Все о тюнинге авто

Кудрин обнародовал программу развития россии на семь лет вперед. Российская экономика в кризисе

Экономист Дмитрий Травин о реформах, предложенных командой бывшего министра финансов России Владимиру Путину

Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин раскрыл некоторые тезисы стратегии развития России до 2024 года, которую Центр стратегических разработок под его руководством написал для Владимира Путина. Статья о них под заголовком «Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики» опубликована в сентябрьском номере журнала «Вопросы экономики». Кудрин предлагает ускорить экономический рост, увеличивая инвестиции в человеческий капитал за счет других статей расходов - в частности, «оборонки». Озвучены вполне конкретные предложения по каждой сфере, например, ввести обязательную подготовительную школу для 5-летних детей, повысить пенсионный возраст и другие. Какие из озвученных идей могут найти поддержку в Кремле - об этом «Реальное время» спросило российского экономиста и журналиста Дмитрия Травина.

«Кудрин проявил гражданскую позицию и ушел в отставку - это серьезный поступок»

В стратегии развития России до 2024 года говорится о том, что страна несет большие расходы на оборону и безопасность и их нужно сокращать. Вы согласны с этим?

Совершенно согласен. Не уверен, что это реалистично с политической точки зрения, но чисто экономически - это правильный совет.

В политологическом сообществе распространена скептическая точка зрения на стратегии и доклады, предусматривающие проведение структурных и институциональных реформ. Дескать, они пишутся с единственной целью - чтобы периодически успокаивать либеральную часть общества. Стратегия Кудрина тоже относится в такому типу документов?

«Кудрин существует явно не для того, чтобы успокаивать общественность. Успокаивать он мог бы, оставаясь на посту министра и произнося какие-то фразы, а он отказался от этой линии». Фото Романа Хасаева

Нет, это не так. Во-первых, я знаю историю всего этого процесса, Алексей Кудрин - не случайный человек, он был министром финансов. В 2011 году он проявил гражданскую позицию, объявив всей стране, что Россия зайдет в тупик, если не менять как минимум финансовую политику, и ушел в отставку, пожертвовав всей своей карьерой. Это серьезный поступок, мало кто так делает, а в сегодняшней России я и не припомню, чтобы еще кто-то так поступил. Так что Кудрин существует явно не для того, чтобы успокаивать общественность. Успокаивать он мог бы, оставаясь на посту министра и произнося какие-то фразы, а он отказался от этой линии. Он действительно хотел написать серьезную экономическую программу, он движется в этом направлении, и некоторые тезисы очень верные.

Впрочем, если смотреть с позиции Кремля, не исключено, что власть действительно ведет разговоры о написании всяких программ, но, скорее, не для отвода глаз. Просто Кремль не готов вести серьезные реформы, он собирает все предложения по принципу: вдруг что-то хорошее предложат.

«В авторитарной политической системе, где нет возможности повышать доходы населения, усиливается силовой компонент»

Судя по имеющейся информации, много внимания в стратегии уделено изменениям в сфере образования, в частности, реформе начальной школы. Это действительно может оказывать существенное влияние на экономику страны?

Я не специалист в области образования и не готов комментировать, какого типа нужны школы: с подготовительными классами или нет - это специальный вопрос. Наверное, над стратегией работали специалисты узкого профиля. Но мне кажется, что этот вопрос даже не очень важно и интересно обсуждать, просто потому что Путин не пойдет на серьезное сокращение правоохранительных расходов в пользу образования. Он же вполне осознанно повышал военные расходы. Они же не были у нас такими высокими с незапамятных времен. Понятно, что в политической системе, где нет возможности повышать доходы населения, усиливается силовой компонент. И, в общем, трудно добиться серьезного сокращения этих расходов - это нереалистично, так что в данном случае конкретика не важна.

«Мы просто должны запомнить, что есть две стратегии. Одна стратегия заключается в том, чтобы развивать военную деятельность - Крым присоединять, еще что-то. В этом случае будет, как сейчас, то есть без развития. И есть другая стратегия, которой следуют развитые страны мира - вкладывать деньги в образование». Фото prav.tatarstan.ru

- И все-таки, почему этой теме уделено так много внимания?

Кудрин зафиксировал, чтобы мы знали как читатели, что страна может развиваться, если в стране вкладываются деньги в образование, если повышается уровень квалификации населения. Но поскольку это реально делаться не будет - мы просто должны запомнить, что есть две стратегии. Одна стратегия заключается в том, чтобы развивать военную деятельность - Крым присоединять, еще что-то. В этом случае будет, как сейчас, то есть без развития. И есть другая стратегия, которой следуют развитые страны мира - вкладывать деньги в образование.

«После выборов Путин в любом случае повысит пенсионный возраст»

Некоторые из идей, которые предлагает Кудрин, вполне могут найти поддержку в Кремле. В частности, повышение пенсионного возраста. С госслужащих уже начали.

Я думаю, что после выборов Путин в любом случае сделает это. Это даже вопрос, не связанный с какой-то конкретной программой, - просто в Пенсионном фонде нет денег. Если мы внезапно не начнем все вымирать, а я надеюсь, что этого не случится, то возникает вопрос, что делать, если нет денег на выплату пенсий?

Теоретически есть три варианта. Первый - поднять пенсионный возраст, чтобы меньшее число людей получало пенсию. Второй вариант - не поднимать пенсионный возраст, но уменьшить размер пенсии каждого человека. Фактически это то, что сейчас уже происходит - пенсии на фоне инфляции обесцениваются. И третий вариант - перераспределить расходы. Сократить военные расходы и дотировать пенсионный фонд из государственного бюджета - тратить на стариков те деньги, которые не будут потрачены на военные нужды или образование детей. Этот вариант, в общем-то, хорош, если бы можно было резко сократить военные расходы, но перераспределять деньги с образования на пенсионеров - это тоже плохой вариант. Так что каждый из трех вариантов имеет недостатки - решайте сами, что хуже. Мне кажется, что в этой ситуации что Кудрин, что Путин, что Медведев - все сойдутся на том, что проще поднять пенсионный возраст.

