Все о тюнинге авто

Что такое банковское сопровождение контрактов 44 фз. Требование о сопровождении контракта

Что такое банковское сопровождение контракта, когда оно является обязательным, а когда нет, какие разновидности сопровождения контракта существуют, читайте об этом в нашем материале.

Понятие и виды

Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ – это проведение уполномоченным банком проверки осуществляемых платежей и доведение до сведения госзаказчика результатов такого мониторинга, что позволяет заказчику контролировать выполнение условий госконтракта. Банковское сопровождение контракта не предусмотрено что это значит? Это значит, что уполномоченный банк для мониторинга расчетов не привлекается.

Осуществление банковского сопровождения контракта регулируется постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 № 963. Постановление об осуществлении банковского сопровождения контрактов не применяет в отношении:

  • гражданско-правовых договоров, оформленных РФ, ее субъектом, муниципалитетом, бюджетным учреждением, другим юрлицом в соответствии с ч. 1, 4, 5 ст. 15 44-ФЗ;
  • контрактов, оформляемых в рамках гособоронзаказа;
  • контрактов, оформленных вне рамок гособоронзаказа, сведения о которых составляют гостайну.

Банковское сопровождение государственного оборонного заказа производится по правилам главы 3.1 закона «О гособоронзаказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

В рамках постановления № 963 выделяют 2 вида банковского сопровождения:

  • простое (базовое);
  • расширенное.

Подробнее об этих видах, читайте в нашем материале далее.

Простое (базовое) банковское сопровождение госконтракта

Заключается оно в осуществлении мониторинга расчетов, производимых в рамках выполнения контракта. Оно проводится бесплатно и обязательно в случаях:

  • Оформления госконтракта жизненного цикла, когда поставщик проводит полный спектр работ, от разработки проекта до его полной реализации. При этом цена госконтракта превышает 10 млрд ₽;
  • Оформления госконтракта с единственным поставщиком на основании актов, изданных по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, когда цена составляет более 10 млрд ₽, банковское сопровождение установлено таким актом, не установлена обязанность госзаказчика установить обеспечение выполнения такого контракта;
  • Оформления госконтракта, когда такой контракт, его предмет или поставщик определены Правительством РФ, когда в отношении поставщика действуют ограничительные меры, введенные другими странами или их объединениями.

Минимальный размер начальной цены госконтракта, с учетом которого власти субъектов РФ и муниципалитетов определяют случаи проведения банковского сопровождения, равняется:

  • 1 млрд ₽ для регионов;
  • 200 млн ₽ для муниципалитетов.

Расширенное банковское сопровождение

Предусматривает оказание банковских услуг, которые позволяют обеспечить соответствие поставляемых работ, товаров, услуг условиям госконтракта. Оно применятся при:

  • оформлении госконтракта сна строительство с единственным поставщиком, определенным актом Правительства или Президента, когда стоимость работ превышает 10 млрд ₽ и актом не установлена обязанность госзаказчика установить обеспечение выполнения контракта;
  • оформлении госконтракта, цена которого составляет более 15 млрд ₽ и госпрограммой РФ закреплена обязанность привлечь уполномоченный банк;
  • оформляемый госконтракт, определенный Правительством РФ предусматривает казначейское сопровождение;
  • оформляемый контракт, его предмет или поставщик определены Правительством РФ, когда в отношении поставщика действуют ограничительные меры, установленные другими странами.

Расширенное сопровождение платное, максимальный размер не может превышать:

  • 1,15% при цене госконтракта 500 млн – 1 млрд ₽;
  • 1,12% при цене 1 – 5 млрд. ₽;
  • 1,09% при цене 5 – 10 млрд. ₽;
  • 1,05% при цене 10 -15 млрд. ₽;
  • 1% при цене свыше 15 млрд. ₽.

Можно ли в контракте с расширенным банковским сопровождением указать, на что исполнитель не вправе тратить аванс?

Да, заказчик вправе прописать такое требование в контракте. При расширенном сопровождении банк контролирует, как исполнитель расходует аванс. Заказчик определяет случаи, при которых банк согласовывает с заказчиком отказ платить контрагенту. Об этом сказано в подпункте «д» пункта 8 Правил из постановления Правительства от 20.09.2014 № 963.

