькоаый буян, а на восток от него - Ватный. Затем протоки были засыпаны, перестали существовать и эти острова, слившись с островом Городским. Сегодня, пожалуй, ничто не напоминает о бывшей здесь когда-то водно-островной системе. Гранит выровнял береговую линию. И только учитывая особенность топографии места, можно понять историю строительства зданий на острове, именуемом Тучков, или Пеньковый буян.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАЗВАНИИ. Слово «буян» имеет ряд значений: речная пристань; торговая площадь; рынок; открытое, возвышенное, пустое место. Есть сведения, что поначалу остров звался просто «Буян». Название «Тучков» получил в связи с именем купца — владельца складов леса на берегу Малой Невы. Был выбран остров, чтобы строить амбары или склады для пеньки, — отсюда Пеньковый буян. Место удачное, прежде всего в противопожарном отношении: открытое, изолированное и пустое, что вполне соответствовало понятию «буян». К тому же разместилась здесь и речная пристань для разгрузки пеньки, поступавшей на склады. (Кстати, таких своеобразных «буянов» в Петербурге было несколько: Пеньковый, Сальный, Масляный, Винный... Находились они в разных районах города и размещались в большинстве случаев действительно на изолированной территории, огороженной каналами. Перестали существовать лишь в начале XX века. Иногда склады, где хранились различные виды товаров, назывались «буянные амбары»).
Ранние сведения о пеньковых амбарах встречаются в «Реестре» работ, выполненных Доменико Трезини к 1724 году, где он упоминает о «кладовых амбарах» на Васильевском острове. Позже, имея в виду эти же постройки, Джузеппе Трезини, племянник и зять Доменико, называет их «кладовыми амбарами», или «пеньковыми». Располагались амбары тогда на Васильевском острове, на берегу Малой Невы, — там, где мы остановились, чтобы увидеть здание на Тучковом буяне. Очевидно, тогда же возникли и ранние склады на острове. Известно, что далее строительные работы велись здесь и в царствование Анны Иоанновны. В 1761 году произошел пожар, и склады значительно пострадали. Дальнейшие строительные работы на острове связаны с именем военного инженера Леденёва. Затем Риналь-ди дорабатывает проект, а закончено сооружение складов было в 1772 году.
На плане Петербурга той поры мы видим два П-образных здания, словно вставленных одно в другое, открытой частью обращенных к Городскому острову. Достаточно нарядный облик здания позволил его называть «Дворцом пеньки». Центральная часть сооружения — помещение весов — была украшена решеткой с гербом Государства Российского. Наверху помещался ряд канцелярий, прокуратура торговых дел. Сзади здания шел так Называемый «шоф» — род амбара или длинного помещения (для витья канатов). Боковые корпуса являлись собственно складами, о чем свидетельствует и их планировка. Очевидно, за образец брались старинные амбары, которые, как говорится в одном из старых словарей, «строятся на открытом месте, дверями и окнами на север, должны быть по возможности холодны, сухи и хорошо проветриваемы». Боковые лестницы ведут в Важню (помещение весов), а далее по галерее можно было пройти в складские помещения. Известно, что с внутренней стороны П-образного здания проходила открытая аркада. Крыша первоначально была более высокой, что придавало сооружению завершенность и целостность.
Ну а при чем тут «Дворец Бирона»? Вряд ли это место среди складских и портовых построек могло привлечь фаворита императрицы Бирона для строительства дворца. Кстати, Бирон жил в непосредственной близости от особняка Апраксина (на месте Зимнего дворца), где поселилась Анна Иоанновна, когда столица возвратилась в Петербург. Можно лишь думать, что Бирон, один из самых влиятельных людей той поры, имел прямое отношение к этому своеобразному дворцу пеньки — и руководил строительством, и участвовал в торговых операциях, которые определяли тогда экономическую политику государства. Название «Дворец Бирона» могло быть условным, однако придавало зданию некоторую таинственность — вот почему и укрепилось прочно в народной памяти...
В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫЕ годы встал вопрос об использовании этого уникального здания. Возникла мысль разместить в нем Дворец искусств или музей Старого Петербурга. В 1910 году Общество архитекторов объявило конкурс на застройку территории Тучкова буяна зданиями для выставок и съездов. Предлагалось историческое здание пеньковых складов сохранить и приспособить под музей, также предусматривались устройство набережной и засыпка протоков. Территория соседнего Ватного острова тоже должна была включаться в застройку... Лучшим был признан проект Дубинского. В 1913 году Городская Дума заказала проекты «урегулирования» этой части города архитекторам Дубинскому, Фомину и Мунцу. На обширной территории предполагалось создать комплекс крупных общественных сооружений (закрытый стадион, выставочные залы; манежи, здания съездов, музей).
Однако проекты осуществления не получили. На плане Петербурга 1914 года облик этого района остается в основном прежним. Правда, река Ждановка, изменив свое направление, соединилась у восточной оконечности Петровского острова с Малой Невой. На бывшей островной территории расположился городской древесный питомник.
Но остров Тучков буян, равно В как и соседний Ватный, еще продолжал существовать.
И в первые послереволюционные годы этот район тоже привлекая внимание. Существовал проект создания на Ватном острове «первых районных терм Петрограда». Они должны были представлять собой некое подобие спортивного районного клуба, конкурс на который был закончен в декабре 1920 года. Задуман был остров-стадион со зданием терм, то есть бани, душевые, бассейн. Здесь же предусматривался и стадион с трибунами для зрителей. Первой премии оказались удостоенными архитекторы Троцкий, Тверской, Бурышкин. Облик задуманных терм нам известен: строение по своей композиции должно было напоминать Адмиралтейство — дугообразное, с портиками по фасаду и шпилем в центре. Высказывались -идеи использования и исторического здания на буяне. Однако все это тогда не было осуществлено.
И ВСЕ-ТАКИ идея создания здесь общественно-культурного и спортивного центра реализовалась. На восточной оконечности Петровского острова в середине 20-х годов поднялся стадион имени Владимира Ильича Ленина, капитально реконструированный к Олимпиаде-80. Затем был построен Дворец спорта «Юбилейный». К сожалению, авторы этого своеобразного спортивного сооружения не учли соседства с Тучковым буяном, который сегодня увидеть, увы, можно только со стороны Васильевского острова: с проспекта-Добролюбова он совершенно скрыт зеленью деревьев, разросшихся вокруг «Юбилейного».
Ныне уже никто не сомневается в художественной и исторической ценности постройки на Тучковом буяне, здание находится под охраной государства, однако снова, вероятно, стоит поставить вопрос об его общественном использовании. Уникальная постройка должна быть доступна широкому кругу почитателей архитектуры Ленинграда.
И. ЛИСАЕВИЧ, кандидат архитектуры