«В здравоохранении - уделить внимание профилактике, оснастить клиники, реализовать программы ведения хронических больных. Это, по мнению составителей документа, позволит повысить продолжительность жизни с 72 до 76 лет». Фото Максима Платонова

Образование и здравоохранение вместо «оборонки»: что предлагает Кудрин

Стратегия Кудрина рассчитана на 6-летний срок нахождения на посту нового президента России, который начнется в 2018 году. Полная версия документа опубликована в статье «Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики» в сентябрьском номере журнала «Вопросы экономики» . Ключевые ее моменты пересказывают «Ведомости» . Так, согласно мнению Кудрина, к 2035 году расходы государства превысят доходы настолько, что устойчивость бюджетной системы окажется под ударом. Динамика добычи нефти и газа будет падать, спрос на общественные услуги и госинвестиции - расти, население - стареть, соответственно, все больше денег будет требоваться на пенсии и медицину. Если ничего не менять, то ВВП даже в самые успешные годы будет расти не более чем на 2,5% и к 2035 году увеличится всего на 50% по сравнению с 2016-м.

Авторы стратегии предлагают перераспределить расходы в пользу тех, которые ускорят рост экономики и, соответственно, доходов. То есть вкладываться не в «оборонку», а в развитие человеческого капитала. В системе образования - реформировать начальную школу, введя подготовительные классы для 5-6-летних детей, ввести профильное образование для старшеклассников, создать сеть национальных исследовательских университетов, открыть не менее 300 колледжей высоких технологий и не менее 600 многопрофильных колледжей.

В здравоохранении - уделить внимание профилактике, оснастить клиники, реализовать программы ведения хронических больных. Это, по мнению составителей документа, позволит повысить продолжительность жизни с 72 до 76 лет, увеличить численность рабочей силы, а значит, и темпы производства.

«Еще одно ключевое предложение - реформировать систему социальной поддержки: распределять средства адресно, повысить пенсионный возраст и развивать накопительные системы добровольного пенсионного страхования». Фото kgzt.ru

Непроизводительные расходы, прежде всего на безопасность и оборону, Центр стратегических разработок предлагает снизить. Занятых в правоохранительной системе - сократить на четверть. Расходы на оборону, возросшие в последние 10 лет с 2,6% до 4,4% ВВП, - снизить до 2,8%.

Еще одно ключевое предложение - реформировать систему социальной поддержки: распределять средства адресно, повысить пенсионный возраст и развивать накопительные системы добровольного пенсионного страхования.

Дарья Турцева

Группа экспертов под руководством Алексея Кудрина завершила работу над предложениями по стратегии развития страны на следующие шесть лет после президентских выборов 2018 года. Об основных приоритетах новой стратегии, о доверии к властям, о том, где найти деньги для финансирования реформ в образовании и здравоохранении, и о том, какие профессии будут востребованы через шесть лет, Кудрин рассказал в интервью ТАСС.

Вы вместе с экспертами работали над предложениями по стратегии развития для следующего политического цикла. Готовы ли эти предложения?

Предложения экспертов готовы в полном объеме. Мы предлагаем проект Стратегии модернизации общественных институтов и экономики. По согласованию с администрацией мы представим его президенту лично, это должно произойти в мае.

- Это произойдет на совещании Экспертной группы или в каком-то другом формате?

Это будет совещание у президента, кого он еще на него пригласит, мне трудно сказать, но на этом совещании он лично будет знакомиться с нашими предложениями.

- До этого совещания публиковать ваши предложения вы не планируете?

Более того, мы ее вообще не будем представлять на рассмотрение широкой публики, потому что речь идет о стратегии президента, и сам президент проведет большую работу со своим аппаратом по определению того, какие предложения экспертов он разделяет, какие предложения он сумеет согласовать с основными группами в обществе. Стратегия должна стать документом, объединяющим разные слои населения. Она должна быть востребована страной, поэтому я думаю, что президентской администрации предстоит большая работа по созданию реальной стратегии на основе предложений экспертов. Стратегия - это политический документ, президент должен ее полностью разделять, поэтому он, может быть, что-то добавит или что-то исключит.

Вложения в человеческий капитал

- Что может являться объединяющим фактором для разных социальных групп?

Стратегия состоит из трех главных приоритетов и нескольких проектов. Главные приоритеты - люди, технологии и госуправление. Задача, которая была поставлена президентом, - достижение темпов роста выше среднемировых, то есть 3,5% или выше. Мы проанализировали все возможности России по наращиванию темпов роста в нынешних условиях в ближайшие шесть лет. Это очень сложная задача, но она решаема. Ее можно решить, если мы проведем ряд структурных реформ. Все эти реформы мы прописали. Мы считаем их выверенными, реалистичными, не болезненными в целом, но требующими определенных изменений и решительных мер. Может быть, будет нужно от чего-то привычного отказаться и заняться чем-то новым. В этой связи мы сумели, на мой взгляд, создать систему мер, которая позволит это сделать. Самый главный вызов, который стоит перед страной, - это рост производительности на основе новых технологий. За шесть лет все изменения, которые произойдут в мире в отраслях, в профессиях, еще не покажутся столь грандиозными. Но по истечении шести лет мы увидим существенные изменения в производственных методах, в технологиях, в профессиях, в требованиях к навыкам людей. И если мы эти шесть лет не будем готовиться, не будем сами перестраиваться, то потом мы окажемся у разбитого корыта, мы не успеем за теми трендами, которые развиваются в мире. Мы не сохранимся как технологическая держава. С другой стороны, это также будет период вложений в человека. Это реально другое, более внимательное отношение к человеку, начиная с его рождения, школьного, дошкольного возраста, в части развития его способностей, в части обучения новым навыкам работы в меняющемся мире. Такого еще не было в российской истории. Нужно будет не только напитывать людей знаниями, а создавать у них навыки, с которыми они всю жизнь будут более успешными, эффективными и результативными. Открытие талантов или способностей - важнейшая задача, но на это нужно будет затратить намного больше денег. В этой связи мы считаем, что нужно на 0,8% ВВП увеличить расходы на образование. Это нужно делать постепенно, не с первого года, но за шесть лет поднять расходы до этого нового уровня.