Узнайте больше в статье «

Банковское сопровождение контрактов - это дополнительный контроль за исполнением контракта со стороны банка. Для этого поставщик открывает отдельный счет в банке, а заказчик платит только на этот счет. Банк может просто мониторить расход денег - это простое банковское сопровождение, а может контролировать результат поставки или выполнения работ - это расширенное банковское сопровождение. Случаи простого и расширенного банковского сопровождения устанавливает Правительство РФ, госорганы субъектов РФ и местные администрации. Информацию о банковском сопровождении заказчик должен указать в , извещении, документации о закупке и контракте. А победитель закупки обязан своевременно заключить договор банковского сопровождения. В противном случае заказчику грозит штраф 3 тыс. руб., а поставщика могут внести в .

Какие установлены требования к банкам при сопровождении государственных и муниципальных контрактов

Чтобы банк мог сопровождать контракты по Закону N 44-ФЗ, должны быть соблюдены следующие условия:

  • он должен иметь лицензию на банковские операции, опыт работы минимум пять лет и капитал не менее 1 млрд руб.;
  • в отношении банка не должно быть требования Банка России о введении мер по финансовому оздоровлению;
  • должны быть соблюдены обязательные нормативы Банка России на все отчетные даты в течение последних шести месяцев.

На это указано в п. 3 ст. 74.1 НК РФ, п. 10 Правил банковского сопровождения контрактов.

Перечень таких банков размещен на сайте Минфина России по адресу: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/.

Победитель закупки или сам заказчик, если, например, ему эту обязанность установило Правительство РФ или субъект РФ, выбирают банк только из этого перечня (п. п. 5, 10, 11, 12 Правил банковского сопровождения контрактов).

Есть еще дополнительное требование к банку: если одновременно с банковским сопровождением проводится казначейское, банк должен быть пользователем системы передачи финансовых сообщений Банка России.

Кроме этого, дополнительные требования к банкам может определить Правительство РФ (п. 10 Правил банковского сопровождения контрактов).

Обратите внимание: если в процессе исполнения контракта банк исключен из списка Минфина России, менять его не надо. Заменить банк надо, только если Правительство РФ, госорган субъекта РФ или местная администрация решили досрочно прекратить сопровождение контрактов этим банком. На это указано в п. 10 Правил банковского сопровождения контрактов.

В каких случаях установить простое банковское сопровождение контрактов

Федеральный заказчик должен установить простое банковское сопровождение (пп. «а» п. 3 Постановления N 963):

  • при заключении ;
  • при заключении контракта с ценой более 10 млрд руб., в том числе у единственного поставщика по решению Президента РФ или Правительства РФ (если нет обеспечения контракта);
  • при закупке товаров (работ, услуг) у поставщиков, которые попали под санкции и выбраны Правительством РФ.

Заказчик субъекта РФ или муниципальный заказчик должен установить банковское сопровождение в случаях, которые определили госорганы субъектов РФ или местные администрации (п. 4 Постановления N 963). Например, для заказчиков Ленинградской области требуется простое банковское сопровождение при ) от 1 млрд руб. (п. 1 Постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2014 N 629).

В каких случаях установить расширенное банковское сопровождение

Федеральный заказчик должен установить расширенное банковское сопровождение, если закупает (пп. «б» п. 3 Постановления N 963):

  • строительные работы по возведению и реконструкции объектов капстроительства у единственного поставщика на сумму свыше 10 млрд руб., но при условии, что не установлено требование об обеспечении контракта;
  • товары (работы, услуги) по госпрограмме РФ на сумму свыше 15 млрд руб. При этом в программе должно быть условие о сопровождении контракта;
  • товары (работы, услуги) по решению Правительства РФ, которое предусматривает казначейское обеспечение обязательств;
  • товары (работы, услуги) у поставщиков, которые попали под санкции и выбраны Правительством РФ.

Заказчик субъекта РФ или муниципальный должен установить расширенное банковское сопровождение в случаях, которые определили госорганы субъектов РФ и местные администрации (п. 4 Постановления N 963).

