Все о тюнинге авто

Истощение резервного фонда рф во время кризиса. Резервный фонд исчерпан: что это значит для жителей РФ

Минфин сообщил об исчерпании Резервного фонда. Последний триллион был потрачен в декабре прошлого года на покрытие дефицита федерального бюджета. С этого года у России остается только Фонд национального благосостояния.

Минфин России рассказал о результатах размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за период с 1 января по 31 декабря 2017 года. По данным ведомства, в декабре 2017 года остатки средств Резервного фонда в иностранной валюте на счетах в Банке России ($7,62 млрд, 6,71 млрд. евро и 1,10 млрд. фунтов стерлингов) были проданы Минфином за 1 трлн рублей и в полном объеме использованы на покрытие дефицита федерального бюджета.
По итогам января-ноября прошлого года дефицит составил 532,4 млрд руб. Но, по традиции, на декабрь приходится самый большой объем расходов, поэтому итоговый показатель дефицита существенно вырастет. По прогнозу министра финансов Антона Силуанова, дефицит бюджета составил в 2017 году около 1,5 трлн рублей или 1,6% ВВП.
После декабрьских операций «на счетах Резервного фонда сформировались нулевые остатки», и с 1 февраля 2018 года он прекратит свое существование, говорится в сообщении ведомства. Согласно принятому в июне прошлого года решению, Резервный фонд присоединяется к Фонду национального благосостояния (ФНБ).
По данным Минфина, на 1 января 2018 года объем ФНБ составил 3,753 трлн рублей, что эквивалентно $65,15 млрд. Но из этой суммы на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России размещено только $15,65 млрд, 15,14 млрд. евро и 3,36 млрд. фунтов стерлингов. То есть живых денег в ФНБ около 2 трлн рублей.

Ранее министр финансов Антон Силуанов прогнозировал исчерпание средств Резервного фонда. «В этом году мы полностью используем средства Резервного фонда, как это и предусмотрено было законом о бюджете», - говорил он.
Объем ФНБ на 1 января 2018 года, по прогнозу министра финансов Антона Силуанова, должен был составить 3,7 трлн рублей, а его ликвидная часть - 2,3 трлн рублей.
«Исчерпание Резервного фонда - это формальность, связанная с тем, что вместо двух фондов теперь будет один - ФНБ. Хотя, честно сказать, и от ФНБ теперь останется только одно название.
Раньше он был действительно фондом, где резервировались деньги на структурные реформы, на некие проекты будущего, которые должны были изменить социальное и экономическое состояние страны через преобразования, а теперь это просто фонд, получающий деньги за счет превышения расчетной цены нефти и направляющий их на финансирование дефицита бюджета. То есть его можно назвать денежным мешком «на черный день», а также для некоторых целевых программ, к реформам отношения не имеющим», - считает аналитик «Алор брокер» Алексей Антонов
Бывший первый зампред Центробанка Олег Вьюгин заявил «Газете.Ru», что в исчерпании Резервного фонда есть как плюсы, так и минусы. Плюс в том, что это «дисциплинирует» Минфин, поскольку у него не будет возможности «выгрести» деньги из кубышки, и бюджет будет приниматься достаточно достоверно. Минус - что в случае наступления негативных последствий практически не будет «подушки».

При нынешнем курсе нефти исчерпание Резервного фонда ничем не грозит, полагает Артем Деев, ведущий аналитик Amarkets.
Но как только нефть начнет падать до критической отметки в $40 за баррель, то резервы могут быть исчерпаны и необходима будет девальвация рубля.
Но в этом году благодаря высоким ценам на нефть резервы должны пополниться. С 1 января 2018 года в России начинает действовать новое бюджетное правило. Согласно ему, базовая цена на нефть составляет $40 за баррель российской нефти Urals в ценах 2017 года (каждый год это значение будет индексироваться на 2%). Сумма превышения будет пополнять резервы. Минфин будет покупать валюту на рынке на сумму рублевых допдоходов.
Антон Силуанов говорил, что объем покупок валюты Минфином на внутреннем рынке составит в 2018 году 2 трлн руб. при среднегодовой цене нефти $54-$55.
«При цене $54-$55 за баррель это будет около 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов. Перекроет даже те траты резервов, которые у нас в следующем году предусмотрены», - сказал министр.
Он также подчеркнул, что если среднегодовая цена на нефть составит $60, ведомство приобретет валюту на 2,8 трлн руб.

Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс», отмечает, что Минфин вскоре должен опубликовать план и расчеты по пополнению резервов, предварительная оценка находится в диапазоне $38-50 млрд в 2018 году при условии, что нефть будет стоить $55-60 за баррель российской нефти Urals.
В минувшем году Минфин купил валюты на 830 млрд руб. Эти средства пока не зачислены в ФНБ.
Аналитики валютного рынка считают, что операции Минфина будут оказывать давление на рубль, и предрекают ему снижение относительно американского доллара и евро.
«Регулятор планирует полностью выкупить свободную валюту и тем самым ликвидировать профицит платежного баланса, что фактически поставит крест на дальнейшем укреплении рубля», - говорит Михаил Мащенко, аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ.




#Балаково, #Актуально, #Статьи

Министерство финансов России в декабре 2017 года полностью израсходовало . Согласно информации, размещённой на сайте Минфина 10 января, остатки фонда в объёме $7,62 млрд, €6,71 млрд и ₤1,10 млрд были реализованы за 1 трлн 420 млн рублей и зачислены на единый счёт федерального бюджета.

Таким образом, совокупный объём Резервного фонда на 1 января 2018 года обнулился, а с 1 февраля 2018 года «государственная копилка» прекратит своё существование.

История суверенных фондов России, которые стали настоящей подушкой безопасности для экономики в 2008—2009 и частично в 2014—2015 годах, началась десять лет назад. 1 февраля 2008 года единый Стабилизационный фонд разделился на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Одним из сторонников реформирования российской «кубышки» был нынешний председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) и экс-глава Минфина Алексей Кудрин.

  • Алексей Кудрин
  • РИА Новости
  • Илья Питалев

Задача Резервного фонда заключалась в финансировании дефицита федерального бюджета, тогда как ФНБ должен был страховать пенсионную систему и использоваться для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты. Тем не менее в 2008—2009 годах средства ФНБ направлялись для стабилизации финансовой системы.

Наполнение Резервного фонда и ФНБ регулирует Бюджетный кодекс. Так, средства, которые поступают сверх заложенной в бюджете цены на нефть, направлялись в Резервный фонд. ФНБ наполняется лишь после того, как доходы Резервного фонда достигают нормативного уровня — 7% ВВП.

Фактический конец Резервного фонда не приведёт к значительным изменениям с точки зрения функционирования суверенных фондов страны, считает главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик.

«Всё остаётся прежним. Ресурсы, которые накоплены для решения макроэкономических задач, сохраняются. С точки зрения администрации и управления этими ресурсами, будет более унифицированный подход. То есть продолжит функционировать ключевой принцип: дополнительные доходы, которые Россия получает от высоких цен на нефть, уходят в наш суверенный фонд. Это оставляет возможность решения проблемы снижения зависимости от динамики цен на нефть и создает буфер стабильности. Все фискальные правила, весь порядок управления остаётся неизменным», — пояснил Лисоволик в разговоре с RT.

Два в одном

В информации Минфина от 10 января говорится, что по состоянию на 1 января 2018 года объём Фонда национального благосостояния составляет 3 трлн 753 млрд рублей, или $65,15 млрд.

При этом планируется, что 2018 год станет последним, когда дефицит бюджета будет финансироваться за счёт средств ФНБ. Далее фонд будет тратить средства на свою изначальную функцию: финансирование пенсионной системы.

Ранее в 2017 году министр финансов Антон Силуанов не исключил вероятности слияния Резервного фонда и ФНБ. Тогда глава Минфина подчеркнул, что должны быть выполнены все решения, связанные с инвестированием в инфраструктурные проекты через ФНБ.

«Но другая, оставшаяся часть ФНБ — это тот же самый источник для финансирования расходов федерального бюджета, такие же средства, как и Резервный фонд. Не исключаю, что мы можем рассмотреть вопрос о консолидации ресурсов этих резервных фондов, для того чтобы создать единый объём финансирования ресурсов источников дефицита бюджета», — цитирует РИА Новости заявления Антона Силуанова.

  • Министр финансов РФ Антон Силуанов
  • kremlin.ru

Министр подчеркнул, что консолидация суверенных фондов потребует изменений в действующем законодательстве, поскольку этот процесс связан с «формальностями с софинансированием пенсионных накоплений и баланса Пенсионного фонда».

Минфин оценивает дефицит федерального бюджета в 2017 году на уровне 1,6% ВВП, в 2018-м — 1,3% ВВП. Примечательно, что на протяжении всего прошлого года министерство несколько раз корректировало свой прогноз по уровню превышения расходов над доходами госказны на ближайшую трёхлетку.