- На что должны быть потрачены эти средства?

Наши университеты должны быть оснащены самыми передовыми техническими средствами. Новейшие достижения в робототехнике, биотехнологиях, генетике должны стать обычной практикой для студентов и преподавателей. Сто пятьдесят университетов страны должны обладать всеми ключевыми компетенциями в самых современных отраслях. Другая часть нашей образовательной программы связана с существенным улучшением среднего специального образования, нужно сделать колледжи высокотехнологичными, многофункциональными и многопрофильными. Мы продумали, как люди, которые не будут учиться в самых лучших университетах, тоже смогут получить самые современные навыки. Эти университеты должны стать центрами производства, продвижения и распространения новых технологий в своих регионах. Всю эту цепочку мы серьезно прописали в наших предложениях, это другая жизнь нашей науки и образования.

Вы здесь не видите риска глубокого социального расслоения между теми, кто будет учиться в элитарных университетах и многопрофильных колледжах?

Во-первых, мы не ограничиваемся 150 опорными университетами. Эти 150 - это наиболее продвинутые. Будут вузы, которые выполняют разные задачи - это, например, подготовка инженеров для жилищно-коммунального хозяйства, где тоже будет много новых технологий. Но вопрос образовательного неравенства другими методами решается. Мы считаем, что вне зависимости от того, что ты окончил, элитный вуз или колледж, ты сможешь продолжать учиться в других, в том числе и в элитных вузах. Это постоянный процесс отбора. Сфера, где можно будет получить самые современные знания, существенно расширится. Сегодня уже есть продвинутые колледжи, созданные крупными компаниями, где люди обучаются самым современным профессиям. Этот опыт мы предлагаем развить. В части среднего профессионального образования мы существенно расширим участие бизнеса в финансировании и поддержке колледжей. Мы хотим соединить участие государства и поддержку компаний там, где нужно готовить конкретных специалистов под конкретные нужды отраслей и регионов. В Северном (Арктическом) федеральном университете в Архангельске, где я являюсь председателем попечительского совета, мы такую работу с компаниями уже проводим. Для университетских задач мы совместно с компаниями создали серию лабораторий для исследований в нефтяной, целлюлозно-бумажной, лесной промышленности, мы пытаемся сделать так, чтобы студенты пришли к самым современным технологиям. Компании помогают нам это финансировать.

Какие структурные реформы вы предлагаете в образовании? Сохранятся ли существующие институты - министерства, исследовательские учреждения, Академия наук?

Безусловно, мы анализировали качество этих институтов, школ, университетов, их способность поддерживать уровень образования. Приведу такой важный пример, который мы проанализировали: сейчас 25% наших выпускников не могут сдать международный тест на функциональную грамотность. Получается, что, борясь за большую численность населения, мы при этом имеем очень низкий образовательный потенциал. Четверть школьников не могут выполнить задание в рамках базовых навыков, которые дает школа. Эта проблема есть во всех странах, но в развитых странах это от 5% до 8%, а у нас - 25%. То есть мы теряем свой потенциал в сфере образования.

- Почему так происходит? Может, у них задания легче?

Задания у них усложняются, но там немного другому учат, там другие методы образования. В других странах стараются развивать критическое мышление, социальные практики и проектный подход. Студент или школьник должен сам сделать несколько проектов, самостоятельно придумать каждый проект и обеспечить всеми необходимыми компонентами. Он должен стать полностью самостоятельным в своей проектной работе. Сейчас в мире востребованы те, кто самостоятельно готов решать поставленные задачи. Это меняет менталитет граждан, развивает способность стать более самостоятельным, креативным. В большинстве ведущих университетов мира есть жесткие требования к развитию критического мышления. Это очень развивается на дебатах в школах и университетах, там обязательно спорить с преподавателями. Мой факультет в Петербургском университете как раз обладает этими методиками в России. Я бы хотел сказать про еще одну программу - принципиальное изменение обучения и переподготовки взрослого населения. Сейчас один из пяти взрослых учится, а нам нужно, чтобы учился каждый второй. Нам также нужно увеличить предложение такого обучения на рынке. Обучение после университета должно стать непрерывным. Человек должен переучиваться в среднем каждые три года. Это должна быть постоянная практика, когда ты каждый год берешь курсы на две-три недели, при помощи предприятия или за свои деньги и в свое свободное время, и приобретаешь новые, более современные компетенции в информатике, управлении и переговорах.

Какие профессии в течение шести лет могут исчезнуть? Например, многие говорят, что скоро исчезнет профессия бухгалтера.

Через шесть лет она не исчезнет, но многие расчеты будут становиться все более автоматизированными. Когда-нибудь уже не придется вручную считать баланс предприятий. Даже налоги будут считать роботы, и мы уберем целую сферу проблем в области начисления налогов и взыскания штрафов.