Как установить требование о банковском сопровождении

Информацию о простом банковском сопровождении укажите:

  • в плане-графике закупок.

В графе 30 нужно указать «да». При заполнении в электронном виде это будет вкладка «Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта» (п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ);

  • в извещении.

В блоке «» укажите, что установлено банковское сопровождение контракта;

  • в документации о закупке.

Пропишите, что установлено банковское сопровождение контракта. Как правило, это указывают в разделе «Информационная карта» (п. 8 ст. 42, ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 54.3, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ);

  • в проекте контракта.

Пропишите права и обязанности поставщика и заказчика. Их нужно взять из п. п. 6, 7 Правил банковского сопровождения контрактов ().

При расширенном сопровождении также укажите в контракте обязанности из п. п. 8, 8(1), 9 Правил банковского сопровождения контрактов.

Если вы не включите условие о банковском сопровождении в документацию или проект контракта, возможен штраф 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Что включить в договор банковского сопровождения контрактов по Закону N 44-ФЗ

Договор банковского сопровождения заключает победитель закупки и соисполнители по контракту с банком.

Договор о простом банковском сопровождении должен содержать (п. 13 Правил банковского сопровождения контрактов):

  • порядок и сроки открытия отдельного счета поставщику и соисполнителям;
  • порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета;
  • возможность списания денег по требованию заказчика в размере аванса на условиях сопровождаемого контракта, если по нему нет обеспечения;
  • обязанность банка предоставлять заказчику ежемесячно: выписку по счету со всеми операциями по счету, отчет, результаты идентификации поставщика и соисполнителя;
  • случаи и порядок изменения и расторжения договора;
  • обязанность банка направлять информацию в Федеральное казначейство в случаях, установленных Правительством РФ.

В договор о расширенном сопровождении контракта включите условия договора простого банковского сопровождения, а также (п. 14 Правил банковского сопровождения контрактов):

  • стоимость услуг банка. Размер нужно рассчитать исходя из цены сопровождаемого контракта. Если его цена (п. 4 Правил банковского сопровождения контрактов):

От 500 млн до 1 млрд руб., то стоимость услуг банка может быть не более 1,15% цены контракта;

От 1 до 5 млрд руб. - 1,12% цены контракта;

От 5 до 10 млрд руб. - 1,09% цены контракта;

От 10 до 15 млрд руб. - 1,05% цены контракта;

От 15 млрд руб. - 1% цены контракта;

  • информацию, которую заказчик должен указать в платежках, а также порядок и сроки проверки банком таких платежек. Эти условия нужно согласовать с заказчиком;
  • перечень и порядок представления документов, подтверждающих основание платежа;
  • сроки и порядок проверки банком представленных документов фактически поставленным товарам (работам, услугам);
  • порядок и условия отказа банка провести оплату;
  • ответственность банка за неправомерный отказ провести платеж по платежным документам;
  • обязанность банка в случаях, установленных Правительством РФ, предоставлять заказчику и Федеральному казначейству в течение пяти рабочих дней с даты получения запроса отчет о результатах мониторинга исполнения сопровождаемого контракта. Отчет направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

Госконтракты. Спецсчета открытые в казначействе - что это? Как открыть? Мы субподрядчики - будем поставлять материалы для подрядчика с госконтрактом

Ответ

Лицевые счета в Казначействе РФ открываются в случаях, когда установлено казначейское сопровождение исполнения контрактов. Порядок казначейского сопровождения определен в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2016 № 1552. Казначейское сопровождение предполагает проведение расчетов между заказчиком и подрядчиком, между подрядчиком и субподрядчиком через счета в Казначействе РФ и с предоставлением документов, подтверждающих расходы.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Для контроля за расчетами и результатами закупки заказчик устанавливает требование, что контракт будет сопровождать банк или финорган.

Банковское сопровождение контракта

Банковское сопровождение контракта - контроль расчетов между заказчиком и контрагентом. Банковское сопровождение заключается в следующем. Поставщик открывает в банке отдельный счет, по которому стороны проводят все расчеты по контракту. А банк мониторит расчеты и доводит результаты мониторинга до заказчика.