Эксперты считают, что одним из факторов, могут стать цены на нефть, которые уже сейчас находятся выше заложенного властями уровня. К примеру, 10 января баррель нефти эталонной марки Brent торговался на уровне свыше $69. Однако власти ещё в прошлом году одобрили бюджет на предстоящие три года на основе консервативного прогноза, в котором цена на нефть российской марки Urals ожидается на уровне $40 за баррель.

В то же время в Минэкономразвития не исключают, что могут повысить прогноз по цене на нефть Urals в 2018 году до более $50 за баррель после успешной сделки ОПЕК+. Впрочем, пока действующий прогноз на 2018 год составляет $43,80 за баррель.

Дополнительные нефтегазовые доходы сверх базовой цены власти рассчитывают направить на покупку валюты и пополнение резервов.

Ранее в разговоре с RT главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова отметила, что слияние Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило бы упростить процедуру законодательных изменений для использования самого ФНБ. Эксперт напомнила, что изначально планировалось направлять средства ФНБ не на финансирование дефицита бюджета, а на структурные реформы.

«Пока нет такого сценария. Сейчас задача, которая стоит перед Минфином, перед бюджетом, — это всё-таки начать использовать средства ФНБ в случае волатильности цены на нефть или других негативных событий для бюджета», — заключила экономист.

Сообщил об исчерпании Резервного фонда. Последний триллион был потрачен в декабре прошлого года на покрытие дефицита федерального бюджета. С этого года у России остается только Фонд национального благосостояния. В нем на начало года находилось 3,753 трлн рублей, но на «живые деньги» из этой суммы приходилось около половины. Впрочем, высокие цены на нефть дают шанс на пополнение резервов. Но скупка валюты Минфином может привести к ослаблению рубля.

Минфин России рассказал о результатах размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за период с 1 января по 31 декабря 2017 г.

По данным ведомства, в декабре 2017 года остатки средств Резервного фонда в иностранной валюте на счетах в Банке России ($7,62 млрд, 6,71 млрд евро и 1,10 млрд фунтов стерлингов) были проданы Минфином за 1 трлн рублей и в полном объеме использованы на покрытие дефицита федерального бюджета.

По итогам января-ноября прошлого года дефицит составил 532,4 млрд руб. Но, по традиции, на декабрь приходится самый большой объем расходов, поэтому итоговый показатель дефицита существенно вырастет. По прогнозу министра финансов Антона Силуанова , дефицит бюджета составил в 2017 году около 1,5 трлн рублей или 1,6% ВВП.

После декабрьских операций «на счетах Резервного фонда сформировались нулевые остатки», и с 1 февраля 2018 года он прекратит свое существование, говорится в сообщении ведомства. Согласно принятому в июне прошлого года решению, Резервный фонд присоединяется к Фонду национального благосостояния (ФНБ).

По данным Минфина, на 1 января 2018 года объем ФНБ составил 3,753 трлн рублей, что эквивалентно $65,15 млрд Но из этой суммы на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России размещено только $15,65 млрд, 15,14 млрд евро и 3,36 млрд фунтов стерлингов. То есть живых денег в ФНБ около 2 трлн рублей.

Ранее министр финансов Антон Силуанов прогнозировал исчерпание средств Резервного фонда.

«В этом году мы полностью используем средства Резервного фонда, как это и предусмотрено было законом о бюджете», - говорил он.

Объем ФНБ на 1 января 2018 года, по прогнозу министра финансов Антона Силуанова, должен был составить 3,7 трлн рублей, а его ликвидная часть - 2,3 трлн рублей.

«Исчерпание Резервного фонда - это формальность, связанная с тем, что вместо двух фондов теперь будет один - ФНБ. Хотя, честно сказать, и от ФНБ теперь останется только одно название. Раньше он был действительно фондом, где резервировались деньги на структурные реформы, на некие проекты будущего, которые должны были изменить социальное и экономическое состояние страны через преобразования, а теперь это просто фонд, получающий деньги за счет превышения расчетной цены нефти и направляющий их на финансирование дефицита бюджета. То есть его можно назвать денежным мешком «на черный день», а также для некоторых целевых программ, к реформам отношения не имеющим», - считает аналитик «Алор брокер» Алексей Антонов

Бывший первый зампред Центробанка Олег Вьюгин заявил «Газете.Ru», что в исчерпании Резервного фонда есть как плюсы, так и минусы. Плюс в том, что это «дисциплинирует» Минфин, поскольку у него не будет возможности «выгрести» деньги из кубышки, и бюджет будет приниматься достаточно достоверно. Минус - что в случае наступления негативных последствий практически не будет «подушки».