- А какие профессии, наоборот, будут востребованы?

В ближайшие шесть лет нам потребуется в несколько раз больше программистов для процессов цифровизации всех отраслей. Россия пока к этому не готова вообще. То есть даже если мы когда-нибудь проснемся и осознаем масштаб цифровизации, такого количества программистов, которое нужно для таких масштабов, у нас нет. Поэтому в ближайшие годы нам нужно нарастить подготовку программистов для реализации этих задач. И если я сказал, что в 2024 году в основном цифровизация ведущих отраслей должна быть завершена, то значит, надо прямо с сегодняшнего дня начинать в университетах решать эту проблему. Но университеты пока не почувствовали этого спроса, а предприятия не поняли, в какой мир они уже перешли, что через три-четыре года им будет нечего ловить. Многие другие страны это уже осознали и такие ключевые показатели эффективности в сфере подготовки специалистов программирования для любых отраслей уже себе поставили.

Увеличение продолжительности жизни

- Кроме образования, какие еще вложения в человека предполагают ваши предложения?

Важная часть наших предложений касается здравоохранения. Без улучшения здоровья и активного долголетия у нас не будет высокой производительности труда в стране. У человека, который будет жить в будущем, будет больше возможностей через новые технологии, лекарства, наблюдение и разные процедуры быть более здоровым. Нашей стране это крайне нужно, потому что мы, к сожалению, имеем самое большое количество смертей мужчин в трудоспособном возрасте. Детская смертность у нас раза в три выше, чем в соседней Финляндии.

Вы сказали про увеличение продолжительности жизни. В этой связи насколько должен увеличиться средний возраст россиянина?

Средний общий возраст увеличится до 76 лет, а сейчас у нас 71,4.

Вы сказали, что ваши предложения предполагают увеличение финансирования образования до 0,8% ВВП. Насколько будут увеличены расходы на здравоохранение? По каким еще направлениям вы предлагаете увеличить финансирование?

На 0,7% ВВП тоже за шесть лет. На дорожное строительство и хозяйство, на создание новых скоростных магистралей, внедрение технологий в современном транспорте мы также предлагаем увеличить финансирование на 0,8% ВВП.

- А за счет чего вы предлагаете увеличить расходы?

Некоторые из этих мер уже заложены в бюджете, как, например, снижение оборонных расходов. Мы не спорим с этим. Мы предлагаем этот уровень сохранить и в дальнейшем. Также мы предлагаем сокращение общегосударственных расходов.

Смягчение бюджетного правила

- Какие еще меры вы предлагаете для обеспечения увеличения расходов на здравоохранение и образование?

Мы предлагаем смягчить бюджетное правило, увеличив заложенную в нем цену на нефть с $40 до $45, это должно дать примерно 0,5% ВВП, а также примерно на полпроцента ВВП увеличить целевой дефицит. То есть не снижать его до 1% ВВП, как это предусмотрено сейчас, а сохранить на уровне 1,5% ВВП.

Вы предлагаете Минфину отказаться от цели достижения дефицита федерального бюджета на уровне 1% ВВП за три года?

Цена сбалансированности для бюджета всегда была выше $80 за баррель и доходила до $110. Когда мы были на пике нефтяных цен, я говорил, что иметь дефицит выше 1% ВВП опасно, так как если цена на нефть резко падает, то дефицит сразу же может достичь 5%, как это было в 2009 году. Но если мы исходим из цены на нефть $45 за баррель, то падение не может быть большим. Так что на ценах, которые сейчас сложились, можно мягче поступить в отношении дефицита. В предыдущем пике мы жили на громадных рисках - при таких высоких ценах иметь еще и дефицит бюджета было просто неправильно. А сейчас разумно.

- Вы же были всегда сторонником жестких правил при расходовании бюджетных средств. Вы меняете эту позицию?

Если мы сегодня не хотим повышать налоги для бизнеса на период восстановления роста, то я думаю, что эти шаги вполне компромиссны и разумны. В чем-то проигрываем, в чем-то выигрываем. Но больше выигрываем. Во-вторых, если мы не вложимся в инфраструктуру, образование, здравоохранение, то мы не сможем перейти к современной модели экономики. Если мы потеряем эти шесть лет, то нам, скорее всего, догнать трудно будет. Как ни странно, сейчас мы подошли к черте, когда очередные шесть лет становятся важнейшими, решающими в промышленной революции. Она началась. Если мы еще затянем свое участие в ней, то Россия рискует утратить роль технологической державы.

Что предусматривают ваши предложения для того, чтобы российская промышленность была участником цепочек создания новых технологий?

Справедливый вопрос. Во-первых, нам нужно научиться использовать технологии, созданные другими, создать условия для обмена технологиями и привлечения инвестиций в уже созданные технологии, которые поднимают производительность труда в разы. Во-вторых, создать условия для того, чтобы мы сами создавали такие технологии, чтобы каждое предприятие само искало новые возможности для использования как привлеченных, так и новых технологий. Но инновации - это не только технологии. Инновации - это также новые решения в управлении и организации труда. Грубо говоря, тот же 3D-принтер меняет структуру завода и всей системы управления. Современные интернет-технологии меняют систему управления целыми отраслями. В результате нужно меньше людей, а решения принимаются на основе изучения больших баз данных. Когда я говорю про инновации и технологии, я также имею в виду новые технологии управления, и здесь Россия имеет очень хороший потенциал. Например, есть российская компания, которая создала абсолютно новую инновационную модель управления производством новой модели Airbus в Европе. Таких технологий управления нет больше нигде в мире.