Чтобы открыть счет, поставщик заключает договор с банком, а заказчик включает условия по сопровождению в госконтракт.

Правила банковского сопровождения контрактов утвердило Правительство РФ постановлением от 20 сентября 2014 № 963.

Виды банковского сопровождения

Правительство РФ предусматривает два вида банковского сопровождения контрактов: простое и расширенное.

Простое сопровождение

При простом сопровождении банк не контролирует операции поставщика, а только предоставляет заказчику информацию о его платежах. Плату за такие услуги банк не берет.

Заказчики федерального уровня включают условие о простом банковском сопровождении в случаях закупки:

 у конкретного поставщика по решению Президента РФ или Правительства РФ на сумму свыше 10 млрд. руб. Если поставщик обеспечивает контракт, сопровождение не нужно;

 товаров или работ на сумму свыше 10 млрд. руб., которые включают последующее обслуживание, ремонт и утилизацию объекта (контракт жизненного цикла).

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 3 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963 и пунктах 6, 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963.

Расширенное сопровождение

При расширенном сопровождении банк сверяет результаты контракта с первоначальными условиями. Также сопоставляет документы - основания платежа с контрактом по:

 срокам поставки;

 количеству товаров, работ или услуг;

 проектной документации;

 графику работ и фактическим результатам.

Порядок контроля, случаи и основания отказа в платеже пропишите в договоре с банком.

Расширенное сопровождение банк ведет за плату.

Заказчики федерального уровня включают условие о том, что контракт расширенно сопровождает банк в случаях закупки:

строительных работ у единственного поставщика на сумму свыше 10 млрд руб. Если поставщик обеспечивает контракт, сопровождение не нужно;

 товаров, работ или услуг по госпрограмме РФ на сумму свыше 15 млрд руб. В программе должно быть условие о сопровождении контракта;

 которая определена распоряжением Правительства РФ и предусматривает казначейское обеспечение обязательств. Например, банковскому сопровождению подлежат госконтракты на разработку суперкомпьютерной технологии и программного комплекса для оптимизации формы корпуса судна на примере судов высокого ледового класса, по которым госзаказчик - Минпромторг России (п. 1 распоряжения Правительства РФ от 2 августа 2017 № 1658-р). Порядок операций по казначейскому обеспечению обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов установлен приказом Минфина России от 31 июля 2017 г. № 122н/4474-У.

Такой порядок установлен подпунктом «б» пункта 3 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, пунктами 7, 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, и разъяснен в письме Минфина России от 5 мая 2015 № 02-02-04/25683.

1. Простого банковского сопровождения для контрактов на сумму свыше:
- 1 млрд. руб. - для региональных заказчиков;
- 200 млн. руб. - для муниципальных заказчиков;

2. Расширенного банковского сопровождения для контрактов на сумму свыше 5 млрд. руб.

Договор о банковском сопровождении

В договор с банком о простом сопровождении контракта включите обязательные условия:

 порядок и сроки, когда банк откроет отдельный счет поставщику, соисполнителям;

 права и обязанности сторон;

 порядок и сроки, когда зачисляют и списывают деньги с отдельного счета;

 возможность списать деньги в сумме аванса по требованию заказчика, если это прописано в контракте и по нему нет обеспечения;

 обязанность банка в рамках мониторинга расчетов ежемесячно представлять заказчику:
- выписку о движении денег на счете;
- сведения о том, как банк идентифицировал поставщика, когда открывал ему счет;

 случаи и порядок, когда договор о банковском сопровождении изменяют;

 обязанность банка направлять не позднее одного рабочего дня после дня банковской операции по отдельному счету информацию о ней в Казначейство России, если операции по контракту проходят через лицевые счета территориальных органов Казначейства России. Случаи, когда банк подает такие сведения, установит Правительство РФ. Информация направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

В договор о расширенном банковском сопровождении, помимо условий для простого, включите:

 обязанность банка в рамках мониторинга ежемесячно не позднее 25-го числа представлять заказчику отчет, как поставщик исполняет контракт;