Но как только нефть начнет падать до критической отметки в $40 за баррель, то резервы могут быть исчерпаны и необходима будет девальвация рубля.

Но в этом году благодаря высоким ценам на нефть резервы должны пополниться. С 1 января 2018 года в России начинает действовать новое бюджетное правило. Согласно ему, базовая цена на нефть составляет $40 за баррель российской нефти Urals в ценах 2017 года (каждый год это значение будет индексироваться на 2%). Сумма превышения будет пополнять резервы. Минфин будет покупать валюту на рынке на сумму рублевых допдоходов.

Антон Силуанов говорил, что объем покупок валюты Минфином на внутреннем рынке составит в 2018 году 2 трлн руб. при среднегодовой цене нефти $54-$55.

«При цене $54-$55 за баррель это будет около 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов. Перекроет даже те траты резервов, которые у нас в следующем году предусмотрены», - сказал министр.

Он также подчеркнул, что если среднегодовая цена на нефть составит $60, ведомство приобретет валюту на 2,8 трлн руб.

Георгий Ващенко , начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс», отмечает, что Минфин вскоре должен опубликовать план и расчеты по пополнению резервов, предварительная оценка находится в диапазоне $38-50 млрд в 2018 году при условии, что нефть будет стоить $55-60 за баррель российской нефти Urals.

В минувшем году Минфин купил валюты на 830 млрд руб. Эти средства пока не зачислены в ФНБ.

Аналитики валютного рынка считают, что операции Минфина будут оказывать давление на рубль, и предрекают ему снижение относительно американского доллара и евро.

«Регулятор планирует полностью выкупить свободную валюту и тем самым ликвидировать профицит платежного баланса, что фактически поставит крест на дальнейшем укреплении рубля», - говорит Михаил Мащенко , аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ.

Фото Павла Сарычева\НГ-Online

По итогам первого месяца текущего года Резервный фонд благодаря курсовой переоценке увеличился на 1%, достигнув 973,5 млрд руб., сообщил в начале февраля Минфин. Однако в сравнении с январем 2016 года объем фонда снизился втрое - с 49,7 млрд до 16,2 млрд долл.

К быстрому расходованию средств Резервного фонда привело падение цен на нефть: если в 2014 году среднегодовая цена барреля Urals составляла 97,6 долл., то в 2015 году – 51,2, а в 2016-м – 41,9 долл. (подсчеты IndexBoxRussia). Причиной тому послужило свертывание в октябре 2014 года Федеральной резервной системой США программы количественного смягчения, за которым последовало ужесточение денежной политики: в декабре 2015 года ФРС впервые за девять лет повысила ключевую ставку (с 0,25 до 0,5%), а в декабре 2016 года довела ее до 0,75%. Это, в свою очередь, стало для инвесторов сигналом к выходу из сырьевых бумаг.

Хотя с конца ноября нефтяные котировки держатся стабильно выше 50 долл/барр, они вряд ли выйдут на аномально высокий уровень трехлетней давности. Причина тому – легкость восстановления добычи на сланцевых месторождениях в США, для перезапуска которых не требуются большие дополнительные инвестиции. В силу этого число работающих в Штатах буровых установок в начале февраля достигло наивысшего за прошедший год уровня – 583 единицы (данные BakerHughes). Увеличение нефтедобычи в США будет неизбежно сдерживать рост котировок вне зависимости от усилий ОПЕК.

Для России это означает риск исчерпания Резервного фонда уже в первой половине нынешнего года. А значит, правительству будет необходимо искать новые источники для балансировки федерального бюджета. Первым из таких источников станет, по всей видимости, Фонд национального благосостояния (ФНБ). О том, что Минфин прибегнет к использованию средств ФНБ для покрытия бюджетного дефицита, министр финансов Антон Силуанов заявлял еще в июне прошлого года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). К началу февраля в ФНБ было накоплено 72,5 млрд долл. – почти столько же (72,9 млрд) в Резервном фонде было сосредоточено в августе 2015 года. Это значит, что средств ФНБ хватит для покрытия дефицита как минимум на год вперед без серьезного сокращения бюджетных расходов.