- Какая часть ваших предложений посвящена цифровой экономике?

Мы считаем, что все критические инфраструктуры в стране - в транспорте, строительстве, здравоохранении, образовании, государственном управлении - должны пройти полную цифровизацию к 2024 году.

Где хранить сбережения

Вы говорите о бюджетном правиле при цене на нефть в $45 за баррель нефти. Вы стали более оптимистично смотреть на цену на нефть?

Нет, мой прогноз сохранился: цена на нефть будет двигаться в диапазоне $40–60 за баррель в ближайшие четыре-пять лет. Это будет период установления нового равновесия. Даже если цена уйдет ниже $40, то мы спокойно сможем выполнять уровень расходов, исчисляемый при $45. У нас есть резервы и Фонд национального благосостояния. В конце концов, можно заимствовать на рынке в разумных пределах. Но я думаю, что цена на нефть будет $45 и выше, с учетом всех рисков это разумный компромисс для бюджета. Один из вопросов заключается не только в расходах бюджета, а в том, что мы даем на рынок больше валюты, это означает, что на рынке будет на 0,5% ВВП больше валюты. Но влияние этой валюты на курс рубля не такое большое. Проблема не в том, что рубль переукреплен. Главное, чтобы не было большой волатильности цен на нефть и курса рубля. Основная проблема - это волатильность, конечно, а не сам уровень.

То есть вы не согласны с тем, что к концу года рубль ослабнет до 68 рублей за доллар, как говорит Минэкономразвития? Каков ваш прогноз?

При нынешней цене на нефть рубль немного ослабнет, может быть, чуть больше 60 рублей за доллар. Я думаю, что при нынешней цене около $56 за баррель курс рубля мог бы быть чуть слабее. Если этот уровень цены на нефть сохранится, то курс немного ослабнет.

Сейчас все активно обсуждают новый инструмент - ОФЗ для населения. Например, Герман Греф облигации уже купил. А вы?

Я пока не предполагал участвовать в таком размещении. Но я считаю, что это нормальный инструмент для тех, кто может вложиться больше, чем на три года. Ставка выше, чем по банковскому вкладу. При максимальном размещении на три года главный положительный эффект наступает ближе к концу третьего года, так как ставка по купону нарастает. Весь эффект можно получить, если ты дошел до конца. ОФЗ для населения - это не сверхважные объемы для погашения дефицита бюджета, но это элемент политики развития нового рынка, и с этой точки зрения это правильно. Это также повышение финансовой грамотности населения, которое будет в дальнейшем стимулировать население активнее присутствовать на рынке инвестиций.

- В чем хранить сбережения сейчас с учетом курса рубля и цен на нефть?

Я и раньше говорил о простой модели - в долларах, евро и рублях в одинаковой степени. Хотя сегодня я бы дополнил - и в государственных облигациях.

Реформа судов и госуправления

- Какие реформы предполагаются в сфере государственного управления?

Я уже сказал про технологии, про человека, его новые возможности и модели образования, но еще одна важная сфера - это государственное управление. Без перестройки государственного управления, изменения технологий в государственном управлении, изменения порядка набора специалистов ничего не получится.

- Предполагается ли сокращение государственного аппарата в ваших предложениях?

Мы сейчас с РАНХиГС перестраиваем систему обучения государственных служащих под новые задачи, этот процесс уже начинается. Кроме этого, нужно изменить требования по набору кадров. Сейчас это случайный, хаотичный процесс. У нас должна быть более стройная, строгая система подбора и подготовки кадров, а также система ключевых показателей эффективности. То есть мы выстраиваем целую сеть шагов в отношении государственного управления. В результате государственное управление по численности сократится, а по эффективности возрастет в разы.

- Какие реформы силовых структур вы предлагаете?

В сфере уголовного законодательства нужна некоторая декриминализация, потому что по мелким преступлениям не нужно, чтобы люди сидели так долго, чтобы их арестовывали и держали подолгу в СИЗО до следствия. Мы считаем, что можно декриминализовать целый ряд преступлений, увеличив административные штрафы. В правоохранительной части это больше касается отчетности правоохранительных органов, которая должна более эффективно отражать их результаты, чтобы их было невозможно исказить. Большая работа, проведенная по криминальной статистике, уже доложена президенту. Мы тоже участвовали в экспертизе и работе по этому направлению. Сейчас мы будем более объективно видеть работу правоохранительных органов, что позволит нам более эффективно реагировать на ситуации в криминальном мире и понимать криминогенную обстановку. Например, согласно обследованию, которое мы провели, половина граждан не обращается в правоохранительные органы по поводу преступлений, которые в отношении них совершаются. Конечно, это не самые тяжкие преступления, но половина граждан примерно не обращается. Из тех, кто обращается, а это около 7 миллионов человек, только в 2 миллионах случаев возбуждаются уголовные дела. Я думаю, что в случае, если с нашими выводами согласятся, у нас есть перечень мер, которые нужно принять, чтобы ситуацию выправить.
- Будет ли в ваших предложениях отдельный политический блок?

В реализации всех этих мер есть вопрос доверия. На наш взгляд, реализация этих предложений существенно поднимет доверие к власти и проводимой политике. Если стратегия наталкивается на недоверие, то многие ее предложения не окажутся воспринятыми или будут встречены с непониманием. Если же стратегия будет представлена как взаимосвязанная система мер, которая с первых же шагов будет неукоснительно исполняться, то доверие будет нарастать буквально по месяцам. Но это не специальный блок, это необходимое условие исполнения всей стратегии.

- Каким вы видите главный результат от реализации ваших предложений?