 информацию, которую указывают в платежных документах;

 право банка проверять платежные документы в порядке и сроки, которые согласовали с заказчиком;

 перечень и порядок подачи документов - оснований платежа, проверки их банком и случаи отказа в оплате;

 ответственность банка за отказ оплатить документ;

 обязанность банка направлять по запросу заказчика или Казначейства России отчет о результатах мониторинга фактического исполнения контракта. Срок - не позднее пяти рабочих дней. Случаи, когда банк подает такие сведения, установит Правительство РФ. Информация направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

Об обязательных условиях договора банковского сопровождения читайте в пунктах 13-14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963.

Как выбрать банк

Банк, который сопроводит контракт, заказчик выбирает до начала процедуры закупки. А к проекту контракта прикладывает проект договора о банковском сопровождении.

Но не каждый банк вправе сопровождать контракты. А только тот, который Минфин России включит в специальный перечень банков. Актуальный список смотрите на официальном сайте . Этот перечень ведомство ежемесячно корректирует. У заказчиков возникает вопрос: как поступить, если банк в процессе исполнения контракта выбыл из списка? Ничего не меняйте. Банк продолжит сопровождать контракт до тех пор, пока поставщик его не исполнит. Исключение - Правительство РФ, региональные или местные власти решили досрочно прекратить сопровождение контрактов этим банком.

Сопровождать контракт с казначейским обеспечением обязательств должен банк - пользователь системы передачи финансовых сообщений Банка России.

Такой порядок установлен в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, и разъяснен в письме Минфина России от 27 ноября 2015 № 02-02-04/69287.

Казначейское сопровождение контракта

Казначейское сопровождение контрактов проводят территориальные органы Казначейства России по Правилам, которые утвердило Правительство РФ постановлением от 30 декабря 2016 № 1552. Финорганы субъектов казначейское сопровождение контрактов не проводят (письмо Минфина России от 17 февраля 2016 № 02-01-10/8807).

Разъясним, в чем суть казначейского сопровождения контрактов.

Исполнитель открывает в Казначействе России лицевой счет, по которому пойдут расчеты по контракту. Основание - контракт. Его заверенную копию исполнитель представляет в территориальный орган Казначейства России вместе с заявлением (ф. 0531752) и карточкой образцов подписей (ф. 0531753). Если контракт есть в реестре контрактов, копию заверять не нужно.

Исполнитель привлекает соисполнителей - им тоже откроют отдельные лицевые счета. Санкционирование операций по лицевому счету исполнителя Казначейство России проводит по приказу Минфина России от 28 декабря 2016 № 244н.

Заказчик перечисляет на казначейский счет только аванс. А окончательный расчет - на расчетный счет исполнителя.

Казначейство России проконтролирует расходы исполнителя, которые он производит за счет полученного аванса, проверит документы-основания для оплаты расходов. Если выявит нарушения, представит сведения о них в течение пяти рабочих дней:

 заказчику;

 исполнителю.

Об этом сказано в пунктах 5, 27-28 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1552, пункте 15 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 28 декабря 2016 № 244н, пункте 13Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 17 октября 2016 № 21н и письме Казначейства России от 1 августа 2017 № 07-04-05/22-630.

Заказчик включает в контракт условие о казначейском сопровождении:

1. если одновременно соблюдены условия:

o контракт оплачивают за счет средств федерального бюджета, целевых субсидий или субсидий на капвложения из федерального бюджета;

o стоимость контракта - больше 100 млн руб.;

o контракт предусматривает авансовый платеж.

2. по гособоронзаказу. Исключение - контракты, которые заключают:

o Минобороны России;

o другие госзаказчики с условием о банковском сопровождении;

o чтобы обеспечить органы внешней разведки России средствами разведывательной деятельности, а органы ФСБ - средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом.

Если исполнитель по контракту привлекает соисполнителей, их отношения тоже будет сопровождать Казначейство России. Кроме того, Правительство РФ вправе установить и другие случаи обязательного казначейского сопровождения. Например, для контрактов за счет субсидии на иные цели по распоряжению от 28 июля 2017 №1631-р.