Другим источником покрытия дефицита могли бы стать заимствования на финансовых рынках. Однако в условиях санкций у правительства для этого нет больших возможностей. Так, перед прошлогодним размещением Минфином 10-летних еврооблигаций ФРС США рекомендовала инвестиционным банкам не приобретать российские долговые бумаги из опасения, что вырученные средства будут предоставлены тем компаниям, что находятся под санкциями. Как следствие, при плане в 3 млрд долл. Министерству финансов удалось разместить лишь 1,75 млрд долл.

В связи с этим правительству рано или поздно придется пойти на радикальный пересмотр бюджетной политики. Ключом к предотвращению острой фазы кризиса государственных финансов может стать сокращение расходов на госкомпании, вооруженные силы и правоохранительные структуры, прирост которых внес основной вклад в увеличение бюджетных трат в последние 10 лет. За 2005–2015 годы исполненные расходы федерального бюджета увеличились на 12,1 трлн руб. – с 3,5 трлн до 15,6 трлн руб. При этом расходы на экономику выросли на 2 трлн руб. (с 249 млрд до 2,32 трлн руб.), на оборону – на 2,6 трлн руб. (с 581 млрд до 3,18 трлн руб.), а на безопасность и правоохранительную деятельность – на 1,5 трлн руб. (с 450 млрд до 1,97 трлн руб.).

В снижении этих расходов и заключается выход из надвигающегося бюджетного кризиса, который грозит стать самым серьезным за последние 20 лет. По своим масштабам такой бюджетный маневр сравним с 67-процентным сокращением закупок вооружений в 1992 году и вынужденным отказом от заимствований на рынке ГКО, который произошел после дефолта 17 августа 1998 года. И в том и в другом случае радикальный пересмотр бюджетной политики происходил уже после бюджетной катастрофы. Хотелось бы, чтобы в этот раз такой пересмотр ее предотвратил.

Исчерпание Резервного фонда в 2017 г. не станет неожиданностью, а финансирование дефицита бюджета может продолжиться из Фонда национального благосостояния (ФНБ), считают эксперты. Опубликованные на днях данные Минфина свидетельствуют, что в 2016 г. средства Резервного фонда уменьшились почти в четыре раза и составил 972,1 млрд рублей. ФНБ за это время "похудел" на 17% до 4,36 трлн рублей.

О том, что Резервному фонду в наступившем году грозит исчерпание, в Минфине признавали еще в прошлом году. Замминистра финансов Алексей Лавров в сентябре прошлого года отмечал , что Резервный фонд оскудеет уже к концу 2017 года, но вслед за этим финансирование дефицита госбюджета начнется из ФНБ. Именно его в финансовом ведомстве считают "пенсионной подушкой безопасности".

Он также не считает, что ФНБ непременно будет потрачен. "Этот фонд будут использовать только в случае необходимости. Есть и другие источники финансирования дефицита бюджета", - отметил он, обратив внимание, что цены на нефть держатся сейчас в районе $50 - 55 за баррель. Как известно, бюджет этого года был сверстан из расчета, что нефть будет стоить $40 за баррель.

Надо сказать, что и в предыдущие годы средняя цена на нефть была выше $40. По данным того же Минфина, в 2016 г. среднегодовая цена российской нефти марки Urals составила 41,9%, а в 2015 г. - 51,23%.

О том, что России вовсе не обязательно полностью растрачивать средства ФНБ сказал и главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. По его словам, искать источники финансирования бюджетного дефицита следует в заимствованиях.

"Россия сейчас находится в достаточно комфортной ситуации, когда она может выбрать источник ресурсов, - предположил Матовников. - Собственно, и Резервный фонд еще не окончательно потрачен, и другие источники финансирования есть. Инвесторы понимают, что у Минфина есть выбор, это позволит заимствовать на хороших условиях".

Однако не все эксперты полагают, что в 2017 г. в финансовой сфере все будет комфортно. В частности, руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг считает, что в 2017 г. может произойти стремительное падение котировок нефти. О том, что низкий курс рубля и падение котировок помогут заставят "шевелиться" российскую власть, сказал "Ленте.ру" бывший министр экономики Сергей Нечаев.

Однако нынешняя ситуация на нефтяном рынке оставляет российским фонда надежду на будущее. В декабре прошлого года министр финансов Антон Силуанов утверждал, что часть дополнительных доходов от роста цен на нефть в 2018 - 2019 гг. будет направляться на покрытие расходов бюджета для сохранения Резервного фонда и ФНБ.