Мы выходим на 3–3,5% роста в среднем и чуть выше по всем годам с 2018-го по 2024-й. Рост будет накапливаться с 2018 года. В следующем году рост составит, по нашему прогнозу, около 2,7%. При таком росте ВВП к 2024 году вырастет на 29%, а реально располагаемые доходы населения - на 25%. Производительность труда вырастет на 30%, а несырьевой экспорт - почти в два раза. Это амбициозные задачи.

Беседовали Лана Самарина и Глеб Брянский

При использовании текста, либо его части, активная ссылка на обязательна.

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина впервые опубликовал комплексную версию своей программы. В ней говорится о бюджетном маневре, продаже госсобственности, росте пенсионного возраста и контрактной армии

Владимир Путин (Фото: Александр Земляниченко / AP)

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина впервые опубликовал стратегию, которую он готовил для президента Владимира Путина, пока не в полном виде. В краткой версии программы на сайте ЦСР эксперты структурировали свои предложения в семь приоритетов и представили ключевые результаты по каждому из них к 2024 году.

«Это резюме, сокращенная версия, но, конечно, как каждый реферат, он отражает содержание исходного документа. Мы исходили из того, что краткая версия — это публичный документ для широкой аудитории, поэтому не включили в него технические меры, переписали его неэкспертным языком», — пояснил РБК директор департамента коммуникационной политики ЦСР Павел Демидов. В мае аналитический центр сделает публичными дополнительные материалы, в частности более детализированные меры своей программы, отметил он, при этом некоторые из них уже​ . Приоритеты стратегии нашли отражение в послании президента, добавил Демидов.

Бюджетный маневр и продажа госактивов

Первый блок касается качества жизни — он включает меры по увеличению ожидаемой продолжительности жизни на пять лет и росту среднего размера пенсий до уровня в два раза выше прожиточного минимума (на треть в реальном выражении). Предложения по этому приоритету включают, например, новые программы лекарственного обеспечения, адресную поддержку для семей с доходом ниже прожиточного минимума и использование материнского капитала как ежемесячного пособия. ЦСР формулирует и предложение по увеличению пенсионного возраста, к 2034 году он должен достичь 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин (за счет этого предлагается увеличить сами пенсии). Среди первых шагов по реализации своих проектов эксперты Кудрина называют​ , включающий рост расходов на образование с 3,5 до 4,4% ВВП, на здравоохранение — с 3,1 до 4% ВВП, на инфраструктуру — с 2,5 до 3% ВВП.

ЦСР во втором приоритетном проекте указывает на необходимость роста числа россиян, готовых стать предпринимателями, вдвое (во столько же должна вырасти и доля малого и среднего бизнеса в ВВП — до 40%, но к 2030 году). Доля государства в экономике должна снизиться до 25% (сейчас 46%, по ЦСР на 2016 год). Из своих предложений ЦСР выделяет, в частности, планы обязать государство продавать доли в предприятиях, в которых его присутствие не нужно, и меры по развитию «эффективной системы льгот и преференций, систем краудфандинга и отдельных кредитных бирж» для небольших компаний.

Открытость экономики и помощь заключенным

Блок предложений ЦСР по технологической инициативе включает на треть и трансформацию частных компаний в активных экспортеров (по планам ЦСР, выручка 75 крупнейших из них составит 250 млрд руб.). Как писал РБК, это планируется обеспечить за счет обновления ключевых отраслей промышленности, изменения форматов институтов развития. Четвертый приоритет затрагивает российской экономики: несырьевой экспорт должен вырасти вдвое до $200 млрд, а экспорт продовольствия — на 60%. Пятая мера касается через внедрение новых методик и практик, которыми займется специальный Центр эффективности госуправления, а также повышения прозрачности контроля и надзора.

Приоритетное направление по развитию городов подразумевает сокращение времени в пути из пригорода в центр крупного города в среднем до одного часа, а также рост обеспеченности жильем с 25 до 30 кв. м на человека. Блок по судам и безопасности — последнее, седьмое направление из программы ЦСР — включает меры по ресоциализации бывших заключенных, упрощению отчетности для полиции и изменению кадрового состава судей (ими, как в ЦСР, должны становиться не бывшие секретари судов, как это зачастую бывает сейчас, а выпускники специального Федерального центра подготовки судей). ЦСР также предлагает формировать вооруженные силы на 100% из контрактников​. «Расходы на оборону и вооружение будут гибко планироваться и корректироваться каждый год, что позволит и тратить меньше, и защищаться эффективнее», — указывают авторы доклада.

За пределами кабинетов

ЦСР Кудрина не раз критиковали за отсутствие его программы в публичном доступе — в частности, об этом говорил бизнес-омбудсмен Борис Титов, также готовивший стратегию для Владимира Путина и опубликовавший документ еще в 2016 году. Например, избирательный штаб Титова, который выдвигался в президенты, раздал своим агитаторам методички с , что Кудрин «свою программу развития России с повышением пенсионного возраста тащит через кабинеты кулуарно». Кудрин же , что ЦСР готовит свои предложения для президента, и решать, какие из них брать в свою программу, будет он.

В мае прошлого года Путин, отвечая на вопрос журналистов о «кулуарном» обсуждении стратегии, сказал, что любые предложения такого уровня «должны проходить широкое общественное обсуждение». «Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, — вы ему и попеняйте на это!» — заявил тогда Путин. Вскоре Кудрин и Титов представили президенту свои стратегии в Кремле.

Программа ЦСР проходила через разные форматы обсуждения, указывает Демидов — о них говорили на крупных экономических форумах и стратегических сессиях в Москве и регионах, а всего в подготовке предложений участвовали 1,7 тыс. экспертов. Кроме того, многие меры из стратегии (всего их более 300) содержались и в публичных докладах ЦСР, добавляет он. «Какие-то меры именно по итогам экспертных и общественных обсуждений были исключены или изменены, другие дорабатывались весь последний год, что мы общались с министерствами и ведомствами по поручению президента», — сказал собеседник РБК.