Об этом сказано в пунктах 2-5 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 3 марта 2017 № 249.

Условие о казначейском сопровождении не включайте в контракты, которые сопровождает банк.

Информацию об обязательном казначейском сопровождении включите в проект контракта, а потом и в сам контракт. Пропишите:

 запрет заказчику перечислять целевые деньги:
- в уставный капитал другой организации или на депозит;
- на свои банковские счета. Исключение: на зарплату сотрудникам и вознаграждения по ГПД, окончательную оплату договора, возмещение расходов исполнителя, а также оплату валютных обязательств, в том числе для конвертации валюты, чтобы оплатить нерезиденту (письмо Казначейства России от 17 марта 2017 № 07-04-14/05-336);

 обязанность открыть исполнителю и соисполнителям лицевые счета в Казначействе России;

 обязанность подать сведения об исполнителях и соисполнителях по контракту;

 порядок, как представлять документы для санкционирования расходов;

 обязанность указывать в договорах, платежных и расчетных документах идентификатор контракта. Порядок, как его формировать, установит Казначейство России;

 другие условия, которые установит Правительство РФ по пункту 5 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ.

Все условия - в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1552*.»

В определенных договорах, заключенных от имени Российской Федерации (субъекта РФ или муниципального образования), может включаться условие о банковском сопровождении контракта. Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», оказание данной услуги в отношении заказчика в обязательном порядке предусмотрено для госконтрактов, предметом которых является поставка товаров/ выполнение СМР/ оказание услуг для федеральных и муниципальных нужд, а также нужд субъекта РФ.

Что такое банковское сопровождение контракта

Под данным понятием подразумевается осуществление банком проверки выполняемых расчетов и доведения до сведения заказчика результатов проведенного мониторинга в рамках заключенного с банком договора на обслуживание. Для мониторинга подрядчик (поставщик) открывает отдельный расчетный счет, а банк ежемесячно информирует заказчика о движении денежных средств на этом счете.

Порядок проведения банковского сопровождения регулируется Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов», в котором указаны Правила оказания данной услуги.

Виды банковского сопровождения

Простое банковское сопровождение

При простом банковском сопровождении осуществляется мониторинг банком расчетов, производимых поставщиком на отдельно открытом расчетном счете. Отчет в виде выписки о движении денежных средств передается банком не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяцем. Услуги, оказываемые банком в рамках простого банковского сопровождения, оказываются бесплатно и выполняются сотрудниками банка самостоятельно.

Расширенное банковское сопровождение

Расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ включает дополнительно сверку данных, указанных в платежных поручениях, на соответствие фактически выполненным работам, поставленным товарам или оказанным услугам. Сверке подлежат работы и товары на сумму не менее 75% от стоимости договора на оказание данных услуг. Согласно п. 4 Правил, размер оплаты за осуществление расширенного сопровождения рассчитывается в зависимости от цены контракта. При этом оплата не может превышать:

    1,09% от цены контракта общей стоимостью от 5 до 10 млрд рублей;

    1,05% от цены контракта общей стоимостью от 10 до 15 млрд рублей;

    1% от цены контракта стоимостью более 15 млрд рублей.

SEVERIN DEVELOPMENT выступает в качестве строительного консультанта (сюрвейера) и оказывает для банков услуги по расширенному банковскому сопровождению. Компания располагает штатом и ресурсами для глубокого анализа платежей на соответствие целям проекта, фактическим срокам реализации, рыночным и другим важным условиям заключенных договоров и принятым обязательствам по ним.

Порядок осуществления расширенного банковского сопровождения контракта

Порядок осуществления расширенного банковского сопровождения контрактов устанавливается в договоре и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов».

Основная цель расширенного банковского сопровождения – подтверждение целевого использования запрашиваемых денежных средств и их соответствие утвержденным документам по проекту.

Для подтверждения планируемого использования денежных средств консультант SEVERIN DEVELOPMENT запрашивает следующий комплект документации:

    реестр платежей, планируемых к оплате;

    договоры, по которым будет осуществляться оплата;

    основание для оплаты (накладная, подтверждающая приемку-передачу товара или документации от исполнителя заказчику; счет-фактура; акт выполненных работ или акт-приемка сдачи услуг);

    счет на оплату;

    проектную документацию;

    исполнительную документацию (при необходимости);

    иную документацию (по запросу).

В целях подтверждения целевого использования денежных средств консультант подтверждает взаимное соответствие представленной документации:

    предмет договора должен соответствовать целям и задачам инвестиционного проекта. Цена договора должна быть обоснована и соответствовать рынку и утвержденному бюджету, срок исполнения договора – утвержденному графику реализации проекта, условия договора – общепринятой практике.

    объем выполненных строительно-монтажных работ фиксируется и утверждается актом выполненных работ КС-2, факт исполнения работ должен быть подтвержден исполнительной документацией или осмотром объекта.

    факт поставки на объект оборудования должен быть подтвержден товарной накладной и счетом-фактурой. В отдельных случаях – визуально.

    оборудование и фактически выполненные работы должны соответствовать проектной документации.

    стоимость оборудования и фактически выполненных работ должны соответствовать условиям договоров и утвержденному бюджету.

    сроки поставки и выполнения работ должны соответствовать утвержденному графику.

Только после проверки взаимного соответствия документации согласовывается реестр и банком выпускаются деньги. В противном случае из реестра исключаются платежи, оплата которых не обоснована или преждевременна.

Срок осуществления проверки целевого назначения платежей

В зависимости от этапа реализации инвестиционного проекта (контракта), схемы реализации и количества участников (контрагентов) срок проверки и согласования реестра платежей может составлять от 1 до 5 дней. В случае необходимости визуального подтверждения, этот срок соответственно продлевается на время командировки на объект.

Расширенное банковское сопровождение несколько снижает оперативность заемщика (генерального подрядчика). Однако дополнительный контроль со стороны банка и строительного консультанта позволяет реализовать проект с минимальным отклонением от утвержденного бюджета.

Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ - это контроль, который проводится в процессе исполнения соглашений. Поставщики открывают отдельный счет в специализированном кредитном учреждении, а заказчики перечисляют на него оплату за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги.

Есть два типа сопроводительных операций — простые и расширенные. В подп. «а» п. 3 ПП № 963 от 20.09.2014 указано, в каких случаях банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводят в простом формате:

  1. Заказчик и поставщик заключают контракт жизненного цикла.
  2. Товары, работы и услуги приобретаются у поставщика, попавшего под санкции. Такого исполнителя выбирает правительство РФ.
  3. Обязанность сопроводительных операций установили государственные или муниципальные органы власти (п. 4 ПП РФ № 963). По правилам, высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ обязан установить условие о простом банковском сопровождении в государственном контракте, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 10 миллиардов рублей. Под этот норматив попадает и закупка у единственного поставщика, осуществляемая на основании решения президента РФ или правительства РФ. Региональные администрации вправе устанавливать иные лимиты. Например, в Ленинградской области сопровождать госконтракт необходимо, если НМЦК — от одного миллиарда рублей и выше (постановление правительства Ленинградской области № 629 от 29.12.2014).

Разбираемся с расширенным сопровождением

Расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ назначается в особых случаях. Вот когда оно понадобится (подп. «б» п. 3 ПП РФ № 963):

  1. При закупке строительных работ по возведению и(или) реконструкции объектов капитального строительства у единственного подрядчика. Цена такого госконтракта — от 10 миллиардов рублей и выше. Главное условие — отсутствие требования об обеспечении контракта.
  2. При приобретении товаров, работ и услуг по государственной программе РФ. НМЦК (максимальное значение цены контракта) — от 15 миллиардов рублей. В программе стоит обязательное условие о сопроводительных банковских операциях.
  3. При заказе ТРУ у исполнителя, попавшего под санкции и выбранного правительством РФ.

Требование о расширенных сопроводительных операциях устанавливается по указу государственных, муниципальных или местных органов власти. Банковское и казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ осуществляется, если заказчик приобретает товары, работы и услуги по решению правительства РФ с условием обязательного казначейского обеспечения договорных обязательств.