Альтернатива – безнадежное отставание от развитого мира

Председатель ЦСР Алексей Кудрин готов предложить рецепт для решения проблем здравоохранения и образования

Образование и здравоохранение станут новыми драйверами экономического роста России, обещает «стратегия Кудрина». Их развитие потребует софинансирования со стороны граждан. В противном случае России грозит безнадежное отставание от развитого мира, пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы стратегии-2035, которую готовит для президента Владимира Путина Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством Алексея Кудрина.

Согласно стратегии, в XXI веке перспективы экономики зависят от человеческого капитала: образование, формирующее этот капитал, и здравоохранение, предотвращающее его потери, к 2024 году станут одними из главных драйверов роста экономики России. Пути развития этих отраслей описаны в предлагаемых стратегией программах «Образование XXI века» и «Здоровье граждан».

Здравоохранение в мире быстро замещает военную сферу в качестве главной площадки технологического прогресса, превращаясь в крупнейшую отрасль развитых экономик: пропустить этот сдвиг - значит обречь страну на утрату положения великой державы, говорится в материалах ЦСР. Место страны в мировой экономике будет определяться ее способностью порождать и осваивать инновации: образованию, как и здравоохранению, необходимо не улучшение, а качественный прорыв.

Выбор: либо обеспечить технологический сдвиг отраслей человеческого капитала совместными усилиями государства, работодателей и граждан, либо смириться с глубоким долговременным отставанием, предлагает стратегия. Например, в финансировании здравоохранения в расчете на душу населения Россия отстает от развитых стран в 3,2 раза.

Предлагаемый ЦСР бюджетный маневр в 2% ВВП в пользу образования и здравоохранения поровну распределяется между ними: государственное финансирование медицины к 2024 году должно возрасти с 3,3% до 4,3% ВВП, образования - с 3,6% до 4,6% ВВП. Доля частных средств в образовании вырастет в 2,3 раза (до 1,7% ВВП) за счет в том числе обеспечения массовости вузовского образования на фактически платной основе и переноса расходов на дополнительное образование детей на семьи. В системе обязательного медицинского страхования (ОМС) появляется опция ОМС-2 с расширенными программами за дополнительный взнос, будет реструктурировано льготное лекарственное обеспечение.

Технологически развитые образование и здравоохранение усилят и международную роль России: доля образовательных услуг в экспорте возрастет в десять раз с 0,1% до 1%, экспорт медицинских услуг - с 0,07 млрд (0,0001% всего экспорта) до 3,6 млрд долларов к 2024 году.

Конкретных предложений по способам софинансирования граждан в этих программах стратегии нет. В целях бюджетного маневра в правительстве обсуждалось в том числе повышение НДФЛ до 15%, но решений не было. Всего в стратегии предполагается 14 программ, объединенных в три блока: технологии, человеческий капитал и современное государство.

Это мартовская версия документов, она не единственная и не окончательная, документы меняются почти в ежедневном режиме, уверяет представитель ЦСР, официальные документы в государственные ведомства пока не направлялись. Стратегия должна быть представлена президенту в мае.

МОСКВА, 31 мая — РИА Новости. Стратегия экономического развития РФ на 2018-2024 годы, подготовленная Центром стратегических разработок (ЦСР), предполагает постепенное повышение пенсионного возраста начиная с 2019 года, сокращение госсектора в экономике, выплату пособия бедным семьям с детьми из средств маткапитала, а также наращивание инвестиций в человеческий капитал и масштабную модернизацию производства.

Результатом принятых мер, согласно плану авторов документа, должен стать рост размера пенсий в реальном выражении к 2024 году на треть, существенное сокращение уровня бедности семей с детьми и увеличение продолжительности активной жизни.

Фонд ЦСР, главой совета которого является экс-министр финансов Алексей Кудрин, во вторник представил президенту РФ Владимиру Путину стратегию экономического развития России на период 2018-2024 год. Презентация стратегии есть в распоряжении РИА Новости.

Экспортный бум

Темпы роста экономики РФ в 3,5-4% в среднесрочной перспективе возможны только при удвоении несырьевого экспорта к 2024 году. Авторы стратегии отмечают необходимость увеличения несырьевого экспорта с текущих 109 миллиардов долларов до 200 миллиардов долларов в 2024 году.

Программа ЦСР предполагает создание условий для экспортного бума, в частности за счет либерализации валютного регулирования и отмены валютного контроля, упрощения административных процедур, доступности помощи в оценке рисков для экспортеров. По мнению авторов документа, в РФ необходимо упростить таможенный контроль.

Кроме того, необходимо осуществлять поддержку экспорта образовательных и медицинских услуг, продукции креативных индустрий.

Программа ЦСР также предусматривает заключение преференциальных торговых соглашений со странами АТР, и соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС до 2025 года. Кроме того, авторы программы рассчитывают, что России завершит присоединение к ОЭСР к 2024 году.

Социальная сфера

ЦСР предлагает выплачивать ежемесячное пособие бедным семьям с детьми из средств материнского капитала. По мнению авторов стратегии, снижение бедности в РФ является главным приоритетом социальной политики.

Главные меры стратегии ЦСР по преодолению бедности касаются в основном поддержки семей с детьми. Предлагается создать на основе действующей новую систему региональных пособий для бедных семей с детьми, имеющих доходы ниже прожиточного минимума.

"(Предлагается - ред.) расширить целевое назначение программ "Материнский (семейный) капитал (МСК)", разрешить владельцам сертификата МСК с доходами ниже прожиточного минимума использовать его на ежемесячное пособие для погашения текущего подушевого дефицита доходов", — говорится в документе.

В результате социальную поддержку получат миллионы бедных семей, уровень бедности семей с детьми должен существенно сократиться.

Пенсионный возраст

ЦСР предлагает начиная с 2019 года ежегодно повышать в России пенсионный возраст на полгода, до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин, при ожидаемом увеличении средней продолжительности жизни в стране до 76 лет.

Данная мера, по расчетам авторов, приведет к увеличению размера пенсий в РФ в реальном выражении к 2024 году на 30%. При этом коэффициент замещения (то есть отношение средней страховой пенсии по старости к средней заработной плате) сохранится на уровне не ниже 34%.

"Повышение возраста назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях с 2019 года по полгода в год до 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин", — говорится в документе.

По оценкам ЦСР, доля населения трудоспособного возраста в РФ в 2019 году составит 55%, старше трудоспособного возраста — 28% (для сравнения: в 1989 году доля населения старше трудоспособного возраста составляла 19%). Таким образом, в 2019 году на двух работающих россиян будет приходиться один пенсионер.

Трудоспособное население РФ в 2030 году снизится по сравнению с 2015 годом на 10,1 миллиона человек в возрасте 20-39 лет, а в возрасте 40-59 лет - напротив, вырастет на 3,2 миллиона человек.

Сократить госсектр

ЦСР предлагает нормативно ограничить разрастание госсектора в экономике и покупку новых активов крупными госкомпаниями.

В программе для "усиления рыночных сил" предлагается сокращение масштабов прямого участия государства в экономике за счет приватизации крупных компаний. Также предлагается "нормативное ограничение "разрастания" госсектора в экономике, ограничение приобретения новых активов крупными компаниями с госучастием, ревизия госхолдингов и госкорпораций", говорится в презентации стратегии.

Доходы от приватизации, согласно предложениям экспертов, могут составлять не менее 0,5% ВВП ежегодно, то есть, согласно расчетам ЦСР, в 2021 году они могут вырасти до 616 миллиардов рублей, а в 2024 году — до 758 миллиардов с 497 миллиардов рублей 2018 году.

Также в документе говорится о необходимости создания реальной практики корпоративного управления в госкомпаниях, создания центра трансформации госкомпаний. Госкомпании, согласно документу, должны становиться публичными, ориентироваться на IPO.

Образование, здравоохранение

Согласно стратегии ЦСР, долю расходов на образование и здравоохранение в структуре ВВП предлагается увеличить на 0,8 и 0,7 процентного пункта соответственно, на инфраструктуру — на 0,8 процентного пункта.

В числе мер по развитию системы образования авторы стратегии предлагают расширить сеть глобальных исследовательских вузов и опорных университетов.

Аналитик: Запад пересматривает свою оценку российской экономики ООН улучшила свой прогноз по развитию экономики России в 2017 году. По мнению экспертов организации, ВВП страны вырастет на 1,5%. Как отметил в эфире радио Sputnik аналитик Роман Ткачук, Россия быстро адаптировалась к режиму западных санкций.

Кроме того, необходимо создать рынок дополнительного профессионального образования для работающего населения, чтобы к 2024 году охватить дополнительными программами 35% работающих граждан, говорится в документе.

Система среднего профессионального образования, по мнению авторов стратегии, должна быть переориентирована на подготовку специалистов для работы на местах с высокими технологиями. Предлагается создание и трансформация не менее 300 колледжей высоких технологий и не менее 600 многопрофильных колледжей. В старшей же школе необходимо внедрять профильное образование.

В системе здравоохранения ЦСР предлагает осуществить перенос акцента с лечения на профилактику заболеваний, а также развивать новые медицинские технологии, в том числе дистанционный контроль здоровья граждан. Количество россиян, которые должны быть охвачены дистанционным медицинским контролем, по стратегии, должно увеличиться до 13,8 миллиона человек в 2024 году, а к 2035 году — до 44,1 миллиона человек.

Средняя продолжительность жизни в РФ, по стратегии Кудрина, увеличится до 76 лет, продолжительность здоровой жизни — до 68 лет.

Кроме того, стратегия развития РФ исходит из необходимости существенного наращивания инвестиций в человеческий капитал и в развитие инфраструктуры. Доля бюджетных расходов на эти цели в структуре ВВП к 2024 году должна вырасти на 2,3 процентных пункта.

Технологическая революция неизбежна

Программа Кудрина также содержит масштабный блок, касающийся модернизации традиционных отраслей производства и перехода на цифровые решения в инфраструктуре.

Для модернизации производства авторы программы предлагают сформировать крупные стратегические консорциумы, которые будут поддерживаться государством с помощью специнвестконтрактов и субсидий. Таких консорциумов должно быть 10-20, в том числе с участием ведущих зарубежных компаний.

В программе отмечается необходимость продвижения российских компаний на рынке беспилотных летательных аппаратов, морских интеллектуальных систем, беспилотных автомобилей.

Институты развития, согласно документу, должны быть перенацелены на технологический прогресс. Эксперты ЦСР считают важным разработку специальных программ для развития новых секторов экономики, таких как постуглеродная энергетика, биотехнологии, "зеленая" химия, новая микроэлектроника. При этом многие функции и бизнес-процессы, которые в настоящее время выполняются людьми, должны быть оцифрованы.

К 2020 году планируется сформировать полный комплекс стандартов цифровой экономки, а к 2024 году, согласно предложениям экспертов ЦСР, должна быть полностью сформирована цифровая инфраструктура.