Выбираем банк

Не все кредитные учреждения оказывают банковское сопровождение госконтрактов по 44-ФЗ. Поставщик выбирает банк, который удовлетворяет установленным требованиям. Банковские организации вправе проводить сопровождение контрактов, если (п. 3 ст. 74.1 НК, п. 10 Правил банковского сопровождения соглашений):

  • операционная деятельность кредитной организации лицензирована;
  • опыт работы — не менее пяти лет;
  • капитализация — минимум 1 миллиард рублей;
  • в отношении учреждения не проводится санация;
  • в течение полугода соблюдаются отчетные нормативы, установленные Центробанком (проверяются все отчетные даты за предшествующие шесть месяцев).

Выбирают сопровождающую кредитную организацию как поставщики, так и заказчики. Если требуется банковское сопровождение контракта 44-ФЗ, исполнитель обязан заключить соглашение с банком. Выбор исполнитель или заказчик делают самостоятельно, сверяясь с перечнем на сайте Минфина РФ . Минфин ведет реестр кредитных организаций, которые лицензированы на сопроводительную работу с госконтрактами. Нельзя заключить соглашение с банком, если он не включен в этот перечень (п. 5, 10, 11, 12 Правил).

Если кредитную организацию исключили из реестра Минфина в ходе исполнения контракта, у поставщика нет необходимости искать новое сопроводительное учреждение. Сменить банк придется, только если правительство или местная администрация примут решение о досрочном прекращении соглашения о сопровождении госконтракта (п. 10 Правил).

Если дополнительно требуется казначейский контроль, проверьте, подключен ли выбранный банк к системе передачи финансовых сообщений ЦБ РФ.

Устанавливаем требование о банковском сопровождении

Такое требование необходимо установить еще до начала проведения закупки. Обозначьте условие о банковских сопроводительных операциях в информационной карте закупочной документации (п. 8 ст. 42, ч. 1 ст. 54.3, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ), в проекте контракта (в разделе «Обязанности поставщика и заказчика», ч. 26 ст. 34 44-ФЗ) и в извещении (для этого предназначен блок «Обеспечение исполнения контракта»). Формулировки берите из Правил банковского сопровождения (пункты 6, 7 Правил).

Расширенный формат формулируйте в госконтракте в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил. За отсутствие требований о банковском контроле (если они обязательны) заказчику грозит штраф в размере 3000 рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Вот пример формулировок из заключенного госконтракта:

Составляем договор банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ

Заключение договора с банком — это обязанность победителя закупки (поставщика) и(или) соисполнителя. Если вы заключаете простое сопроводительное соглашение, внесите в него (п. 13 Правил):

  • порядок открытия отдельного счета, зачисления и списания денег;
  • сроки открытия и отдельного счета, и проведения всех денежных операций;
  • возможность авансирования и списания сумм по требованию заказчика (доступно, если нет условия об обеспечении);
  • обязанности банка (отправка выписки по счету и расшифровки операций, идентификация исполнителя и соисполнителя и ее результаты, направление требуемых сведений в Федеральное казначейство);
  • правила изменения и расторжения договора.

Для расширенного сопровождения в соглашение придется включить и другие условия. Проверьте, чтобы исполнитель указал (п. 14 Правил):

  1. Стоимость услуг кредитной организации.
  2. Информацию, которую заказчик впоследствии пропишет в платежном поручении (перед заключением договора согласуйте этот пункт с заказчиком).
  3. Список документов, подтверждающих исполнение госконтракта. Сроки проверки подтвердительной документации сотрудниками кредитной организации.
  4. Случаи отказа транзакции. Ответственность кредитора за неправомерный отказ.
  5. Обязанность банка предоставлять отчет в форме мониторинга по запросу Федерального казначейства. Документооборот осуществляется через систему передачи финансовых сообщений ЦБ РФ.

В п. 4 Правил указано, что стоимость услуг кредитного учреждения зависит от цены контракта и варьируется от 1% (ЦК — 15 миллиардов рублей и выше) до 1,15% при цене госконтракта от 500 миллионов и до одного миллиарда рублей.